Эволюционный облом

Jul 07, 2012 23:44



Обломалось мне стать первооткрывателем эпистемной эволюции. А я‑то думал, что первый на гору забрался, а раскопал горку камней, и вижу: «Феномен человека» Тейяра де Шардена, в котором вся сущность попперовской эпистемной эволюции уже описана. Описана семьдесят лет назад, за четверть века до того, как я на свет появился! Какой облом! Тут же передо мной встал вопрос: надо ли мне, вопреки известной мудрости «из песни слова не выкинешь», выкидывать слово из своей “песни” - назвать попперовскую эволюцию тейяровской по имени первооткрывателя?

Со здравым смыслом я решил не спорить: слово выкидывать не буду - лучше еще одно добавлю - пусть эпистемная эволюция будет теперь тейяро-попперовской. Пьер Тейяр де Шарден ее открыл, а Карл Поппер предложил свое видение ее механизма, как рост научного знания, проявляющийся в процессе постоянного появления-совершенствования научных теорий.

Ну а мне что остается? Это же надо - целых пять лет я чувствовал себя изобретателем эволюционного “велосипеда” - прямое следствие моей философской малообразованности. Значит в сокровищнице философской мысли могут быть и другие нужные мне ценности, о существовании которых я даже не подозреваю! Теперь мне только и остается, что утешать себя надеждой, что, может быть, моя модель “велосипеда” окажется более удачной - начнут люди ей пользоваться. А это и есть именно то, что инженеру надо - чтобы творение его ума и рук было нужным людям.

В связи с этим, вспомнился мне вопль изобретателя, который периодически звучал на страницах советской прессы: «Не надо мне ваших денег - только используйте то, что я придумал-изобрел!» Жестоко поплатилась Советская власть за свое небрежение к плодам человеческой эволюции - нет ее больше - панцирь догматизма, на который она уповала, оказался плохой защитой, не спас ее. По этой же причине и российская власть, в ее нынешнем виде, тоже долго не протянет - не будешь эволюционировать, цикл Дарвина вынесет тебе свой беспристрастный приговор. И будет он для тебя жестоким.

Конечно, идеология общества потребления, на которую сейчас уповают наши правители, поможет продлить им время пребывания во власти, но существенную помощь она оказать не может - Его Величество Потребитель сильно недоволен тем, что дела в российском государстве идут из рук вон плохо, т.к. это создает реальные угрозы для его возможностей потреблять. Ничто пока не дает оснований надеяться на то, что работа аттрактора недовольства будет остановлена, или хотя бы замедлена. Вопрос о будущности России все больше становится вопросом о том, какой будет очередная российская бифуркация - станет она еще одним этапом разрушения страны, или ознаменует начало ее возрождения.

А я пока, как это ни странно, радуюсь своему облому - тому, что попал в число изобретателей “велосипедов” - для меня это является свидетельством того, что я нахожусь на правильном пути. Честолюбие - а оно у меня конечно есть - никогда для меня не было тем, что определяет направление приложения усилий. У меня оно удовлетворяется не тем, ЧТО я сделал, но тем, что я СМОГ это сделать. Это удовлетворение от того, чего я достиг в своей личной, персональной тейяро-попперовской эволюции, это удовлетворение от достигнутого мной уровня компетенции - от самоактуализации. Точнее сказать, это сама она и есть - самоактуализация, открытая Абрахамом Маслоу.

Как бы ни оценивали меня другие, сам я знаю свое место, знаю, чего я стою. Еще знаю, что чего бы я не достиг, мне всегда будет хотеться большего - самоактуализация, это еще и недовольство собой, неотделимое от довольства. Недоволен, значит знаешь, что это за большее, к которому стремишься, и видишь путь, который предстоит пройти. Смогу ли пройти путь, который себе наметил - этого я не знаю, но точно знаю, что буду всегда к этому стремиться. Я живу радостью от каждого шага, который мне удается сделать на этом пути. Пока могу делать такие шаги - я живу, жизнь имеет для меня смысл. К открытию Маслоу я могу добавить, что самоактуализация всегда динамическая: остановился - и все - нет ее.

Миссионерские мотивы тоже присутствуют в моей жизни - хочется и другим помогать подниматься. Пока это желание выразилось только в том, что завел я себе блог в Живом Журнале.

Самоактуализация-самоактуализацией, но как же так получилось, что мне пришлось заново изобретать “велосипед”? Почему безусловно выдающееся открытие Тейяра де Шардена оказалось не оцененным по достоинству - не имеет той известности, которую заслуживает - не выделяется из ряда других философских теорий? Или это и есть оценка по достоинству?

Теории философии, как и теории математики, свою ценность обретают, когда с их помощью становится возможным что-то делать. Чем значительнее дела, которые помогает делать теория, тем она для нас ценнее. А что можно делать тейяровской эволюцией? Сам отец Тейяр этого не сказал, не показал, и никто другой не догадался, не додумался. Или не было еще в ХХ веке потребности в этом инструменте у людей? Или не доросли они до него?

