(no subject)

May 14, 2023 11:29


Пустота у Догэна имеет несколько смыслов. Это свойство предмета, но не постоянного и статичного, и не определенного некими
фиксированными внутренними свойствами; предмет есть только следствие, но не причина. Пустота так же распространяется на ноуменальный мир вещей-в-себе. Одним из излюбленных выражений Догэна является «природа вещей» *), заключающая в себе все сразу - мир естественный и духовный: «На протяжении бесчисленных эонов **) живые существа всегда пребывали в природе вещей».
Смысл «природы вещей» в том, что любая отдельная вещь сама по себе неопределима, поскольку любой вещи предшествует множество отношений - и пустота предмета совпадает с пустотой мира, и обе эти пустоты растворяются в первичности отношений. В конечном итоге пустота также является сутью отношений между индивидуальным «я» и миром, в которых «я» непрестанно описывает мир, который, по определению, остается частично недоступным для восприятия «я». Совместно все эти аспекты пустоты предстают в том, что Догэн называет «пребыванием в природе «вещей» («вхождением в мир самадхи природы Дхармы»). И эта пустота есть также непосредственно сам процесс опустошения - опустошения собственного «я», мира, и отношений между «я» и миром. Это загадочная всеобщность, одновременно вездесущая и всеускользающая. «Она (природа вещей или самадхи природы Дхармы) полностью выходит за рамки представлений различия и подобия, разделения и единения этого мира вещей и природы (вещей) Дхармы, поскольку она не в прошлом, не в настоящем и не в будущем; не временная и не вечная». К этим свойствам пустоты Догэн добавляет завершающее свойство - пустоту в себе (иначе говоря, растворение этого «в себе»
пустоты в пустоте без всякого положительного содержания). Эта пустота, которая представляется одновременно соименной всем вещам и одноименной каждой из этих вещей, не несет никакого содержания ни в себе, ни о себе. Эта сама по себе пустота не является ни отношением, ни вещью в мире, ни самостью или «я»: «В природе (вещей) Дхармы нет (еретиков-сторонников) Внешнего Пути, или демонов; нет ничего, кроме того, чтобы есть кашу, когда она готова, брать рис, когда дают, и пить чай, когда предлагают». «Живые существа едят рис; рис поедает живые существа… Это - проявление природы Дхармы надевания, поедания, одежды и риса».
Пустота говорит об абсолютном отношении - о приоритетности отношений (перед «я» и самостью, перед миром, перед самими отношениям), а так же всеобщей пустоте, лежащей в основе этих отношений.
«Если мы называем живые существа «живыми существами», то это означает, что «ни единая вещь не может быть объяснена». Отвечай быстро, быстро!

*) «природа вещей», это природа дхармы, одного из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. «Дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар или дхри dhr - «держать, поддерживать»). В зависимости от контекста дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия», и т. п.

**) В русском издании представлен следующий перевод: «На протяжении бесчисленных кальп живые существа никогда не покидали состояния дхармата самадхи». Кальпа - единица времени в буддизме и индуизме, или День бога творения Брахмы, продолжающийся 4,5 млрд. лет, после чего наступает имеющая такую же продолжительность ночь Брахмы и во вселенных все замирает. Брахма живет 100 лет, после чего наступает аннигиляция всех вселенных, все дэвы гибнут, и цикл творения повторяется.

Самадхи, (санкскр. «погружение, собирание», буквально «зафиксировать, закрепить, направить на что-то внимание») - термин, используемый в индуистской и буддийской медитативных практиках, описывает полное поглощение в объекте медитации, выражаемое в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами (субъектом и объектом). Дхармата самадхи - буквально глубокая медитация о природе дхармы, медитация о природе вещей. Возможный перевод: «На протяжении бесчисленных дней Бхармы живые существа всегда пребывали в [глубокой медитации] о природе вещей».

«Догэн Дзэндзи, японский философ 13 века, наставник и патриарх дзэн, известен как основатель школы дзэн Сото. Догэн предложил технику сидячей медитации, важность которой подчеркивал, и которая, в дальнейшем, стала отождествляться с дзен-буддизмом. В своей главной работе, руководстве по теории медитации «Сёбогендзо», Догэн уделял особое внимание буддистской концепции «пустоты», причем не только в ее эпистемологическом значении (как просветления), но и как самому по себе свойству мира.»
Previous post Next post
Up