Продолжение книги «Инфодинамика в инфодинамике». Здесь же будет 9-я глава «Третий глобус Земли»
Можно ли перелить море в стакан? Оказывается, можно, если мы имеем дело с морем информации - об этом нам говорит недавно родившаяся на свет божий наука инфодинамика - на протяжении всей своей истории люди именно этим и занимаются, постигая самих себя и окружающий мир. Сам процесс подчиняется второму началу инфодинамики, формулировку которого предложил в 2022 году Мелвин Вопсон в работе «Второй закон инфодинамики и его следствия для гипотезы моделируемой Вселенной». Этот закон Вопсон именно что по-новому сформулировал, а не открыл, поскольку закон Вернадского-Бауэра - это, по сути, другая формулировка второго начала инфодинамики, в соответствии с которым у нашей планеты Земля зародилась и продолжает формироваться ноосфера. Отдадим М.Вопсону должное - предложенное им само название закона является очень точным, т.к. уже в нем содержится указание на фундаментальность - на то, что это закон мироздания.
Сравним формулировки.
Закон Вернадского-Бауэра (закон максимума биогенной энергии): любая система с участием живого вещества, находясь в состоянии "устойчивой неравновесности" и эволюционно развиваясь, увеличивает своё воздействие на среду.
Второй закон инфодинамики (аналог второго закона термодинамики): системы и процессы стремятся к наименьшей информационной энтропии в состоянии равновесия.
Объединяет формулировки то, что обе указывают на рост негэнтропии - величины обратной энтропии, но у Вернадского-Бауэра речь идет только о системах с участием живого, а Вопсон распространяет действие закона на все системы - как на живые, так и на косные (системы из неживой материи). Однако, советский ученый Александр Руденко в своей теории элементарных открытых каталитических систем (ЭОКС) показал, что и в косных системах может идти внутренняя работа против равновесия, которую Э.Бауэр открыл у живых систем. Таким образом, формулировка М.Вопсона объединяет в себе законы Вернадского, Бауэра и Руденко как различные проявления действия второго начала инфодинамики.
Это второе начало еще называют законом или принципом, но мне больше по душе пользоваться термином ‘начало’, т.к. именно с этого начала начинается что термодинамика, что инфодинамика, а значит, с этого начала все началось как в физическом материальном мире, так и в нематериальном инфопространстве.
Для краткости начала двух динамик я буду обозначать как 2ТД и 2ИД; аналогично на латинице: 2TD и 2ID. Какое обозначение в итоге приживется в инфодинамике, я знать не могу, поэтому и предлагаю разные варианты.
В то же самое время, когда А.Руденко разрабатывал свой вариант синергетики, советский философ Э.Ильенков разрабатывал свою теорию идеального, основные выводы которой изложены в работе «Диалектика идеального» и сводятся к тому, что идеальное, как продукт нашего разума, несмотря на то, что оно рождается и коренится в материальном, имеет свое собственное бытие, независимое от бытия материального. Другими словами, наряду с материальным физическим миром у нас еще есть мир идеального или мир разума, который в своем существовании хоть и зависит от материального мира, но живет по своим законам. Эти два мира дополняют друг друга в полном соответствии с принципом дополнительности, известным нам из теории относительности; поэтому теорию идеального Э.Ильенкова можно еще считать и теорией дополнительности, которая делает общую теорию относительности действительно общей, поскольку таковой, несмотря на название, она, строго говоря, не является из-за того, что в ней был только принцип дополнительности, но не было теории дополнительности. Такой вывод влечет за собой другие далеко идущие выводы.
Что общая теория относительности только начинает становиться действительно общей по мере того, как инфодинамика придает законченный вид философской теории релятивизма, которая дополняет естественнонаучную теорию относительности - это основной вывод; при этом сама инфодинамика не противостоит термодинамике - она дополняет ее; и все это является следствием того, что нематериальный, но вполне реальный идеальный мир Разума дополняет собой материальный физический мир. Соответственно, и второе начало инфодинамики дополняет второе начало термодинамики, но относятся они к двум разным, дополняющим друг друга мирам; а по своему воздействию на свои миры они полностью идентичны.
