Aug 29, 2024 18:50
Событие означает не то, что происходит (Event), а нечто, происходящее в том, что происходит; нечто, что выражается, реализуется или получает форму в том, что происходит. В то время как имя (Name) - это предварительная формулировка, название события, которое пытается это событие выразить. Событие - это не вещь, но то, что реализуется в вещах, обретает в них актуальность и присутствие, но всегда таким образом, который является временным и подлежащим пересмотру. О событиях вообще нельзя сказать как о вещах, что они существуют и присутствуют во времени. С точки зрения их темпоральности, события никогда не являются из настоящего, они вызывают нас из прошлого и увлекают в будущее, взывают к нам и напоминают. Они «никогда не завершаются и не формируются, не реализуются и не конструируются». Так как деконструировать можно лишь то, что сконструировано, то события, в отличие от вещей и слов, деконструировать невозможно. Не мы создаем события, но события происходят с нами, даются нам. Мы можем лишь отвечать на призыв, исходящий от событий и давать событиям имена. Имя не способно вместить, схватить событие, оно обозначает событие, но не содержит его. Имена условны и конечны, а события - безусловны и бесконечны. Событиям угрожают метанарративы, различные большие, всеобъемлющие теории, которые пытаются схватить события и заставить их служить своим интересам, подчиняться тем именам, которые эти теории дают событиям. Постмодернистское мышление должно прилагать все усилия, чтобы культивировать и сохранять события в безопасности, непозволять метанарративам вынуждать события «идти в ногу с той или иной метафизической мелодией, правой или левой, теистической или атеистической, идеалистической или материалистической, реалистической или антиреалистической». Любая теология, будь то «слабая» или «сильная», является объяснением события, которое подразумевается в имени Бога. В то время как «сильная» теология пытается подчинить это событие своему метафизическому метанарративу, поместить событие внутри имени, «слабая» теология занимается герменевтикой этого события,
деконструкцией имен события, освобождает событие от пленения каким-либо имененем, что и называется теопоэтикой или «теологией без теологии».В отличие от сильной теологии, где Бог является всемогущим существом, в теопоэтике предлагается концепция «слабого» Бога, «суверена без суверенитета». «Слабость» Бога в данном случае не предполагает бессилие, но указывает на Его «слабую силу». Бог желает нас, но не навязывается нам. Он не испепеляет своих врагов, а смиренно отдается им в руки. Он не возвышается над человеком, а уничижается перед ним. Он не довлеет сверху, а взывает «снизу». Он, в некотором смысле, претендует на нас, но уступает нам. Бог не есть ни высшее сущеее, ни само бытие, ни онтическое, ни онтологическое, ни причина бытия, ни основание бытия. Бог - это имя события, которое проникает в темные трещины бытия, в скрытые промежутки бытия, и оттуда взывает к бытию. Это событие тревожит бытие изнутри, не позволяя бытию прочно утвердиться на месте, призывает его к беспорядочному порядку, к движению, видоизменению, трансформации. Бог - это устремление бытия, его вдохновение, его аэрация. Он - событие, которого все сущее одновременно и опасается, и жаждет. Имя Бога - это имя призыва, а не причинности, провокации, а не присутствия или определенной сущности. Изымая Бога из порядка бытия, мы лишаем всякого основания дискуссию о том существует Бог или нет. Мы не считаем себя уполномочеными свыше разрешить этот спор. Мы больше заинтересованы в том, чтобы дать ответ на провокацию события, которое носит имя «Бог». Дело человека - дать отклик на призыв Бога, а не идентифицировать, определять или объективировать Его сущность. Тех, кто поспешит отнести нас к атеистам, предупреждаем, что освобождая имя Бога «от рабства бытию», мы тем самым не отрицаем, что оно имеет какое-либо отношение к реальности. Это Имя указывает на некую «гиперреальность», выходящую за границы того, что в настоящее время считается реальным; на реальность сверхреальности. В то же время мы предупреждаем, что не стоит заблуждаться по поводу экзистенциальной вовлеченности «слабой» теологии. «Слабая» теология, хотя и заявляет, что Бог не властвует над человеком, не лишает Бога вовлеченности в бытие человека. Имя Бога указывает не на отвлеченную, оторванную, равнодушную «слабую силу», но на такую слабую силу», которая есть избыток обещания, призыва, бесконечная провокация, которая зовет нас за пределы самих себя. И если мы отвечаем на этот призыв, то «имя Божье настигает и опрокидывает, вырывает с корнем и дестабилизирует нас, и оставляет нас цепляться за молитву». Мы считаем, что наша «слабая» теология не является ни богословским реализмом, ни антиреализмом. Она принимает форму гиперреализма события, вовлеченность и экзистенциальная напряженность которого
усиливаются неразрешимостью имени Бога.
#новаятеология
#новаятеология