Feb 23, 2014 00:56
Общим для методологических игр является фасилитация, или управляемая коммуникация участников и, соответственно, наличие фасилитатора, того, кто направляя коммуникацию в нужное русло, управляет и игрой.
А наша методология в том виде, в каком ее оставил Григорий Щедровицкий, фасилитации не знает, точнее, она ее знает и ее практикует, только, говоря словами Гегеля, фассилитация не постигнута ей в понятии. А за пределами России, как сообщает Википедия, ведущая международная ассоциация фасилитаторов, существующая с 1989 года, в настоящее время насчитывает более 1200 членов из 63 стран. Из России в ней зарегистрированы всего несколько человек. Занимаются эти ребята практической методологией, но о существовании методологии не ведают - она ими не постигнута в понятии, так же, как нашими методологами фасилитация - как тут не вспомнить того сапожника, который без сапог. Так и хочется, подражая главному пролетарскому лозунгу, кинуть клич: «Методологи-фасилитаторы всех стран - соединяйтесь!» Для того, чтобы этот призыв стал главным лозунгом методологии, есть более чем серьезные основания - грядущие революционные перемены в человеческом обществе, несмотря на то, что будут они совершаться без использования традиционных для революций методов, можно смело назвать методологической революцией; сущность ее составит переход от эволюции традиционной, естественной, к эволюции через методологическую фасилитацию целенаправленно управляемой - для осознавшего свое эволюционное предназначение человека и всего человечества не какая-то фиксированная цель будет целью, но само движение в эволюционном потоке - для счастья-то оказывается, в соответствии с теорией М.Чиксентмихайи, нам больше ничего и не нужно.
Верящие в бога, двигаясь, проживая свою жизнь в этом Потоке, могут быть уверены, что после окончания земной жизни обретут спасение в Раю, верящие в коммунизм могут быть уверены в том, что именно к нему эта дорога и ведет. В какую бы модель светлого будущего вы не верили, другого пути, кроме как плыть в потоке эволюции, к этому будущему нет. Даже в том случае, если целью вашей жизни являются блага и богатства земные, чтобы их заполучить, вы должны превзойти в эволюционном отношении своих конкурентов, но это, конечно, только тогда, когда все по-честному.
Из сказанного следует, что и самого бога можно представить как фасилитатора. Мне нравится эта идея - уже много веков в явном виде он людям не является, но неявно присутствует во всех их добрых делах, помогает им становиться лучше как педагог-фасилитатор - так предложил называть учителей, работающих в парадигме личностно-ориентированной педагогики известный психолог К.Роджерс, а бог является нашим учителем с незапамятных времен. В таком случае, методология должна прийти и в церковь.
Идущий сейчас процесс второй глобальной религиозной реформации мы можем рассматривать как часть революции в образовании - в церкви мы должны увидеть учреждение для духовного образования людей, поэтому должно это образование быть всеобщим, а значит и общедоступным. Как реформировать эту систему духовного образования нам может сказать методология, основу этого реформирования тоже, как в школах и вузах, должно составить использование игровых развивающе-обучающих практик - в церковь мы будем ходить, кроме всего прочего, и для того, чтобы играть в трансформационные игры. Позитивная трансформация личности, позволяющая этой личности достичь верхних витков спиральной динамики, всегда является плодом многолетнего труда человека, поэтому и нужно нам учреждение типа церкви, в котором люди могли бы этим трудом заниматься.
Таким или нет, видел будущее методологии ее основатель Григорий Щедровицкий, мы сейчас не можем сказать, одно можно сказать определенно: будущее методологии ему виделось великим, и в этом своем видении Г.П. был абсолютно прав, ибо методология - это самое значительное научное достижение советского обществоведения.
* * *
Работу над этой записью я уже практически закончил к тому времени, когда произошли трагические события в братской Украине. Уже начал думать, о чем буду дальше писать, но пришлось еще раз вернуться к проблемам фасилитации, точнее, к методологическим проблемам, связанным с ее отсутствием.
Доигрались! - Что тут еще можно сказать о правителях этой страны - и в Европу, в цивилизацию, хочу, и с Россией дружить хочу - цены на газ в Европах нам не нравятся. Доигрались до того, что понес Украину Поток разрушения, в котором нет ни труда, ни преодоления сложности - разрушать, это всегда легко, особенно когда несет тебя поток, в котором пиковых переживаний столько, что больше не бывает. Вот только кончается плавание в таком потоке всегда пролитием слез тщетности. Такие слезы Украина уже проливала после плачевных результатов оранжевой революции, но видимо тот урок нашим братьям славянам впрок не пошел.
