(no subject)

Oct 12, 2024 10:38


В живописи есть техника письма, когда изображаемые предметы по мере удаления от смотрящего на картину не уменьшаются (как в прямой/линейной перпективе), а увеличиваются, при этом горизонт смещается в противоположную сторону, за спину смотрящего. Этот метод дает такой визуальный эффект, что кажется будто не смотрящий смотрит на картину, а картина смотрит на смотрящего. Картина в подобном стиле уникальным образом воплощает этот поворот от позиции видящего к позиции видимого. Феноменологический анализ приводит к такому же выводу. Пока я вижу Другого, он для меня может быть лишь объектом, но если Чужой, ой, простите! - Другой вдруг заметил и видит меня, то он для меня становится субъектом. Когда Другой смотрит на меня, мое Я утрачивает свою центральную позицию. Во взгляде Другого я рассматриваюсь, осознаю себя рассматриваемым. Это приводит к заключению, что во взгляде Другого нам не только даруется Другой: самым парадоксальным образом этот взгляд являет наше собственное существо. Взгляд Другого ощущается мной и дает мне через это ощущение Другого ощущение себя. Таким образом, взгляд Другого дает мне осознание моего Я, только это Я является Я в винительном падеже, т.е. «меня». Другой конституирует меня.
Итак, благодаря обратной интенциональности в (пост)феноменологии появляется возможность явления пустой и словно лишенной смысла Вселенной и Бесконечности космоса. Это становится возможным, когда Я является Другому, а не Другой является Я, когда человек не пытается увидеть Бесконечность космоса, а предстает перед Ней, перед Ее взором. В этом случае Бесконечный Космос не является феноменом, обусловленным и опосредованным моим сознанием, но скорее мое Я конституируется ледяным и нескончаемым Бесконечным Космосом над моей головой.
Совсем Другой воплощен в этом Другом, т.е. любой Другой (человек) есть картина (образ) Другого - Бескрайнего Космоса. Такое понимание Другого (человека) позволяет избежать апофатического молчания, связанного с невыразимостью «совсем Другого» (Бесконечного Космоса), и перевести разговор об общении с ледяной пустой Бесконечностью в область антропологии и герменевтики личности любого случайного незнакомого прохожего в темном плаще. Однако, чтобы этот разговор был именно разговором о познании Бесконечного, наше зрение должно научиться различать в человеке то, что делает его картиной (образом) пустого, холодного и лишенного всякого проблеска жизни и надежды на спасение Космоса, удаляющегося, и медленно, но неуклонно растущего, словно опрокидывающегося на меня, и сдвигающего горизонт реальности передо мной куда-то далеко у меня за спиной.
#пострелигия

#пострелигия

Previous post Next post
Up