сегодня приснилась очень интересная вариация "Золушки" в стиле "Игры Престолов" (много кровищи, темные костюмы, шкуры - ну все, как там любят, разве что без обнаженки). подробностей не помню, но в роли принца был, разумеется, Ричард Мэдден, отсюда и эта дикая - но во сне очень органичная! - смесь. короче, я поняла, что надо поскорее дописать пару дней назад начатый пост, а то и что-нибудь похуже приснится, например, принц Чарминг, влюбляющийся в телепатку*, или еще хуже - ловко освобождающий пешеходов от их кошельков и часов**. :)
пару дней назад я достаточно случайно и абсолютно незапланированно посмотрела диснеевскую экранизацию "Золушки" 2015-го года. и влипла, пропала - еще более незапланированно и очень удивительно для меня самой, в моем-то преклонном возрасте! - в нее на несколько дней. как обычно это у меня бывает при подобном увлечении предметом, перечитала все возможные статьи, пересмотрела все возможные интервью, "featurettes" и "deleted scenes".
кто бы мог подумать, сколько всего они старались решить и передать в простой сказке! впрочем... сказка не просто простая (прошу прощения за тавтологию), она слишком простая, чтоб можно было делать из нее фильм так прямо по сюжету. она банальная и двухмерная. главные герои в ней - и Золушка, и принц - пассивны и "картонны", это не люди, это такие ходячие архетипы. ну и кроме того, тема "девы в беде" в наши дни уже непопулярна и практически неприлична. "это не то, чему мы хотим научить современных девочек и девушек," говорят актеры и режиссер.
и на этом месте я останавливаюсь и понимаю, что никогда не пыталась эту сказку анализировать. это настолько базисная, настолько изначально, всю жизнь известная тебе история, что с момента, как ты ее услышал впервые, ты ее уже не переосмысливаешь. не замечаешь этих дыр в сюжете, этой полной ходульности всех действующих лиц. вот интересно, наверняка кто-то писал какие-то ученые работы и как-то объяснял тот факт, что сказки имеют особое очарование в детстве и зачастую теряют его, когда мы становимся старше. я, например, давно заметила, что фильмы-сказки, засмотренные мной до дыр в детстве, я люблю и с удовольствием пересматриваю до сих пор, а вот незнакомые мне сказки мне в большинстве случаев смотреть скучно, мне слишком явно видны все недостатки. может, в детстве, когда мы еще не совсем четко и в деталях воспринимаем окружающую реальность, когда в нашей жизни еще не все до конца выяснено, когда есть "пробелы" в нашем реальном мире, нам легче воспринимать "дырявый" сюжет мира выдуманного? и совсем не удивляет, что во всем королевстве ни у кого не совпадал размер ноги с Золушкой. и не возникает вопроса, где была фея-крестная все это время, когда Золушке жилось несладко.
стала вспоминать, какие еще "Золушки" были в моей жизни, и как в них решались эти несостыковки. из "Золушек" детства мне вспомнились четыре.
очень милый мультфильм, главную мелодию из него до сих пор люблю и напеваю иногда - тут все просто, он коротенький, минимум диалога, в основном пантомима и песни, все условности остались, но не мешают. потом, конечно, черно-белый - цветную версию не смотрела и не буду! - фильм с Яниной Жеймо (где-то мне встречалась очень интересная статья, как при всеобщей нищете, сразу после войны, снимали этот фильм). я давно его не пересматривала, но, насколько помню, самым очаровательным там был паж, который "я не волшебник, я только учусь", а принц был полной размазней. самая любимая моя "Золушка" - это чешский фильм
"Три орешка для Золушки". она, конечно, была "не по канону" (вернее, она была гораздо ближе к варианту братьев Гримм, а я выросла на Перро - как оказалось, они сильно отличаются), но какая же замечательная. я и сейчас ее с удовольствием смотрю. и Золушка тут была - ух, какая: и хорошая, и сильная, и смелая. в общем, между нами, избалованный Принц, хоть и красавчик (Павел Травничек навсегда остался для меня самым идеальным внешним воплощением принца, хотя сейчас вот смотрю, да не такой уж и красавец :)), но ее не заслуживал. а четвертой - не знаю, видели ли вы этот фильм, из тех, которые когда-то случайно показали по телевизору, а потом я долго-долго его искала и надеялась когда-нибудь увидеть еще раз - была
"Золушка 80". очень славная современная история, тоже с очень активной и самостоятельной Золушкой-Синди, и принцем, который уже не был безымянным и безынициативным, а был готов на поступок ради любимой девушки. (и есть еще как минимум две свежепосмотренные "Золушки"-с-вариациями, - "Ella Enchanted" и "Ever After" - на которые здесь уже совсем нет места :))
но вернемся к "Золушке" 2015-го года. во-первых, это красиво. это абсолютно волшебный, захватывающей дух красоты фильм. декорации, костюмы (ох, я в них просто влюбилась!), музыка - все это идеально и подробно воссоздает "ту самую сказку", "тот самый дворец", "ту самую тыкву", "то самое платье". маааленькие несоответствия с моей фантазией были в туфельке (со слишком странным подъемом и слишком уж явно не натягиваемой на человеческую ногу, любую) и в принце, который был не жгучий брюнет (хотя сам по себе ничО так, настолько, что я, не приходя в сознание, скачала и посмотрела еще один фильм с ним :)). очень удачно были подобраны абсолютно все актеры. в первую очередь, разумеется, богическая Кейт Бланшетт. но и Хелена Бонем Картер в роли феи-крестной, и Стеллан Скарсгард в роли герцога-гада, и сестрички Софи МакШера и Холлидей Грейнджер - в этой трактовке на лицо как раз прекрасные, но "уродливые" внутри. очень рада была увидеть Хейли Этвелл в роли мамы Золушки. ну и Главная Пара очень гармонично и мило смотрелась.