Из идентичности 2ТД и 2ИД следует, что в обоих случаях в сложной замкнутой системе имеет место как рост энтропии, т.е. хаоса, так и рост негэнтропии, ведущего к обнулению энтропии и установлению нового порядка в результате бифуркации, которая внешне может выглядеть эмерджентной, т.е. спонтанно случившейся, поскольку работа аттракторов, стоящая за ростом негэнтропии, внешне может никак не проявляться, а это и есть та внутренняя работа против равновесия, которую обнаружили Э.Бауэр и А.Руденко соответственно в живых и косных системах.
На первый взгляд, такая трактовка второго начала двух динамик противоречит тому, что энтропия есть понятие, обратное понятию негэнтропии, но противоречие снимается, если принять во внимание противоположную направленность процессов - энтропия направлена на разрушение старого порядка в системе, а негэнтропия - на установление нового порядка, при котором энтропия вначале будет минимальна, о чем говорит формулировка второго закона инфодинамики М.Вопсона. Другими словами, рост энтропии парадоксальным образом ведет к минимуму энтропии, что дает нам повод вспомнить о законах диалектики, которые отражают механизм действия второго закона инфодинамики: старый порядок отрицается, после чего отрицается само это отрицание и происходит синтез старого с чем-то новым, возникшим как результат внутренней работы против равновесия.
Таким образом, законы диалектики являются и законами инфодинамики, поскольку дают отражение действия 2ИД в философии. Но законы синергетики являются также законами синергетики разума, следовательно, наука инфодинамика - это другое название синергетики разума, которая, обретя новое название, выделилась из общей синергетики, будучи теперь с ней связанной принципом дополнительности.
С точки зрения инфодинамики теория идеального Э.Ильенкова, представленная как теория дополнительности, является и ответом на основной вопрос философии, который в 1886 году впервые Ф.Энгельс поставил в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». В марксистско-ленинской классике этот вопрос сводится к тому, что первично - бытие или сознание? А ответ сводится к тому, что сам этот вопрос в таком виде снимается, а мы удовлетворяемся тем, что бытие и сознание органично дополняют друг друга, образуя диалектическую ин-янь пару. Взаимодействие элементов этой пары и порождает инфодинамику, проявляющуюся в виде роста энтропии и негэнтропии, которые также образуют диалектическую ин-янь пару, порождающую фазовый поток, приводящий, в конечном итоге, к бифуркации, итогом которой является новое фазовое состояние системы. Появление ноосферы у нашей планеты и будет свидетельством того, что Земля перешла в новое фазовое состояние.
Где есть поток, там есть и время. Из того факта, что мир Разума дополняет собой материальный физический мир, следует, что и время в мире идеального свое - оно отлично от времени материального мира. Свой в мире идеального и закон всемирного тяготения, под воздействием которого происходит трансформация пространства-времени. Как в физическом мире материальное притягивает материальное, так в мире идеального разумное притягивает разумное. Действие этого притяжения, рождающего интенциональность, т.е. предопределенность эволюционного развития - это глобальный дазайн бытия Космоса, под действием которого происходит в настоящее время формирование ноосферы у нашей планеты.
А с точки зрения науки, образование ноосферы - это еще и результат взаимодействия чистого и практического разума. Чистый разум - это постижение законов бытия; практический разум - это как нам обустроить-преобразовать наш человеческий мир и наше бытие в нем, чтобы реализовать свое вселенское предназначение - сделать Землю, а значит и каждого из ее разумных существ, субъектом во вселенском мире Разума. В науке наиболее наглядное различение чистого и практического разума мы видим в математике, где высшая математика - это чистый разум, а прикладная - практический.
