Во время похода возложения цветов наш разговор ненадолго зашел в тему ненасильственного сопротивления и роли христианства в этом. Путем извилистого мыслительного процесса моё внимание заострилось на том по какому именно механизму мессия подразумевал противодействовать "Князю мира сего".
На мой взгляд Князь зиждется на 3 столпах:
Суды
Если на суды нельзя будет произвести влияние то и не получится распространять своё влияние и в других аспектах жизни. И самое основное - не удасться собирать налоги, так как суды и правовая система принимает решения кого побить а кого просто пожурить.
Налоги
Отбирая продукты труда у одних и перераспределя не без помощи уже купленной судебной системы, устанавливается баланс.
С одной стороны весов (левая чаша) недовольные тем что у них отбирают. С другой стороны (правая чаша) готовность вооруженно сдерживать недовольство первых теми людьми, которые устраиваются на госслужбу получая за это продукты труда отбираемые в виде налогов у первых.
До тех пор, пока левые терпят а правые верят в то что так и должно быть - всё хорошо. Всё на своих местах в идеальном порядке: угнетенные - угнетаются, насильники - насильствуют.
Церковь
Выполняет роль средства массового увещевания. Не удивлюсь если окажется что поголовная часть прихожан РПЦ смотрит федеральные каналы и нисколько не задумывается об истинности услышанного. Для них это тоже смое что подвергнуть сомнению слова батюшки который хранит святую веру наших предков, а любое указание на несоответсвие - не что иное как богохульство.
Посмотрим каким образом могла стратегия предложенная в Евангелие привести к разрыву цепочки взаимодействий этих столпов. Вот что осело в моей памяти после прочтения:
1. Откесарит кесареву кесарево.
Очень интересный эпизод в Евангелие. Я после этого достал из кошелька монеты и денежные купюры и внимательно посмотрел: жирным шрифтом "Билет банка россии". Это оказывается не только не МОИ деньги. Это и не деньги вовсе - просто билеты принадлежащие некоему "Банку России".
На сайте Банка России нашел :
"Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР" .
Значит связь денежных знаков с кесарем до сих пор со времен Иисуса остается и даже процветает. Никто и не подумал за 2 с лишком тысячелетия взять и вернуть эти бумажки тому самому кесарю. Для царствия божия эти бумаги не нужны! Ну, что сказать - херово видать веровали господа христиане. Либо как-то иначе итерпретировали слова мессии и фиг пойми чему служили все эти 2 тысячелетия.
Переносим эти наблюдения на вопрос который пытаюсь разобрать в посте. Призыв не сосредотачивать свою жизнь на цели обогащения государственными денежными знаками должно приводить к обесцениванию этих денег, изьятие их из оборота и как следствие - усложнение процесса отъёма собственности в процессе сборов налогов. Но отъём ,хоть теперь не без помех, но продолжается, так как есть вооруженные люди способные по приказу сверху отобрать у тебя твоё имущество в любом количестве обосновывая это расходами на поддержание мира, порядка, целостности великой и прекрасной страны и прочей лабуды на которую ведется население.
2. Не суди и несудим будеш.
Всякому человеку есть чего стыдиться, не совершает ошибки только тот человек который и не живёт. Я тоже могу вспомнить пару моментов за которые мне очень стыдно, которые считаю непростительными и за них я раскаиваюсь. Уверен, что я в этом далеко не одинок.
Но почему же так важно, чтобы за эти пригрешения обязательно должно следовать государственное воздаяние?
По моему мнению - так это простой механизм для увеличения числа преступных действий населения. Без преступности не будет необходимости в вооруженной полиции, а без полиции отбирать налоги и диктовать свои порядки сложно.
Механизм преступногенеза простой как луноход:
Кто либо из чувства восстановления справедливости, или по иным причинам идёт на противоестественные для него поступки: подросток спер из чужой бани алюминивый таз, кухарка прикарманила из столовой серебрянную ложку, кто то наговорил глупостей и спровоцировал драку, кто то в порыве ярости ударил другого а тот помер и т д.
Каждый раскаивается за свой проступок, а тут его ещё и за решетку сажают. И что самое обидное решение о наказании выносит не третья непрестрасная сторона, а вполне себе имеющая свои амбиции власть.