что же касается добавления "объема" сюжету и героям, то самую хорошую работу они проделали с принцем. и - нет, я сейчас не про удачное подчеркивание его сумасшедше-синих глаз - слушайте, где Мэдден прятал их все те два фильма, которые я с ним смотрела?! - и не про его потрясающе красивые кафтаны и жилеты (самые красивые костюмы после мачехи и Синего Платья). я о том, например, что они дали ему имя. у бедного Прынца-из-сказки не было даже этого, вы же не думаете, что мама и папа назвали его Прекрасный Прынц, когда он родился. кстати, про папу. он, конечно, в сказках фигурировал, но тоже больше в качестве вешалки для короны, занимающей временно - пока Прынц разберется с женой - трон. здесь же у Кита есть несколько трогательных сцен с отцом, где несколькими штрихами показаны и их любовь и нежность друг к другу, и авторитет отца, и сомнения выросшего сына, который с отцом не согласен и в итоге находит силы и смелость сказать это вслух (на сцене их прощания я прям реально размякла).
во-вторых, мне очень понравилось, что они добавили сцену знакомства в лесу. она все меняет! Кит увидел Золушку (условной) замарашкой и в бедной одежде, и она ему понравилась не внешне, а тем, что она говорила и как себя с ним вела - "well, she was a pretty girl but there was so much more". он это дважды упоминает - и отцу, и в сцене в "спортзале". устройство бала - это активное действие Кита, чтоб ее найти. и когда она приходит, он выбирает ее для танца не потому, что она потрясающе выглядит, хотя она абсолютно потрясающе выглядит, ах-ах, это умопомрачительное платье - "у нас был танец втроем - я, Лили и Ее Платье" - а потому, что это та самая девушка без имени, которая его так зацепила, зацепили "her spirit, her goodness". к слову, она тоже пришла не отхватить себе принца, а к подмастерью (apprentice), который ей так понравился. (и именно поэтому так искренне ее жаль, когда ее не взяли на бал, она не просто не попадает на гулянку, она, возможно, упускает последний шанс увидеться с "мистером Китом"!)
в-третьих, то, как именно он ее искал. сначала он объявил на все королевство, что признается в любви к таинственной принцессе в хрустальных туфельках, просит ее прийти во дворец и, если она захочет (важный момент! т.е. тот факт, что он - король, еще не делает его автоматически, на 100% желанным мужем), он на ней женится. а когда он видит, что девушка не нашлась, он начинает подозревать, что ей не дают прийти, и придумывает "трюк" с туфелькой. (и тут в конце очень странный прокол, когда он ее - СПОЙЛЕР! - все же находит, она ему говорит "не знаю даже, подойдет ли мне эта туфелька, но если она подойдет, то возьмешь ли ты меня замуж такой, какая я есть, я тебя люблю блабла", и он ей отвечает - "конечно, возьму" и эту туфельку меряет, хотя он ее, конечно, узнал. ЗАЧЕМ? типа, если б туфелька не подошла, то что? он бы ушел, мол, извини, но слово есть слово?).