То ли дело дарвиновская эволюция - с ее помощью люди заглянули в прошлое своего мира и оспорили могущество самого Бога! А ценность тейяровской эволюции для нас должна быть выше ценности дарвиновской эволюции - она указывает нам путь в будущее! Тейяр де Шарден даже указал нам место, где это будущее находится - это ноосфера.

Одного не сделал святой отец Тейяр - не соединил свою философию разума «Феномена человека» со своей философией духа «Божественной среды» - не смог отделить содержание от старой формы, чтобы облечь его в новую форму.

Эволюционизм Дарвина сильнее, чем какая-либо другая научная теория, поколебал могущество бога, а эволюционизм Тейяра де Шардена призван восстановить это могущество. Бог философии откровения сделал нам биосферу. Бог философии отражения, лик которого явил нам отец Тейяр, созидает для нас ноосферу - свою божественную обитель.

Жить в ноосфере люди смогут только в том случае, если обретут в себе бога. Они его и обретают постепенно в процессе эволюции - в этом смысл второй глобальной религиозной реформации и нашего времени. Билеты на поезд (или на самолет?), идущий в ноосферу уже продаются - это уже крепко стоящий на ногах бизнес - услуги всевозможных школ личностного роста и духовных учителей сейчас востребованы как никогда. Несмотря на то, что новая вера еще не вышла из стадии непрекращающихся интенсивных опытно-конструкторских разработок, услуги по воцерковлению уже успешно продаются - это залог того, что со временем появится и сама новая Вера, как закономерный итог эволюционного развития этого бизнеса, удовлетворяющего соответствующую потребность эволюционно выросшего человека.

Переход от жизни в биосфере к жизни в ноосфере - это, пользуясь терминологией спиральной динамики, переход от жизни первого порядка к бирюзовому миру второго порядка. Теория спиральной динамики Клэра Грейвза, рожденная гуманистической психологией, является современным вариантом диалектики. Эволюцию, о которой Пьер Тейяр де Шарден писал в начале ХХ века, К.Грейвз обнаружил в ходе своих экспериментальных исследований во второй половине этого века. Как мир живого Земли представлен организмами, представляющими все этапы дарвиновской эволюции, так и человеческий мир образован индивидами, находящимися на разных эволюционных уровнях развития сознания. Таких уровней К.Грэйвз выделил девять, а Дон Бек и Крис Кован в своем изложении теории Грэйвза в книге «Спиральная динамика» раскрасили эти уровни разными цветами: от бежевого, соответствующего нижнему эволюционному уровню, до высшего - бирюзового. Получилась очень симпатичная диалектическая радуга, привлекательная своей младенческой политкорректной невинностью - кто в теме, тот поймет, а кто не в теме, тот не испугается.

Спиральная динамика К.Грэйвза, как и теория самоактуализации А.Маслоу, примечательны тем, что ростки новой жизни эти исследователи обнаружили среди жителей Соединенных Штатов Америки, где каток идеологии общества потребления без устали укатывает почву, чтобы как можно сильнее замедлить эволюционный духовный рост человека, чтобы как можно больше было бежевых людей и меньше бирюзовых. Но эволюция идет своим чередом - бирюзовых становится все больше, несмотря на засилье бежевых. Недолго уже катку кататься, но пока он еще делает свое дело - укатывает почву, в которую эволюция сеет свои семена. Сейчас он стараниями наших реформаторов докатился до России, а в нас еще жива память о том, как в советском прошлом старались не укатать почву, а наоборот - сделать ее более плодородной. К этому надо и сейчас нам стремиться, если хотим из отстоя выбраться.

Жители ноосферы - это самоактуализированные люди, достигшие в своем развитии высшего, бирюзового, уровня. Жить в ноосфере - значит руководствоваться в своей жизни категорическим императивом Канта - поступать всегда так, как если бы твоя мотивация была основой всеобщего морального законодательства - чувствовать себя ответственным за судьбы мира. Спасешь свою душу - будет спасено и человечество. Не будь маленьким человеком - старайся вырасти большим - обрети в себе Бога - дорога в ноосферу откроется и для тебя. Но ни поезд, ни самолет тебя туда не доставят - только сам, только своими ногами. Развиваясь и самосовершенствуясь, ты сможешь туда попасть.

Слабо пока заселена наша ноосфера, но эволюция продолжается - ноосфера заселяется. Когда-то и в биосфере далекие предки современного человека не выделялись своей численностью среди других животных. Но появилось в биосфере мыслящее ядро, стало оно расти-эволюционировать, крепнуть, и привело это к тому, что стала мыслящая часть биосферы определять само существование всей ее остальной части. Сейчас идет процесс образования ядра в ноосфере, который замечательно и описал отец Тейяр в своем «Феномене человека». Этот процесс можно будет считать завершенным, когда ноосфера заявит о себе новой Верой - начнется в истории Земли новая эпоха - ноосфера начнет оказывать определяющее влияние на жизнь на нашей планете. Недалеко уже то время, когда в ноосфере сработает диалектический закон перехода количества в качество - повсюду в нашей жизни мы видим проявления работы духовно-религиозного аттрактора - значит будет и бифуркация.