Сидят раскаявшиеся, с чувством как будто в ответ на ногу 1000 раз им наступили недоумевают о несправедливости мира, а прожженые однокамерники им науку дают как жить надо. Выходят эти люди уже наточенными на противоправные действия, так как в нормальную жизнь их уже не берут, а к тюрьме они уже привыкли.
Както один служащий МВД, на мой вопрос "Как бандитов ловят?", очень ясно обяснил:
- Находят подозреваемых. Смотрят кто сидел. Из них, как правило, находят виновных. Сажают. Вот так и ловят.
Призыв не осуждать ближнего своего прежде чем не оцениш свои простпки, привел бы к тому что в конфликтых ситуациях, степень наказания виновников снизилась бы до необходимого минимума. Суды становятся самобытными и неконтролируемыми централизовано. За ложку - никто тебя психически не исколечит, тот кто богаче - не будет иметь преимущества и т д. Надобность в обращении к "СТАРШЕМУ БРАТУ" для того чтоб он побил обидчика исчезает, вместе с ним теряется вообще потребность в государственном правосудии как и вера в необходимость государственного порядка.
3. Храм отца моего. Торговцы - вон из дома отца моего.
Тут все просто на мой взгляд. Убери из храмов людей которые занимаются бизнесом - и священнослужителей вовсе не останется. Ну нет, остануться конечно молодые верующие. Из открытых обращений видно что существует ряд священнослужителей вера которых действительно до завидности искренняя и бескорыстная. На них и надежда, назовём их образно "Сергиями" в честь одноименного произведения Л.Н. Толстого. Такими искренне верующими можно назвать всех претендующих на существование в Царствие Божием.
Нет бизнеса в церкви - нет претензии на увеличение доходов (податей) и распространения своего влияния за счет увеличения численности прихожан, и как следствие - власти нечем купить церковный аппарат пропаганды, если только принудить.
4. Кто отберет у тебя рубашку - отдай и кофтан, если ударят по одной щеке - подставь вторую.
Пока всё сходится. Если задаться вопросом, что нужно сделать чтобы оставшиеся "Сергии" были неуязвимы для насильственного принуждения к сотрудничеству? То вопрос оказывается уже решенным.
Приходят в храм погоны помолиться. Стращать высокими податями не получается, помогать обращать новых людей тоже неинтересно новым священнослужителям, остается только принуждение. О. Сергий с Погонами имеет душевный разговор о пользе церкви для общества, про ответственность, про необходимость работать сообща в благих стремлениях, а иначе такая служба и вовсе бесполезна. Бесполезность церковной структуры для госслужбы означает что она будет подвержена налогооблажению, запретам на строительство храмов (вообщена любую инициативу), цензурированию проповедей, гонению и порицанию. И единственный выход для таких верующих - терпеть и верить.
Что можно отобрать у человека который имеет в основном только духовную неотбираемую ценность? Лишат тебя жилища, лишат тебя пищи, заберут твоих близких - всё это мирское. Обретеш со временем новое жилище, появится пища и новые близкие помогут пережить потери и горе. А того чего от тебя добивались причиняя насилие - так и не дождутся и в итоге оставят попытки. Практически этот опыт был применен в Индии одним очень верующим человеком по имениМохандас Карамчанд Ганди (Махатма Ганди), несмотря на то что христианство ему было чуждо.
Итак - призыв к ненасильственному сопротивлению, приводит к тому что силовое принуждение не возымеет эффекта. Следовательно никакие силовые структуры уже не имеют действенных механизмов реализации своей власти.
5. Кто мал - тот возвысится, кто возенсется - тот понизится.
Кто самый великий в Царствие Божием? Почему ребенок ?
Отличие взрослого человека от ребенка в контексте этого ворпроса есть то различное восприятие окружающих людей. Взрослый человек различет тех над чьими шутками нужно смеяться, а чьи необходимо считать глупыми, кому надо улыбаться а кому показывать своё превосходство. А для ребенка всё ровно, для него нет ни великих ни ничтожных, все люди для него открыты в равной степени и дружелюбен он ко всем без разбора на плохих и хороших.