Единство государства воплощают и скрепляют, мне кажется, не язык и связанная с ним общность национальной культуры - вон, в Швейцарии люди говорят на трех разных языках, и ничего. Даже не единые органы управления - Бельгия полтора года вообще жила без правительства! И не рухнула в тартарары. А там, кстати, также в основе был серьезный спор между двумя национально окрашенными частями - фламандской и франкофонной. Вот только армия там при этом не раскололась и не металась в выборе, за кого ей быть. И из НАТО со штаб-квартирой в столице самой же Бельгии ни одной из частей и в голову не приходило выйти - как и из еврозоны. Полиция следила себе за порядком и ловила преступников в штатном режиме. Отношения с соседями, как и с США, с Россией или с Китаем не изменились.
Похоже, именно эти вещи и оказываются самыми важными в сухом остатке. Вот вы как себе представляете единую армию Украины? Набрали ее из всех регионов - и от кого она будет защищать? От России или от НАТО? А какой может быть для «единой Украины» внешняя политика? Это же Тянитолкай какой-то, а не общий курс. А полиция? Ей кого лупить - русских или «правый сектор»? Как бы ни склеивали сейчас части, не трубили про территориальную целостность - картина не получается. Не столько по внутренним проблемам, сколько именно по внешним.
Ибо Украину взорвали и разорвали не унитазы Януковича, а «холодная война» в Европе. Когда кому-то захотелось не просто форсировать геополитическую переориентацию Украины, но сделать это смачно, в виде оплеухи России. Помните в советской эпопее «Тени исчезают в полдень» был эпизод, когда Фролка уводит у председателя Захара невесту? Но не просто уводит, а прямо с чужой свадьбы, чтоб побольнее - по наущению местного вредителя Устин-Акимыча. Вот что-то такое и намечалось с соглашением об ассоциации. Янукович опомнился, прочитал текст и понял: ешкин кот, это ж война с Россией! - и дернул стоп-кран. Но оказалось, что событиями управляет уже не он.
Это понимание важно не только для Украины. Потому что наши внутренние расколы также проходят не по рубежу лояльности власти, любви-нелюбви к коррупции или олигархам (я вообще не представляю, кто их любит, бедолаг). Равно как и не по отношению к духовности-скрепам, «кооперативу «Озеро» или «корпоративу «Эхо», Победе и «абажурам». Но прежде и более всего по внешним темам. Все остальные штуки - лишь поводы и индикаторы.
Нет у нас никакой «партии войны» и «партии мира» - это все пафосная белиберда для самозавода. А есть «партия России» и «партия Запада», простите за банальность. В условиях обострения «холодной войны» различия между ними становятся максимально явными. Когда же на геополитических фронтах все тихо, они могут уживаться даже в голове одного президента.
И такого нет больше нигде, у всех прочих оппозиция - это спор за размеры пенсий и кривизну огурцов. Нет прокитайской партии в США или проиранской - в Германии. А у нас такая есть. И была всегда, при любом режиме - именно поэтому у нас сегодня нет ни малейшего основания считать ее исключительно антипутинской или антикоррупционной. В.И.Новодворская, у которой, как известно, на языке то, что у отечественного либерала на уме,
отчеканила в свое время: «русские интеллигенты всегда были кем надо: поляками в 1863-м, литовцами в январе 1991-го, украинцами во время Майдана, чехами и словаками в августе 1968-го, венграми - в 1956-м, эстонцами в дни победы Эстонии над Бронзовым Солдатом».
Она и сегодня последовательна: «Сегодня каждый порядочный россиянин должен желать поражения своему Отечеству». Сегодня они все - тягнибоки и «правые сектора», просто потому что те - против России.
Это никакая не «партия мира», конечно. Их пацифизм заканчивается на военных операциях Запада. Их нынешний пафос о неприкосновенности гостерриторий легко совмещается с признанием независимости Косово. Просто потому, что то же самое уживается в западных головах - когда Керри на полном серьезе
отливает в фаянсе, что «в 21-м веке уже нельзя вести себя в стиле 19-го столетия и вторгаться в другую страну под совершенно надуманным предлогом» - он искренне в это верит, без всяких свежих исторических аналогий. Двоемыслие по Оруэллу стало официальной мыслительной парадигмой Запада, а западничество, в свою очередь - главным и единственным качеством отечественного либерала. Хотя и либералом-то он себя называет только потому, что Запад считает себя либеральным. Как говорил Е.П.Радомский в романе «Идиот», «такого не может быть либерала нигде, который бы самое отечество свое ненавидел. Чем же это всё объяснить у нас? Тем самым, что и прежде, - тем, что русский либерал есть покамест еще не русский либерал; больше ничем, по-моему».
Ведь либерал, наверное, должен заботиться о правах человека, не так ли? А помните, что стало причиной последних военных конфликтов и интервенций? Что права человека и предотвращение их нарушений важнее территориальной целостности и суверенитета государства. Из-за этого бомбили ливии с ираками и расчленяли югославии. Сегодня под явной угрозой права русских на Украине. Выходит, истинный либерал должен быть сегодня в «партии войны»?
Либералы, ау!