Церковь и финансы. Теоретический разбор одного вопроса.

Jan 16, 2017 11:34



В ходе дискуссии об Исаакиевском соборе на одном ресурсе возник интересный вопрос общего характера:

«Крупные финансовые потоки вводят в искушение - вернее сказать, те кто поддался искушению стремятся оказаться к этим потокам как можно ближе. В результате в церкви идет отрицательный отбор. Стоит лишить церковь права вообще владеть финансовыми активами - духовное качество организации повысится в разы. Т.е. с точки зрения верующего, чем меньше у церкви денег (ну, в разумных пределах конечно) - тем лучше, разве нет?»

Ответ тянет на отдельный пост. Нам предстоит оценить обоснованность такого заманчивого рацпредложения :).
Эффективность организации оценивается по степени достижения ее целей. Каковы главные цели Православной Церкви? К сожалению для рядового верующего, его текущий психологический комфорт не входит в список главных целей. Главная цель, для которой Церковь была основана Спасителем на Земле - освящение и спасение всего мира (ни много ни мало). Поэтому первоочередная забота Церкви - вечная жизнь людей, причем всех, а не только ее членов. Обретение душевного равновесия в земной жизни - приятный, но необязательный (потому что не всегда полезный) бонус. Если кому-то еще интересно применение научного подхода к организации, конечный результат деятельности которой заведомо не регистрируем прижизненно, поехали дальше.
Оценим влияние рассматриваемого элемента системы (земная церковная иерархия) на ее общую эффективность. В решаемой задаче Церковь имеет вспомогательную роль, участвуя в ней на принципах синергии (соработничества) с Богом. В состав Церкви кроме земных членов входит «небесная», «торжествующая» часть, в том числе святые, прославленные в том или ином чине (тем или иным путем достигшие спасения), чей опыт и личное участие (да, постулируем, что у Бога все живы) также используется в церковной деятельности. Т.о., влияние земной иерархии на результат принципиально и значительно ограничено по степени и во времени.
Теперь влияние указанного фактора (финансовые потоки) на эффективность
элемента. Отрицательный отбор, завязанный на сребролюбии, действительно, возможен и опасен. При этом нужно отметить, что страсть сребролюбия не единственная и не главная. Тщеславие и гордость опаснее. Эти страсти, правда, тоже могут привлечь возможности, получаемые от финансовых потоков, но в церковной среде использовать их труднее (они заметнее и порицаются), поэтому ими чаще используются другие средства. Известно, что тщеславие и гордость сильно одолевают аскетов, особенно отшельников и затворников - тех, кто как раз максимально удален от финансовых потоков. Хотя в современных российских условиях аскетизм не очень популярен в обществе, и, возможно, финансовые возможности чаще оказываются предпочтительнее.
Общий вывод: близость к финансовым потокам оказывает негативное влияние на общую эффективность, но удельный вес этого фактора не очень велик, и кратное увеличение эффективности при его устранении не очевидно. Для принятия конкретных решений необходимо внимательно оценить соотношение выгоды и возможных издержек.
Это было теоретическое исследование вопроса. Практический подход (на основе анализа исторического и современного опыта) - в следующий раз.
P.S. Автор не связан профессионально с церковной деятельность, но имеет (в качестве второго высшего) образование по специальности «Теология» уровня бакалавриата. Поэтому полной отсебятиной данный текст не является, но ошибки и заблуждения в нем, конечно, возможны. Возражения и уточнения принимаются с благодарностью.

    Up