Я только подивился тому, насколько актуальна по отношению к этим событиям тема моей записи - общенародная грамотно организованная фасилитация процесса поиска путей выхода из кризиса могла бы эту трагедию предотвратить. Но не знают ничего украинские политики ни о фасилитации, ни о методологии, и в России с этим дело обстоит ничуть не лучше, чем на Украине, но два обстоятельства не дают политическим событиям у нас развиваться по сценарию цветной революции, хотя спички, чтобы разжечь такую революцию, в последние годы и к России подносятся регулярно, но не разгорается пока пожар такой революции у нас, как не разгораются в плохую погоду сырые дрова для костра. Нефть и газ, которыми богаты недра России, не давая революционным дровам высохнуть, мешают им разгореться, и воспитание, полученное при Советской власти - приучила эта власть народ не самому решать, как ему жить, а руководствоваться указаниями правителей и руководителей. Полтора века назад надеялись на царя, потом на генерального секретаря, теперь на президента - когда же сами научимся жизнь и свою, и страны своей делать?
Три поколения нужно, чтобы изменился менталитет народа - эти три поколения за годы советской власти у нас и на востоке Украины смениться успели - благодарны должны быть сейчас наши правители за такое воспитание Коммунистической Партии Советского Союза. О плодах такого воспитания мы наглядно можем судить по положению дел в нашем сельском хозяйстве - отучила Советская власть крестьян быть хозяевами на своей земле, а в результате теперь у нас земли пустой много, а хозяев, которые на ней хозяйствуют и могут что-то самостоятельно делать, как говорится, кот наплакал.
Проблемы фасилитации самым непосредственным образом связаны с проблемами свободы слова. Советская власть считала себя обязанной прислушиваться к тому, что говорит народ, поэтому народу, чтобы не говорил лишнего, на определенные темы свободно говорить не позволяла. Сейчас нам разрешили говорить все, что угодно, только слушать то, что говорит народ, никто уже себя обязанным не считает - и что толку нам от такой свободы слова. Причинами очередного политического кризиса на Украине большинство аналитиков видят проблемы в экономике, но эти проблемы не привели бы к политическому кризису, если бы не было проблем со свободой слова - она есть, да только толку от нее мало, как на Украине, так и у нас в России - фасилитацией диалога власти с народом никакая политическая сила не озабочена, поэтому от кризиса, подобного украинскому, Россия не застрахована - кризис в экономике кончаться почему-то не хочет.
Без фасилитации диалога власти с народом демократия не работает, поэтому бунт на Украине - это бунт из-за слабости демократии, но ни одна из политических сил этого не осознает и, соответственно, путей развития демократии, в том числе путем налаживания диалога народа с властью, не ищет.
Эффективным средством фассилитации такого диалога могла бы быть открытая распределенная система принятия решений, о которой я писал и в ФиКе, и в предыдущей записи - это актуальнейшая задача для методологии - создание такой системы. Задача сложная, трудоемкая - задач такой сложности методология еще не решала - но без ее решения демократическую активность в социальных сетях, с которой сейчас начинаются любые бунты, в нужное русло созидания не направить. Такой проект может быть и комерчески успешным, поскольку люди предпочитают говорить там, где их слышат - перетекут пользователи традиционных социальных сетей на новую виртуальную площадку для обсуждения своих проблем. Именно в решении задачи создания такой площадки методология может и должна доказать свою зрелость и дееспособность - негоже ей игнорировать тенденции в развитии сетевой коммуникации - пора уже дать этой коммуникации фасилитацию - пора принять участие в сетевом виртуальном строительстве. В неявном виде фасилитация в социальных сетях и сейчас уже проводится, но чтобы фасилитация не приводила к плохим последствиям, как на Украине, она должна быть явной-открытой и нейтральной, как ей и положено быть - мы же хотим жить в открытом обществе.
Неожиданно для себя я вспомнил про дианетику Рона Хаббарда - разработанный им метод одитинга, оказавшийся эффективным средством психотерапии, является методом фасилитации диалога человека с самим собой - проговаривая-проживая вместе с одитором свою жизнь в обратном порядке, человек решает свои психологические проблемы. Какое, однако, универсальное помогающее средство - эта фасилитация - с ее помощью и семейные психотерапевты помогают супругам самим находить решение проблем во взаимоотношениях, предотвращая, казалось бы, неизбежный развод.
На первый взгляд, появление нового слова в нашем языке, где слов и без этого уже тысячи, является мелочью, но иногда эта мелочь оказывается тем лекарством, с помощью которого мы получаем возможность избавиться от мучающего нас тяжкого недуга. Не раз уже я убеждался - есть слово, есть и проблема - иногда для решения проблемы нам достаточно увидеть ее, а без термина, имеющего к проблеме непосредственное отношение, и сама проблема остается для нас неосознанной, а значит и нерешенной. К таким словам относится и фасилитация - осознавание связанных с ее отсутствием проблем может побудить нас начать использовать это лекарство и для разрешения проблем, стоящих перед страной - из отстоя надо начинать выбираться, не дожидаясь такого развития событий, как в братской Украине. Где ты, методология?
Трансформационная Игра,
Чиксентмихайи,
ОДИ,
Хаббард,
Финдхорн,
фасилитация,
дианетика,
методология,
Стэнли Холл,
педология,
Щедровицкий Г.П.