* * * * * * * * * *
(СССР, 1972 г. Режиссер: Андрей Тарковский. В ролях: Наталья Бондарчук, Донатас Банионис, Юри Ярвет, Сос Саркисян)
Необходимое пояснение: Сначала я посмотрела "Солярис"
Содерберга, но мне сказали, что он неправильный. Только я взялась за
Лема, но времени столько не нашлось. Зато в конце концов я осилила Тарковского.
О чем фильм.
Далекое, но, видимо, социалистическое будущее. На Земле все настолько благополучно, что людей волнуют только интеллектуальные исследования да научные вопросы. А вопросов хватает. Вот, например, состояние современной соляристики. Станция висит в атмосфере Соляриса много лет, научные изыскания ни взад, ни вперед не движутся, сотрудники шлют на Землю необъяснимые сообщения… - И не прикрыть ли ее вообще? Чтобы окончательно разобраться в вопросе, на станцию отправляют прямолинейного и убийственно уверенного в себе специалиста по людским душам Криса Кельвина. Который и впечатается лбом в жутковатое известие: пока люди изучали планету Солярис, планета Солярис изучала людей…
Экранизации - гиблое дело. Особенно для режиссера с "собственным прочтением". Тут же сбегаются критики и начинают объяснять, в чем прочтение неверно, а в чем оно удалось. Принято считать, что Тарковскому - удалось, в то время как Содерберг - провалился ("чего от американов ждать"). Я скажу, в сравнении плюсы с минусами есть и у того, и у другого.
Безусловные плюсы:
Игра актеров. За что я люблю советские фильмы: актеров тщательно подбирали, утверждали и кого попало на экран не пускали. Это вам не "Бедная Настя".
Глубина характеров. К их проработке располагал и первоисточник, и замысел режиссера, и вышеупомянутая актерская школа. Есть на что посмотреть и о чем подумать.
Атмосфера. Правильное время, реакции, мысли. Характеры. Интересы. Безо всяких осовремененных штучек и без оглядки на кассовые сборы. Благословенен будь, идеализм.
Справедливости ради:
Самый жуткий, на мой взгляд, ход в "Солярисе" (он же - самый провоцирующий на размышления) - это то, что "гости" в своем восприятии осознавали себя людьми. И были неприятно удивлены, когда обнаруживали свою ошибку. То ли я совсем слепенькая, то ли этот момент у Тарковского тронут едва-едва. В отличие от Содерберга, где наведенной камерой показано.
И проблематика безнадежно устарела. К сожалению.
Кому смотреть: Придирчивому к качеству старшему поколению. Киноценителям.
Субъективное впечатление: Еще посмотрю - природа нравится. Десять красных звездочек.
* * * * * * * * * *