Выставка 1937 года. Редкие фото

Oct 09, 2011 22:44


Всемирная выставка искусств и техники 1937 года проводилась в Париже и вошла в историю как смотр достижений человечества накануне Второй мировой войны.

Плакат, посвященный выставке. Выставка открылась 25 мая и закрылась 23 ноября 1937 года.



Борьба за основные призы развернулась между СССР и Германией, имевшими крупнейшие павильоны. На выставке было ярко представлено искусство обеих стран. Это выразилось в том числе в фотографиях этого события: павильоны этих стран постоянно противопоставляются друг другу, и сделать это было не трудно, ведь они расположены были друг против друга..



Панорама места проведения выставки из дворца Шайо, построенного по этому случаю. В центре - Эйфелева башня, слева павильон Германии, справа - СССР.






Павильон СССР со стороны итальянского павильона.



Павильон СССР

Советский павильон представлял собой галерею длиной 150 м. Спроектированное Б. М. Иофаном здание было облицовано самаркандским мрамором и увенчано знаменитой 24-метровой скульптурой рабочего и колхозницы, созданной по проекту В. И. Мухиной. Вход украшали барельефы скульптора И. М. Чайкова: гербы СССР и 11 союзных республик. Существует версия, что СССР также представил карту страны из драгоценных металлов и благородных камней.

Барельефы скульптора Чайкова



Павильон Германии

Немецкий павильон, по замыслу архитектора А. Шпеера, был построен в форме римской цифры III. У подножия башни павильона были установлены скульптурные группы Й.Торака «Товарищество» и «Семья», а верх венчал герб Третьего Рейха - орёл.



Ворота немецкого павильона Всемирной выставки в Париже 1937 года.



Испания

Среди других экспозиций выделялся испанский павильон. Выставка проходила во время гражданской войны в Испании; оформление павильона Второй испанской Республики было произведено с участием Пабло Пикассо. В павильоне всеобщее внимание приковала его «Герника», изображавшая ужасы войны.



Павильон Бельгии



Павильон Румынии



Павильон Бирмы



Швейцария



Павильон Швеции



Павильон Китая



Павильон Польши



Павильон Италии



Павильон Венгрии



Фотографии с выставки для французского журнала











Награды

Главный приз советский и немецкий павильоны поделили. Кроме того, гран-при был вручён А. Шпейеру за проект оформления территории съездов НСДАП. Ещё одним гран-при был отмечен советский паровоз серии ИС.

Большую серебряную медаль получила работа Евстафия Шильниковского - серия предметов, выполненных по мотивам пушкинских произведений методом чернения серебра. Бронзовую медаль получили мастера Холуйской миниатюры.

Золотая медаль, полученная советским и германским павильонами на выставке



Сувенирная продукция и плакаты выставки







Это было выдающееся событие в Европе, а потому выпущено было множество открыток с видами.













И воспоминаний В.А.Замкова о процессе монтажа знаменитой мухинской скульптуры: "По мере того как статуя росла и одевалась оболочкой, она производила все большее впечатление как на друзей, так и на врагов и вызвала резкую поляризацию среди парижских белоэмигрантов. У наиболее черносотенной части это проявилось в неприкрытой ненависти, прорывавшейся в самых различных формах. В эмигрантских газетах появились эпиграммы и карикатуры на статую, в общем довольно беззубые. Однако были нападения и более серьезные.

Однажды утром, незадолго до конца строительства, к нам пришел один из испанских рабочих, работавших на находившемся недалеко павильоне республиканской Испании, и посоветовал срочно осмотреть лебедки, регулировавшие натяжение тросов крепления монтажного крана. И не зря. Один из тросов оказался подпиленным. В случае нагрузки на стрелу крана он бы неминуемо лопнул, приведя к катастрофе и, вероятно, безнадежному разрушению статуи. Вызванная тут же парижская полиция только разводила руками и делала вид, что этого не может быть, так как этого не может быть никогда: "В Париже, месье, такие вещи просто не делаются".

Кажется, к вечеру того же дня появились молодые люди из дружественного н нам крыла эмигрантских кругов: они услыхали о готовящейся диверсии и прибежали предупредить. С этого дня и до конца работы, пока кран не был снят и статуя не оказалась в безопасности, патрули из числа эмигрантской молодежи по 4-5 человек каждую ночь охраняли лебедки, вынесенные далеко за пределы строительной площадки павильона.

Вспоминается, что французские и особенно испанские рабочие, проходя мимо строительства, заходили на площадку и приветствовали стоявшие еще на земле огромные головы статуй высоким движением руки с сжатыми в кулак пальцами - общепринятым в то время знаком международной солидарности рабочих...



Выставка закончилась. На демонтаж статуи была послана бригада рабочих и инженеров, не знавших сложной специфики монтажа скульптуры. Статую разрезали автогеном на части и свалили на платформы. Без повреждений до Москвы доехали только головы и мужская рука статуи. Резонанс "Рабочего и колхозницы" был так велик, что было принято решение о ее восстановлении и монтаже перед входом открывавшейся в 1939 году ВСХВ."

РЕТРО

Previous post Next post
Up