Примером того, как в математике чистый и практический разум дополняют друг друга, является система из двух теорем Гёделя о полноте и неполноте, которые сами дополняют друг друга и говорят о том, что в полной, т.е. в замкнутой системе противоречия неизбежны - вследствие роста энтропии, добавляет инфодинамика. Противоречия снимаются, когда происходит бифуркация, система на какое-то время становится неполной и не замкнутой, в результате чего под действием негэнтропии происходит ее качественная трансформация, в ходе которой энтропия обнуляется и система вновь становится полной, но полнота здесь уже другая, поскольку система перешла в другое фазовое состояние. Этот пример показывает всю относительность и условность разграничения разума на чистый и практический - здесь инфодинамика сделала практическим то, что было частью чистого разума.
В отличие от математики, философия все еще продолжает оставаться областью чистого разума, несмотря на постоянно присутствующую в ней претензию направлять практическую деятельность человека и человеческого общества. Наиболее громко эта претензия была озвучена в нашей идеологии марксизма-ленинизма, но крах советского государства, где эта идеология была господствующей, стал прямым следствием того, что философские основания идеологии не были в достаточной степени научно обоснованы, поэтому претензия так и осталась претензией без своего воплощения в практике государственного строительства. Лишь с завершением кантианского переворота у нашего обществознания и обществоведения появляется возможность чистое знание использовать как практическое знание, подобно тому, как коперниканский переворот сделал чистое знание естественных наук элементом практической деятельности человека по преобразованию материальных условий его существования.
9. Третий "глобус" Земли
Как известно, бог любит троицу. У нас даже есть целая академия тринитаризма, которая занимается изучением этой любви, поскольку есть в этом какая-то сермяжная правда. И действительно, разные триваны (это когда три в одном) на пути познания встречаются постоянно. Вот и кантианский переворот стал третьей эпохой великих открытий, и больше таких эпох не предвидится, т.к. если и будут у человечества новые открытия, они будут только дополнять/изменять/развивать то, что было открыто ранее.
Первой в триване эпох открытий стала эпоха великих географических открытий, когда люди открывали для себя саму планету, на которой они обитают. Признаком завершения этой эпохи стало создание компактной модели нашей планеты в виде глобуса, чему поспособствовало создание Николаем Коперником модели солнечной гелиоцентрической системы, про которую тоже можно сказать, что это было географическое открытие, поскольку с него началась космическая география, открывшая людям беспредельный мир космоса.
Открытие Коперника стало началом следующей эпохи великих открытий, на этот раз в естественных науках, которую назвали коперниканским переворотом по имени ее первооткрывателя. Финальным аккордом этой эпохи стало создание естественнонаучной теории относительности, благодаря чему свод открытых человеком законов физического мира приобрел законченный вид, поэтому этот свод законов можно уподобить естественнонаучному глобусу нашей планеты, поскольку, ориентируясь по этому "глобусу", преобразовывать среду своего обитания люди стали опираясь на научное знание, теперь точно зная, чем им надо руководствоваться при решении каждой конкретной задачи. И как следствие этого, преобразующее воздействие человека на природу значительно усилилось.
В.Вернадский данную тенденцию объяснил действием сформулированного им эмпирического закона, в соответствии с которым, в биосфере в процессе эволюции происходит рост биогенной геохимической энергии, под влиянием которой происходит трансформация самой биосферы, которая должна завершиться появлением у Земли ноосферы.
Биогенная энергия - это энергия живых организмов, основным носителем которой в настоящее время является человек. Вернадский подчеркивает этот факт, рассматривая человека как особый природный феномен:
Повторяющиеся через столетия взрывы научного творчества указывают на то, что через столетия повторяются периоды, когда скопляются в одном или немногих поколениях, в одной или многих странах богато одаренные личности - те, умы которых создают силу, меняющую биосферу. Их нарождение есть реальный факт, теснейшим образом связанный со структурой человека, выраженной в аспекте природного явления. Такие личности в общей массе человечества - это всегда редкое явление, поэтому и надо иногда ждать века, чтобы после ухода из жизни одних, вновь появились люди, способные уловить нить, оставленную ушедшими.
