наслаждаюсь первыми ленивыми днями за последнее время. с работой на полную ставку из дома, уборкой к Песаху и бытом, отягощенным "короной", последние полторы-две недели выдались достаточно напряженными. до вечера Песаха я допозла на морально-волевых. зато теперь в доме чисто, на балконе - много цветов и свежей зелени, на кухне - много еды, а эти два с половиной дня холь а-моэда ("полупраздничных" дней Песаха) я на работе "на дежурстве" - просто должна быть в сети и у телефона, на случай, если понадобится саппорт.
наконец-то есть время подробно ответить на несколько мейлов, доделать интервью со Стефом, может, дописать пару давно начатых постов в ЖЖ. плюс университетские коллеги моего хорошего друга сделали познавательный клип "COVID-19 Math", есть на
иврите и
английском, мы с ним предложили перевести его и на русский тоже.
несмотря на то, что я почти безвылазно сидела дома этот месяц, уборка продвигалась медленно и закончилась буквально за пару минут до последнего "дедлайна" (хорошо, что он есть). в Песах нельзя есть квасное (любое мучное блюдо, при приготовлении которого в тесте произошёл процесс брожения), а на остальных продуктах должна стоять печать "кошерно на Песах", так что мне нужно было практически опустошить холодильник, а потом заполнить его заново продуктами на Песах. что в нынешней ситуации с очередями в супермаркеты добавило неудобств. плюс каждый раз идя в супермаркет я не знала, чего не найду там в этот раз - то внезапно пропали соленые огурцы, то длинная очередь в мясной отдел, то нет сыра в пачках (но есть на развес), то бумажных полотенец. если в самом начале паники все хватали туалетную бумагу и спиртовые гели, то теперь их навалом, но напрочь пропали яйца. но не хочется сильно возмущаться ситуацией. обычно в это время года, на праздники, около одной четвертой населения Израиля уезжает за границу в отпуск, а сейчас все эти дополнительные рты сидят дома и жрут с утра до ночи. не удивительно, что в какой-то момент в супере закончились чипсы! в целом, наша пищевая промышленность справилась с повышенной нагрузкой достойно, я считаю.
на фото: даже удалось "попрощаться с хамецем" пиццей из моей любимой пиццерии, они сейчас работают только "на вынос", но можно было заказать у них два треугольника "на вынос" к дверям пиццерии
все еще сложно перестроить себя с подхода "если мне будет нужно - куплю". хотя теперь, когда нужно, может и не быть! как было с кастрюлей и сковородкой, которые я хотела купить на праздник, но внезапно оказалось, что магазины посуды все закрыты, а в суперах, где всегда продавались какие-нибудь простенькие, их нет (чудом нашла в магазинчике "всего для дома", который по правилам имел право продавать только с посыльными, но хозяин, опасливо оглядываясь по сторонам, продавал из-под полы выносил нужные вещи на травку рядом, а потом брал карточку и проводил ее в "закрытом" магазине). потратив энергии раза в три больше, чем обычно (обычно я просто еду за пару дней до Песаха в очень большой супер и закупаю полный багажник), я с задачей "не остаться голодными на Песах" все же справилась. даже бонусом успела купить горшочки с разными травами и цветами для балкона (нужно было заказать заранее, они прислали фотографии того, что я выбрала, я оплатила по телефону, а потом забрала коробку у их дверей).
а вот цветов на праздник не достала. у нас всегда перед шаббатом и праздниками прямо на улице во многих местах продают букеты. но теперь, конечно, никакого "на улице" быть не может. нескоторые цветочные парники развозят по адресам, но для этого нужно заказать сразу много букетов - скооперироваться с соседями, а я своих в таком количестве не знаю. но очень хотелось, чтоб на столе стоял букет. поэтому я вышла на разрешенные 100 метров, набрала сорняков и отрезала парочку веток цветущей мимозы (которая на самом деле "акация ивовая").