Ричард Мэдден в нескольких интервью упомянул, что был не в восторге, когда агент ему предложил попробоваться на роль принца. тот казался ему абсолютно неинтересным, куклой с единственным качеством - красивой внешностью (“I mean, apart from the fact that he’s dashing, what do we know about this prince?”). но потом он прочитал сценарий, и персонаж ему понравился. понравились его отношения с отцом, с Золушкой - "мне нужно было создать образ героя, который достоин ее симпатии; это кто-то, у кого есть чувство юмора, настоящий джентльмен, он уважает женщин, ему знакомы чувства сопереживания, сострадания, и он осознает свое привелегированное положение". и если в оригинальном мультфильме принца видно всего в 2-3х сценах и он выполняет узкую и очень определенную роль того, кто приедет на белом коне и увезет Золушку в закат, то новое прочтение немного иное. "мы видим молодого человека, у которого проблемы, которые он старается решить, и молодую девушку с ее проблемами, и они - даже находясь далеко друг от друга - вдохновляют друг друга, помогают друг другу стать лучше, she rescues him as much as he rescues her and that’s why I was really interested in this version."
еще один образ, который перестал быть манекеном и приобрел оттенки, - это образ мачехи. Бланшетт, конечно, и телефонный справочник сыграет так, что там будут и глубина, и нюансы, и оттенки характера. но здесь ей придумали историю, которая не то, чтобы ее оправдывает, но как-то объясняет, откуда вся эта черная бездна у нее в душе возникла. и то, как она это рассказывает (в той сцене, когда держит туфельку в руках), она не просит сочувствия, нет, у нее просто все выжжено давно, "за все, за все нужно платить, и за любовь - тоже..." и, раз уж мы о мачехе, в одном из интервью они упомянули, что отношения мачехи и дочерей - это классический буллинг. она вымещает на них, они все вместе - на Золушке. и, собственно, сила Золушки в том, что это не задевает ее достоинство, и что она не отвечает тем же.
и тут, возможно, самое слабое место фильма. неужели мы хотим, чтоб примером для современных девушек стала та, которая терпеливо сносит ежедневное "бытовое насилие"? почему она не убегает, задаются вопросом и ставят в укор фильму некоторые статьи (хотя, странный вопрос: если б она убежала, то не было бы сказки). ведь мы же не хотим, чтоб современные девушки делали вывод, что в такой ситуации нужно терпеть и надеяться на принца? в фильме стараются показать, что она не жертва обстоятельств, что это ее сознательный выбор - она остается в доме родителей, потому что он ей дорог, и она хочет сохранить его в память о родителях, об их любви к этому дому. в принципе, аргумент, но он немного слабоват, его надо было как-то лучше обыграть. ну или, как предлагают те же статьи, показать контекст той эпохи, когда незамужней девушке уйти было просто некуда. и актеры, и режиссер в разных интервью подчеркивают, что Золушка - самодостаточна ("this is not a woman who is simply waiting for a man"), она не цепляется за принца, не сидит и ждет его, не видит в нем своего ультимативного спасения, она бы справилась и без него. хочется, конечно, в это верить. но... справилась ли бы?
главный слоган фильма - "have courage and be kind", будь смелой и доброй. эти слова мама говорит Золушке перед смертью, и Золушка старается им следовать. она добрая не сама по себе, потому что такой родилась, кто-то рождается блондином, кто-то с синими глазами (ах, ах), а кто-то - добрым. нет, ее так воспитали. и она каждый день над этим работает, иногда это дается непросто. конечно, не помешало и то, что она росла в абсолютной и всепоглощающей любви родителей - именно для этого в фильм были добавлены моменты ее детства, которые в оригинале просто занимают пару предложений, рассказанных за кадром. смелость и доброта - это прекрасное сочетание, если так подумать. лучшее сочетание (особенно, если туда еще мозги добавить), которое я могла бы кому-либо пожелать. и доброта вовсе не означает пассивность. "доброта - это ее сверхспособность," говорит Лили Джеймс, и мне нравится так думать.
очень понравилось, как в одном интервью сказал об этом Кеннет Брана: "в каком-то смысле это было самым сложным - показать девушку, которой мама сказала быть смелой и доброй и которая не восприняла это как пустые слова, а которая старается так жить, даже если это непросто. такой сюжет может показаться скучным, глупым, безыскусным, наивным - но лично я так не считаю. и вот ты показываешь пример - человека, который в это верит, который так живет, старается видеть лучшее в людях, старается быть душевно щедрым - старается начинать день с улыбки окружающим, готовый к тому, что ему не улыбнутся в ответ, который чувствует, что все эти такие маленькие вещи, собранные вместе, накапливающиеся со временем, могут повлиять на мир, в котором ты живешь."
bonus:
•
If Cinderella were a guy...• Cinderella Featurettes:
The Legacy,
Craft,
Love Story,
Fairy Godmother,
Cate Blanchett•
Cinderella Deleted scenes•
Director Kenneth Branagh on 'Cinderella' | AOL BUILD•
Variety Artisans: Sandy Powell and the Costumes of 'Cinderella' ---
* Philip K. Dick's Electric Dreams
** Bastille Day