С точки зрения инфодинамики, данное высказывание описывает действие ее второго начала: здесь взрывы научного творчества - это бифуркации, являющиеся следствием роста как энтропии, так и негэнтропии, что проявляется в накоплении неупорядоченной информации, что сейчас называют ростом Big Data или больших данных, связывая это с наступлением информационной эры; но инфодинамика говорит, что этот процесс идет на протяжении всей человеческой истории, просто здесь имеет место относительность понимания того, что является большим - что раньше было большим, в последующие времена накопление биогенной энергии делает маленьким.
Что стало маленьким, то становится доступным маленьким людям - поэтому наши школьники изучают то, что когда-то открывали великие умы. Что открывают великие умы, то относится к сфере чистого разума; когда накопленное в этой сфере знание достигает некоторой критической величины, его использование становится сферой деятельности практического разума; и такая деятельность уже становится доступной средним умам, что находит свое отражение в феномене углубления разделения труда - поэтому итогом коперниканского переворота стало появление инженеров, проектирующих то, что меняет материальные условия существования человека, а вместе с этим, и сам лик планеты Земля.
Аналогичный антропогенный переход происходит сейчас и в сфере чистого знания в нашем обществоведении - критическая масса уже достигнута, но она пока еще не превращена в тот, "глобус", по которому мы могли бы ориентироваться в социальной деятельности, поэтому здесь наш практический разум больше полагается на какие-то свои эмпирические нормы и правила, которые зачастую не согласуются с научным знанием, из-за чего мы и попадаем в кризисные тупики, из которых не знаем, как выбраться; но скоро будем это знать, ну а пока мы наблюдаем состояние высокого уровня энтропии в Big Data накопленного общественными науками знания, примером чего является сама инфодинамика.
Сам компьютерный анализ больших данных, ставший в настоящее время отдельным видом деятельности, является инфодинамическим процессом, поскольку поиск в этих данных закономерностей есть ни что иное, как направляемый людьми рост негэнтропии, рождающий порядок из хаоса. Однако те, кто занимается таким анализом, никак не связывают свою деятельность с инфодинамикой, поскольку она сама еще находится на заключительной стадии своего негэнтропийного упорядочивания и подавляющее большинство специалистов, чья деятельность имеет к ней отношение, даже не подозревают о существовании этой новой науки, только-только как обретшей свое имя.
Обретение имени - это уже заключительный этап интеграционного процесса связанного с ростом негэнтропии, которому предшествует длительный период накопления неупорядоченного знания. Искусственные попытки упорядочить добытое знание предпринимались неоднократно, и у философии есть даже особое понятие для такого упорядочивания - это эклектика как соединение разнородного знания в какую-то систему. Первые такие попытки были предприняты еще в античные времена; в XIX веке ученые мужи тоже пытались это делать; последней попыткой эклектического соединения разных теорий в одну систему стала интегральная философия американского философа Кена Уилбера, но и она унаследовала присущий эклектике недостаток, из-за которого соединение есть, а системы нет.
Всему свое время, поэтому все попытки вызвать при помощи эклектики преждевременные роды общей для всего обществознания системы не увенчались успехом, хотя определенные предпосылки к появлению интегрирующей инфодинамики появились уже давно. Помимо законов диалектики сюда можно отнести и известный принцип бритвы Оккама, требующий не плодить сущности без надобности.
Бритва Оккама всегда воспринималась как благое пожелание для философов, но, с точки зрения инфодинамики, это не благое пожелание, а фундаментальный закон мироздания, т.к. второе начало инфодинамики - это та же бритва Оккама, приводящая разные, на первый взгляд, понятия к общему знаменателю. Примером здесь может служить феноменологическое понятие жизненного мира, которому предшествовал "мир как воля и представление" у Шопенгауэра; в психологии ему соответствует туннель реальности, а в социологии - габитус; и пока бритва Оккама свою работу здесь еще не завершила. Аналогичная ситуация и в самой инфодинамике - она находится на стадии своего становления - наукой назвалась, но определенность в понимании предмета этой науки еще не достигнута.
