Реальная Сказка (2011) - отзыв

Feb 03, 2012 00:12


Иногда мало, просто верить…

Я знаю, я как всегда опоздал. Ну раньше возможности посмотреть не было. Дел было много, да и в кинотеатрах ближайших по-моему этот фильм не показывали. Есть версия почему.

«Реальная сказка». История о столкновении реального мира и сказочного. Сколько таких историй было и сколько их ещё будет? Только эта как бы особая, потому что современная русская. Что ж, тут у нас не настолько запущенный случай как с «Книгой Мастеров», но всё же причины сомневаться есть. Особенно, учитывая, что самая заметная работа в портфолио режиссёра помимо этой - похождения широкого известного в узких кругах Ивана Подушкина.



Начать следует, пожалуй, с хорошего. Поставлено неплохо. Оператор постарался на славу, саундтрек особо не запомянается (песня Касты вставленная посередине вообще коробит), но будем считать люди ответственные за музыку в основном справились. Экшен скажем так, на троечку. Лучшие друзья современных постановщиков - дёрганный монтаж и перебор дешёвого CGI тут как тут. Ну особого отвращения не вызывает. Перейдём всё-таки к сюжету.

Несчастные сказочные персонажи вынуждены были эммигрировать в злой и бездушный реальный мир. Авторы явно брали на себя титаническую задачу: поучить и заставить задуматься нынешнее поколение, забывшее о «истинных героях и истинных ценностях». Но поскольку сами постановщики довольно смутно представляют себе, что это за герои и ценности такие, получилось как всегда: пафосно, надрывно и не слишком-то убедительно.

Богатыри. Зачто ж вас так, братцы?! Мало того, что студия «Мельница» изрядно поиздевалась над вами сняв эту вериницу довольно-таки тупых мульт-пародий, так теперь ещё это. Богатыри? Серьёзно. Три каких-то дуболома на службе у сил зла. Причём Алёша Попович с этими своими мелированными волосиками выглядит как типичный завсегдатай гей-баров. Я понимаю, авторы хотели показать, что персонажам в нашем мире живётся нелегко. Да и в каноне они тоже по-разному себя вели, но выставлять их такими - это всё же перебор. Такого издевательства они никак не заслужили. Эти персонажи вызывают лишь раздражение. И ни их пафосные речи, ни их финальное раскаяние никак делу не помогают. Даже, когда на них наконец надевают доспехи, это не помогает им исправить ситуацию. Кстати, а что они тут вообще делают? Они ведь персонажи былин, а не сказок. Это как бы совсем разные жанры. Они бы сюда ещё какого-нибудь Геракла с Меркурием приплели ей-богу.

Кощей Бессмертный. Олигарх-Кощей. Остроумно, хотя и не слишком оригинально. Играет Леонид Ермольник, а озвучивает почему-то Борис Репетур. Что у Ярмольника голос недостаточно злодейский? Ну так или иначе, этот персонаж вышел, пожалуй, лучше других. В том смысле, что я почти не смотрел на игру Ярмольника, а слушал Репетура. Это замечательный диктор. Его всегда приятно слушать, какой бы бред он не нёс. Хотя, антагонист донельзя шаблонен, особенно когда принимает назгульский вид. Но Репетур компенсирует почти всё.)

Иван Дурак. Наш любимый Иешуа Гонорци, он же Сергей Есенин, он же Александр Пушкин, он же (по некоторым данным) Владимир Высоцкий, единый во множестве лиц. Хотя, для меня он навсегда останется Сашей Белым, для друзей просто Сергей Безруков. Как он мог упустить шанс блеснуть в фильме, где является соавтором? Ну в принципе, несмотря на то, что большую часть времени он только имитировал деятельность, этого персонажа я тоже отнесу к числу наименее неприятных. И он дал возможность для множества различных фраз с использованием слова «дурак». Сценаристы посчитали это остроумным. Ну не будем их разочаровывать. Может это и так.

Синбад-мореход. Каким образом среди персонажей исключительно русских сказок затесался герой из «Тысячи и одной ночи»? Ну, видимо, потому что авторы также любят шутки про дядю Ашота с апельсинами, в которого он с их лёгкой руки превратился. Кстати, оцените иронию момента: героический Синбад-Ашот, спасая мальчика на своей машине таранит нехороших продавшихся русских богатырей-качков) Разве это не мило? То, что авторы вот именно таким образом бросают вызов устоявшимся в обществе стереотипам. Хотя, может это была попытка сознательно потроллить определённые радикальные слои населения? Ну будем считать, что она удалась, хотя мне что-то не по себе от таких сентенций.

Про остальных персонажей и говорить, честно говоря, не хочется. Ибо в основном они довольно унылы и мало запомянаются и только ещё сильнее затормаживают и без того растянутый сюжет. Ну есть, конечно, героический мальчик, который выглядит ещё более героическим, благодаря тому, что упорно идёт к своей цели, в то время как сказочные персонажи у него на глазах соревнуются в том, кто из них изобразит большее ничтожество.

Кстати, ещё забавный момент: слуги Кощея, то есть «богатыри» повырывали во всех книгах последнюю страницу из одной единственной сказки и люди сразу забыли как убить Кощея. Опять же - серьёзно? А как же насчёт, я не знаю… мультиков по этим сказкам снятых?)) Немногие дети любят читать, но почти все любят мультики. И оттуда они вполне могли бы узнать как) Сам помню как часто смотрел мультик про Ивана-царевича) Хотя, опять же: авторы пытались сделать аллюзию как в «Бесконечной истории 2», где книги все исчезли от того, что люди перестали их читать. Но это даже там выглядело не слишком убедительно.

Короче говоря, к чему я веду? В фильме есть по-своему сильные моменты. И желание авторов передать посыл очень благородно, но, увы, вместо мудрого и весёлого поучения, у них получилось нравоучение и обличительство, довольно скучное, слишком мрачное для детей и слишком банальное для взрослых. Авторам чуть-чуть бы довести идею до ума и вышла бы конфетка. Но нет. Не смогли, переоценили собственные возможности.

Вообще, чем больше я смотрю современные киносказки, тем более убеждаюсь, что лучшее, что мы можем для сказок сделать: оставить в покое. Потому что плохие переделки убивают их намного более явно и жестоко, чем мифическое народное «забвение».

Хотя, самое забавное: мы можем снимать хорошие сказки в исторических и в современных декораций. Примером первого может служить «Волшебный портрет», а второго «Чудеса в Решетове». Пожалуй, я лучше пересмотрю их.

А этому оценка, увы, не больше, чем

4 из 10

П.с. Вообще, "Нужно просто верить" - больше смахивает на девиз какой-нибудь тоталитарной секты, чем на более-менее серьёзную мораль. На самом деле, чтобы добиться толку, надо непросто верить, но и работать, стараться сделать жизнь действительно лучше, а не заниматься неуклюжим и бессмысленным обличительством. Странный способ пытаться привить детям любовь и уважение к сказочным героям, выставляя их в таком неблагоприятном, мягко говоря, свете. Своим фильмом авторы нанесли им оскорбление большее, чем самый глупый школьник мог бы сделать. Вот такой парадокс.

кино, отзыв, РФ, Сергей Безруков, сказки, спойлеры, Борис Репетур

Previous post Next post
Up