вообще, конечно, сложно было придумать менее подходящее время - как будто вообще для такого бывает "подходящее" - для всей этой ситуации с эпидемией и карантином. из всех еврейских праздников именно Песах является самым "семейным". в вечер первого дня вся семья собирается за праздничным столом для "седера". очень принято, чтоб уже выросшие дети приезжали с внуками к бабушкам и дедушкам, чтоб за большим столом на несколько десятков человек сидело несколько поколений одной семьи. принято звать много гостей - тех, кто в Израиле без семьи, туристов, одиноких людей - чтоб никто не чувствовал себя в этот вечер оставленным в стороне. зная все это, сильно заранее все наши главные по тарелочкам морально готовили народ к тому, что в этом году "лель а-седер" - пасхальный вечер седера - будет совсем другим. просили, умоляли, убеждали людей праздновать дома, с теми, с кем они сидят в карантине. и - да, это сильно неприятно в такой вечер быть одному, но все это для блага тех же бабушек и дедушек, чтоб никого не заразить. предлагали праздновать виртуально - по zoom или как-то иначе, даже записали заранее праздничный седер, чтоб показать его по телевизору. но с нашим народом, конечно, просто убеждений мало, поэтому на всю неделю Песаха у нас еще больше устрожили правила карантина, а на полтора дня "вокруг" вечера был полнейший локдаун, который наши журналисты тут же прозвали "лель а-сегер" ("сегер" - локдаун на иврите). не знаю на самом деле, насколько это помогло. мои соседи, например, - молодая семья с тремя мелкими детьми - куда-то смылись на праздники, привезли назад неясно откуда неясно что, чо, молодцы. ладно соседи, наш распрекрасный президент, который сам же убеждал и просил, тоже провел седер не один, у него была дочь с семьей (всех до - или после, или и тогда и тогда? - проверили, потратили на них ценные тесты), ну не свинство ли? (у Биби тоже рыльце в пушку, а еще внезапно Либерману стало очень важно провести "седер" с сыном)
у нас "седер", конечно, прошел достаточно альтернативно - в быстром темпе и на русском, потому что тетя старательно сдерживала зевки уже на самых первых страницах "агады". частично к нам виртуально присоединились и мои родители. в общем, если "настоящий седер" заканчивается за полночь, мы все бодренько дочитали где-то к началу девятого вечера. а в 20:30 по всему Израилю был очередной
"балконный флешмоб" - все пели песню "Ма ништана", одну из самых известных песен "седера", которую обычно поют дети. на нашей стороне дома мало балконов и никто не вышел, напротив нас нет домов, но было очень хорошо слышно, как пели на соседней улице. пели громко, с душой, потом еще кричали "хорошего праздника", здорово получилось.
Песах длится целую неделю, первый и последний его дни "как шаббат", а в остальные дни можно ездить на природу, в гости. он обычно выпадает на самый разгар цветения и самую прекрасную погоду - все национальные парки и заповедники переполнены гуляющими. принято приезжать в Иерусалим, в Старый город, к Стене Плача, потому что это один из "праздников паломничества". даже когда я дома одна, у меня всегда есть "про запас" много еды, потому что обязательно заедут какие-нибудь гости, запланированные и случайно оказавшиеся рядом, потому что гуляли в Иерусалиме. когда перебирала полки со спиртным и консервами, отбирая кошерные на Песах, достала несколько бутылок вина. "нет, мы столько не выпьем... ну, может, кто-нибудь заедет?.. а, нет, не заедет". и так обломно готовить что-то, зная, что точно никого не угостишь. эх.
на фото: кошерная на Песах пицца, пришлось всю съесть самой. :(
одной из красивых иерусалимских традиций в праздник Песах является "биркат коаним" - благословение коэнов у Стены Плача.
"Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов - храмовых священников, потомков брата Моше Ааарона, закутываются в талиты и произносят, обращаясь ко всему еврейскому народу: 'Да благословит тебя Г-сподь и сохранит! Да озарит для тебя Г-сподь свое лицо и окажет тебе милость!..'
Как правило, свидетелями этой церемонии являются около пятидесяти тысяч человек, которые устремляются в Иерусалим со всех концов Израиля. На сегодняшний момент, благословение коэнов считается самым крупным еврейским Б-гослужением, представляя собой прообраз службы, которая велась в первом и втором иерусалимских Храмах." (
источник - там же можно прочитать, как появилась эта относительно новая традиция, которой всего 50 лет)
вот
так это обычно выглядит. а вот
так это выглядело вчера...
название праздника - Песах, פֶּסַח (и очень удачный перевод на английский "Passover") - происходит от глагола "паса́х" (миновал, прошёл мимо), в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома во время десятой египетской казни, в которой были убиты все первенцы. разумеется, в нынешней ситуации напрашивается сравнение и особенно уместным кажется пожелание, чтоб "одиннадцатая казнь" миновала ваш дом и дома дорогих вам людей.
как в этом году принято поздравлять: "здорового, кошерного и счастливого Песаха!"
!פסח בריא, כשר ושמח
на фото: импровизированный букет и "пасхальное блюдо", которое для меня два года назад сделала дочка подруги