Искусство подделки фотографий до цифровой эпохи

Dec 12, 2016 19:28

Оригинал взят у sandra_rimskaya в Искусство подделки фотографий до цифровой эпохи


В нью-йоркском Метрополитен-музее 11 октября открылась выставка “Faking It: Manipulated Photography Before Photoshop”, посвящённая историческому искусству подделки фотографий, ретуширования и фотомонтажа. Некоторые работы можно посмотреть на сайте музея.


Крупнейшая в мире коллекция «отфотошопленных фотографий» доказывает, что люди начали активно заниматься такими манипуляциями задолго до изобретения компьютеров и цифровой фотографии. Более того, многие методы 150-летней давности используются сейчас практически в неизменном виде.

«Вероятно, прошло не более десяти минут от изобретения фотографии до того момента, когда люди осознали, что с помощью фотографий можно обманывать», - говорил в одном из интервью режиссёр Эррол Моррис (Errol Morris). Организаторы новой выставки полностью с ним согласны. Подделка снимков появилась практически одновременно с изобретением фотографии в 1837 году. «Мне кажется самым уместным вопрос “почему”. По какой причине происходила обработка каждой фотографии?», - спрашивает куратор выставки Мия Файнмэн (Mia Fineman).

В первое время фоторетушь использовалась исключительно для устранения технологических недостатков. Например, первые камеры не могли одновременно запечатлеть детали моря и неба, так что снимок морского пейзажа приходилось составлять из нескольких частей. В 1861 году году французский фотограф Эдуард Бальдю (Édouard Baldus) сделал фотографию «Монастырь св. Трофима», собрав её из дюжины отдельных негативов - всё для того, чтобы сохранить резкость и качественное освещение во всех частях кадра.



Такие же приёмы используют современные фотохудожники, иногда совмещая на картине до 100 фотографий одной сцены.

В середине 19-го века появились и первые «фотожабы» и различные фотоприколы, так популярные в современном интернете.


На выставке представлено множество фотографий, созданных художниками явно для забавы. Например, работа неизвестного автора «Человек, жонглирующий своей головой» (1880) была сделана, совершенно определённо, ради прикола.


Фотография «Миссис Тинкман с духом своей дочери» (1862-1875). Автор: Уильям Мамлер (William Mumler), знаменитый американский фотограф привидений, который сделал себе имя на фотографиях призраков и зарабатывал этим на жизнь.



https://habrahabr.ru/post/154721/

Поначалу фотомонтаж и подделка фотоснимков были исключительно художественным средством, но в начале 20-го века ситуация изменилась. Технические средства начали использовать для политических манипуляций и, фактически, подделки документов.

На следующем снимке изображена встреча нацистов с семьёй Лени Рейфеншталь. С негатива полностью удалили фигуру Йозефа Геббельса, поскольку в то время ходили нежелательные слухи о связях Йозефа и Лени. После удаления Геббельса на фотографии осталось загадочное облако.


Ещё один знаменитый пример «политического» монтажа - культовая фотография «Ленин и Сталин в Горках в 1922 году», составленная в 1949 году из двух портретов (автор неизвестен). Эта картина тоже представлена на выставке.


Фальсификация фотографий в советской пропаганде имела не только долгую историю, но и отличную технологическую школу.
Иногда речь шла просто об умелой ретуши - лица вождей должны были выглядеть образцово. Вот одна и та же фотография Сталина - до и после обработки.



771566

Ретушеры запросто могли и поменять персонажам одежду. Очевидно, собственное лицо на этом фото понравилось Лаврентию Берия - но для публикации он предпочел быть не в мундире, а в штатском.


771567

Изменению срочно подвергли и давние, исторические фотографии. Вот собрание ссыльных большевиков - лето 1915 года, Туруханский край. Сталин в заднем ряду, в черной шляпе. А чуть правее - Лев Каменев (он с усами). Впоследствии враг - и вот на фото его уже нет. Правда, это еще примитивный прием: вместо фигуры - невнятное темное пятно.