Однозначной определенности нет и у самой философии - в ней мы сейчас тоже имеем достигшие критических отметок максимумы энтропии и негэнтропии, что связано с делением философии на метафизику, которая есть плод чувственного восприятия действительности разумом; и на рациональную философию, которая есть тот "стакан", в который предстоит перелить море метафизического знания. Здесь надо понимать, что "море" это образовалось только потому, что то, что мы чувствуем своим разумом, орган чувствования которого называем душой, не имеет зримых форм своего воплощения, допускающих однозначную идентификацию, что и приводит к появлению множества различных словесных метафизических форм для одного и того же содержания. Сам данный факт тоже имеет свою метафизическую форму - это описанные Делезом и Гваттари два пространства разума: оптическое и гаптическое.
С точки зрения рациональной философии, гаптическое пространство - это пространство для содержания, которым являются образы феноменов реального мира, рожденные чувственным восприятием; И.Кант их назвал ноуменами, психология назвала гештальтами, а для философии сознания это квалиа - и это тоже пример того, как одно содержание помещается в три разные словесные формы, которые наряду с другими подобными формами образуют знаковое или синтагматическое пространство разума, которое Делёз и Гваттари назвали оптическим, дабы подчеркнуть способность разума делать видимым невидимое, проводя синтагматическую визуализацию. С точки зрения нейрофизиологии, такое разделение разума на два пространства отражает межполушарную асимметрию мозга.
Основное свойство гаптического пространства заключается в том, что содержащиеся в нем образы феноменов реального мира - это всегда некая идеальность, которая для разума является критерием истинности; соответственно и наш жи-мир, являющийся совокупностью наших представлений о правильном устройстве реального физического мира - это тоже мир идеальный. Эта идеальность жи-мира и порождает проблемы, когда реалии меняющегося физического мира перестают соответствовать предписываемой им жи-миром идеальности, что вызывает рост разрушающей идеальность энтропии, стимулирующей синтез новой идеальности путем добавления-интегрирования в картину мира новых знаниевых компонентов, рождаемых самим разумом из информации, поступающей в него из внешнего мира.
Корень проблем разума, вызывающих кризисы, в том, что те синтагматические формы, в которые он до сего дня все еще помещает свои ноумены/гештальты/квалиа, - они имеют метафизическую природу, что порождает догматизм, поскольку такие формы, будь они хоть тысячу раз правильными, не могут интегрировать в себя новое знание, которое, по этой причине, приводит их в негодность. Такую же природу имеет и тот кризис, в пучину которого в настоящее время все глубже погружается человечество - старые идеологии морально устарели, а замены им пока нет, однако, второе начало инфодинамики дает надежду - замена появится и будет она на этот раз на научной основе, а не на основе метафизики.
Оптимизм основан на том, что кантианский переворот в обществознании вступил в завершающую стадию, признаком чего является рождение новой науки инфодинамики, что позволит придать законченный вид философской теории релятивизма - аналогу естественнонаучной теории дополнительности, связанной с этой теорией принципом дополнительности. Подобно тому, как теория относительности стала формальным признаком завершения коперниканского переворота в естественных науках, так и теория релятивизма будет означать завершение кантианского переворота в обществознании, что будет подобно появлению у человечества третьего "глобуса" Земли - теперь и общественные науки будут являть собой стройную систему, в которой у каждой теории будет свое законное место. Ориентируясь по этому "глобусу", народы Земли смогут уверено прокладывать курс в свое - общее для всех - светлое будущее, в котором чудесным образом - даже в сказках не виданное дело! - не будет войн.
На сегодняшний день у нас есть только одна утопическая идея для модели мира, в котором не будет войн - это коммунизм, в котором кроме самой идеи нет ничего определенного, но одной идеей сыт не будешь. Ну а поскольку жизнь без войн мы пока не научились, войну надо вести против самой войны. Война против войны предполагает примирение противников. Теме примирения был посвящен мой доклад, тезисы которого я в январе отправил в адрес Кантовского Конгресса, посвященного 300-летию со дня рождения великого философа, которое мир отметил 22 апреля 2024 года. Здесь эти тезисы я уже выкладывал.
Скачать книгу:
http://worldcrisis.ru/crisis/4492418