Jul 08, 2014 22:59
Я, судя по всему, единственный, кто не знает (и по-прежнему не интересуется), что там и кому сказал Кургинян. Не было ни времени, ни интереса. Что бы он ни сказал, я этот ажиотаж разделить не могу. Потому что все выводы на тему «Кургинян сказал - значит, Кремль собирается…» мне кажутся притянутыми за одно место. Кургинян говорит то, что думает сам Кургинян. Как и Холмогоров, Проханов или Дугин. Видеть в дрожании их левой икры какие-то отражения мысли тех, кто принимает реальные решения - это как-то несерьезно. Тут даже слова Матвиенко - уж на что ближе к центру принятия решений - и то нужно воспринимать не буквально, а в смысле: почему это говорит именно она и именно сейчас? А уж про Кургиняна… Я понимаю, всем по-прежнему жутко интересно, что же сейчас в голове мирового политика №1. Кого он там опять сливает, и кому что вводит. Но, мне кажется, с Кургиняном выбран самый неудачный способ познания Непознаваемого.
Хотя про одно хотелось бы все же сказать, раз уж мы о значении слова, которое не воробей и, тем паче, не стерх. Мне кажется, то ли из-за общей горячки момента, то ли в силу особенностей личности, многие напрочь разучились признавать свои ошибки. Даже просто выказывать хоть тень сомнения в собственной позиции. Если уж сказал, что надо нанести ракетно-ядерно-бомбовый по Киеву, или, скажем, что Крым придется вернуть - то всё, хоть ты тресни: шаг влево, мысль вправо, почесать репу - ни-ни. Отстаивать до последнего патрона, каждый несогласный - враг, сомневающийся - предатель. Сплошь твердые искровцы, итить их… В итоге человек становится заложником собственной позиции, лишая себя права на свободный анализ, на диалектику, на трезвый учет альтернатив. На допущение того, что у тебя могут быть не все вводные для точного вывода.
Эмоции - да. На это право есть у каждого. Только один нюанс: вы бы хотели, чтобы вашей страной правили, руководствуясь одними эмоциями? За руль-то не всякий раз после семейной ссоры садиться стОит, а уж за объявление войны… А ведь речь идет именно об объявлении войны, давайте уж называть вещи своими именами. Об объявлении войны Россией Украине. Не нужно говорить, что она и так идет, что все равно терять нечего, что нам и так объявили санкции и не простят Крым. Да, санкции, да, не простят, обвиняют в участии и грозят. Только нападение государства Россия на государство Украина существует пока только в национальном фольклоре, именуемом «украинские СМИ». И сказки эти выполняют ту же самую функцию, что и во времена Арины Родионовны: убаюкивать детское сознание.
Чем партия «невведенцев» отличается от партии «всеслильщиков»? Лишь собственным взглядом на выход из ситуации, но никак не обладанием истиной или даже более точной информацией. Причем, с немалой долей вероятности неправым может оказаться любой. В том числе и я. Мое отличие от «твердых искровцев» в том, что я готов это допустить. Именно потому, что убежден - решения принимаются и даже сливаются не кургинянами.
А вот у принимающего решения по-прежнему стоит выбор между тем, чтобы стать либо национальным, либо глобальным лидером. Увы, это не совпадающие, а в чем-то, возможно, и взаимоисключающие вещи. «В чем-то» - это как раз в теме войны. Настоящей, а не испанско-добровольческой. По-прежнему считаю, что останавливают его не санкции, не слабо, не «слил», не интересы друзей или курс рубля, а именно его ощущение, что не исчерпан его глобальный потенциал. Войной он будет закрыт, практически, навсегда, хотя дома ее многие одобрят и поймут. Да, докажет, что мужик, да, зауважают силу, да, будут знать, как связываться. Но про глобальное моральное и политическое лидерство можно будет забыть. А он всегда считал себя именно глобальным, а не только национальным политиком. Я сам это видел в Мюнхене. И сейчас дзюдоист увидел шанс использовать мощь противника для того, чтобы обратить ее в слабость. Ведь глобальная матрица затрещала. Украина из намечавшегося триумфа превращается в большую жо… проблему. Во всяком случае, для того, в чьей зоне ответственности она окажется. Знакомый эксперт мне говорил, что Украина в Таможенном союзе нам стоила бы 30-40 млрд долл ежегодно. Это была бы реальная плата за Севастополь и право считать ее среди своих.
А своих ли? Ведь Украина, помимо прочего, выявила еще одну важную вещь. Реальную роль России в жизни и экономике ее соседей. Мы дотировали их хозяйство на многие миллиарды, и это воспринималось как должное. Мы же братья, типа, тут и благодарить не за что: в семье так принято. Оно бы так, но когда приходил дядя со стороны, и давал пару миллионов «на развитие демократии», это преподносилось как манна небесная и золотой дождь от богатых и успешных. А миллиарды от нищей и отсталой рашки - это так, плата за то, что мы с ней имеем дело. А вот наша Мечта - это те, которые «на развитие демократии». Почему? Естественно, потому, что у них пенсионеры счастливы и дороги хорошие.
Маленький нюанс в том, что, в общем-то, каждому самому решать, на что ему направлять миллиардные прибавки к бюджету - на пенсионеров, или на яхты. Нигде Россия не оговаривала в качестве условия, что ее миллиарды нужно пилить или проигрывать в казино. Мы давали газ и энергию, и это, так или иначе, доходило до каждого. Не доходило только, что все это шло от той самой России, где плохие пенсионеры и дороги. Потому что она и сама не идеально распоряжается своим богатством. Но и не считает это идеалом или условием поддержки других стран. Она помогала, а дальше - их дело.
И вот тут оказалось, что не совсем их дело. Пока мы давали миллиарды и верили в незыблемость исторических связей и в человеческую благодарность, другие ребята торчали тут уже второй десяток лет. Все их собственные, западные кургиняны, дугины, холмогоровы, затулины, никоновы и иже с ними не вылезали из украинских коридоров власти и общества, они сидели на круглых столах, они убеждали и льстили местным политологам и экспертам, возили их к себе. Сотни всяких НПО и «think tanks» безвылазно торчали на Украине для того, чтобы за 10 лет майдан превратился в евромайдан. Ну а мы где были 20 лет? Вот все наши нынешние эксперты и суперзнатоки Украины? Им интереснее было не в Киев или Донецк, а в Канн или Висбаден мотаться? А вы Канн или Висбаден хотели от мирового супостата защищать, или как? Мы не агитировали, не растили пророссийскую силу и лидеров даже на Юго-Востоке - где теперь все возникло буквально на ходу, в отличие от евромайдана с его 20-летним бэкграундом. И теперь эти свои промахи в «мягкой силе» сурово так требуем компенсировать войной. Причем и промахи, и войну хотим свалить только на Кремль. Ибо и работать 20 лет на Украине должен был он, и войска вводить - тоже он, а мы будем с диванов рассказывать, как у него плохо получается. Вот у нас бы точно лучше получилось бы. Да диван не пускает.
Украина,
что делать?,
Кургинян,
Путин