771568


771569

Хрестоматийно известный кадр - Ленин и Крупская с детьми в деревне Кашино. Но на самом деле в кадре были и взрослые жители деревни - впоследствии почти поголовно раскулаченные и высланные. На всякий случай кадр обрезали, а фон затемнили.

771570


Групповое фото 1919 года, VIII съезд РКП(б). Известны публикации фрагмента снимка, где изображены трое - Сталин, Ленин и Калинин. Но затем Калинин тоже исчезает - зачем тут третий, когда всем должно быть ясно, кто единственный настоящий преемник вождя.



771572


771573


771574

Но все-таки здесь речь идет еще о простой обрезке. Были приемы и посложнее. Вот в кадре революционные солдаты - но под каким-то черным флагом, а на заднем плане рекламная вывеска. Алле оп! - и вот уже мы имеем правильные лозунги (хотя на увеличении видно, что шрифт вышел уж очень коряв).



771575


771576
Тут из восьми персонажей оставлено четверо. Но на исходнике Фрунзе (второй слева), Ворошилов (пятый), Сталин (шестой) и Орджоникидзе (восьмой) стоят не рядом. Не беда - вырезать их тонким скальпелем и переместить. Правда, не обошлось без брака - на боку у Фрунзе невесть откуда падающая тень.



771577

Бывали задачи и потруднее. На этой фотографии (Баку, 1920 год) в левой части видны Киров и Орджоникидзе. Выстричь их двоих - не вопрос. А вот чтобы переместить к ним в компанию из правой части снимка Анастаса Микояна пришлось поломать голову - ведь в силу общего ракурса он выходил раза в полтора выше ростом. Но и это преодолели.



771578


771579

Но особенно старательно вымарывали из фотоистории Льва Троцкого. Не смущаясь даже тем фактом, что снимки многократно публиковались. Вот эта известная фотография, где Ленин и Троцкий рядом, даже стала основой для картины Диего Риверы. Но на позднейших публикациях кадры обрезаны так, чтобы Троцкого видно не было (правда, остался неизвестно чей локоть - так это его).


771580


771581


771582

Но были фальсификаторы и помастеровитее. Вот Ленин выступает на митинге (Москва, 5 мая 1920 года), а на ступеньках у трибуны - Троцкий (а за ним, пусть не очень видный - еще и Каменев). Фотография очень известна, но в изданиях после 1927 года на ступеньках уже нет никого.


771583


771584

Кстати, в 1933 году мастеру соцреализма Исааку Бродскому доверили увековечить эту сцену в живописном виде. Нарушение композиции хорошо обученный художник все-таки, вероятно, почувствовал шкурой - и на месте исчезнувших политиков появились… журналисты.



771585

Еще пример старательной работы. Прогулка вдоль канала Москва - Волга, крайний справа - нарком внутренних дел Николай Ежов. Но он снят и расстрелян - и вот уже в кадре вместо Ежова гранитный парапет и плещется вода канала.


771586


771587

На волне десталинизации некоторые авторы бросились переделывать свои работы и по собственной инициативе. За картину «Ленин провозглашает советскую власть на II съезде Советов» художник Владимир Серов - кстати, ученик упомянутого выше Исаака Бродского - получил в 1948 году Сталинскую премию. Надо думать, помогло этому и изображение самого Сталина рядом с трибуной. В 1962 году автор переписывает картину - да так радикально, что вместе со Сталиным исчезают Свердлов и Дзержинский: вся троица заменена революционными солдатами.


771592

Успевший вовремя «перековаться» Серов благополучно упокоился на Новодевичьем. Не всем фальсификаторам истории так везло. Густав Клуцис - отличный между тем художник-авангардист - не успел довести до ума свой плакат о Красной армии. Из эскиза вырезаны репрессированные Тухачевский и Гамарник (расстрелянный позже них маршал Егоров на плакате пока еще присутствует рядом с Ворошиловым). Однако раньше расстреляли самого Клуциса.



771593

Ну, а выставка в Музее ГУЛАГа продлится до июля.

771588


http://echo.msk.ru/blog/tatiana_pelipeiko/883371-echo/

миф, фото, архивы, технологии, история, антиквариат, искусство

Previous post Next post
Up