Лучшее представление о том, какой будет новая Вера, дает «Божественная среда» Тейяра де Шардена, если не обращать внимания на имеющиеся в ней рудиментарные остатки христианской философии откровения. Здесь, как и у И.Канта, мы видим нового Бога, облаченного в старые одежды христианской веры. В Боге Тейяра де Шардена, как и в Боге Канта, я без труда узнал своего виртуального Бога. Я благодарен отцу Тейяру за то, как великолепно живописал он мне моего Бога!

Философия откровения дорисовывает нам по отражению то, что глаз мог бы увидеть. Философия отражения в этом не видит никакой необходимости - ей не нужно, чтобы то, что она видит разумом, можно было бы еще увидеть и глазами, чтобы поверить в истинность увиденного разумом. Тейяр де Шарден в «Божественной среде» пытается при помощи философии отражения обосновать истинность положений христианской философии откровения. Эти усилия напрасны - для тех, кто дорос до философии отражения, истинность положений философии откровения является уже несущественной. А для фанатов философии откровения любой, отступающий от догматов философии откровения всегда будет еретиком. Ситуация сродни следующей: находящиеся внизу альпинисты критикуют своего товарища находящегося на вершине - по их мнению, он неправильно забирался на эту вершину, а того, что он оттуда видит, быть не может. В альпинизме подобная ситуация является невозможной, а там, где речь идет о вершинах человеческого духа и интеллекта, подобная ситуация встречается довольно часто, потому что здесь каждая новая вершина - это новая парадигма. Неподвластны эти вершины тем, кто отягощен грузом старых парадигм. Это хорошо показал Томас Кун, автор теории парадигм, в книге «Структура научных революций», где он эту теорию излагает. В этом причина того, что критикуют Тейяра де Шардена наши православные ортодоксы, а заодно и Александра Меня, который высоко оценил его видение бога. Отец Александр узнал в образе бога, описанном отцом Тейяром, того бога, к которому и сам пришел. Но это уже не бог философии откровения, а бог философии отражения - только его лик видят всегда те, кому удается дойти до Бога. Название у бога на этом эволюционном уровне развития человека может быть любым - не в нем дело. Вполне естественно, что люди не отличают этого бога от бога той философии откровения, которая помогла им обрести его, но рано или поздно, они этому научатся.

В «Феномене человека» мы уже видим: осознал Тейяр де Шарден свой выход за пределы традиционной парадигмы бога - в «Божественной среде» этот выход только наметился. Две книги - но только один шаг в эволюционном восхождении человека. Не просто человека - обитателя ноосферы. Шаг очень наглядный и значительный - с уровня И.Канта на уровень Г.Гегеля, с уровня, где с ним еще был бог философии откровения, на уровень, где этого бога уже нет. Следующий шаг, который предстоит сделать обитателям ноосферы - это обрести форму представления для своего бога от философии отражения - философию еще ждет своя научная революция, связанная с переходом на новую парадигму бога - она давно уже эту революцию вынашивает - от бога философии откровения родится бог философии отражения, подобно тому, как от Бога Ветхого Завета родился Бог Нового Завета. Это тоже была революция в зарождающейся философии откровения - сын от папы отличается принципиально, что неудивительно - зачатие-то было непорочным.

Что собой представляет обитатель ноосферы, Тейяр де Шарден нам показал в своей «Божественной среде» - рассказывая о своей вере, он описывает нам саму свою душу. Загляните в нее, и вы увидите - вот человек, достигший бирюзового уровня самоактуализации и Мастер спирали - один из тех, кто закручивает очередной виток самой спирали человеческой эволюции.

Образ Бога - это всегда образ человеческой души - других ликов у него быть не может. Человеческая душа - это единственное зеркало, в котором мы можем увидеть отражение Бога, другой возможности для этого у нас нет - все религии монотеизма начинались с того, что являл Бог людям свой лик, представая перед ними в образе человеческом. Тех, кто своей жизнью явил нам образ божий, церковь причисляет к лику святых. Отец Тейяр тоже заслужил, чтобы его церковь причислила к лику святых, но есть для этого одно непреодолимое препятствие - его образ не вписывается в старые догматические рамки философии откровения - фундамента, на котором стоит все здание христианской церкви, так же, как и храмы других религий монотеизма. Значит надо нам ждать скорого появления религии, рожденной философией отражения, стены храма которой уже не будут тесными для выросшего человека, такого, как Пьер Тейяр де Шарден - человека, открывшего нам дверь в ноосферу - новую обитель для бога, в которой он будет жить вместе с людьми.

теория парадигм, К. Поппер, спиральная динамика, Клэр Грейвз, феномен человека, А. Маслоу, Пьер Тейяр де Шарден, самоактуализация, бифуркация, эпистемная эволюция, ., ноосфера, Бог, Т. Кун, аттрактор, божественная среда, эволюция

Previous post Next post
Up