По данным авторитетного портала
segaretro.org релиз игры "Zero Tolerance" состоялся в сентябре 1994-го в Европе, и в ноябре того же года в США. На других сайтах встречалась информация, что версия для Genesis была выпущена
30-го сентября. В общем, по совокупности можно считать, что день рождения у ZT если не сегодня, то точно в этом месяце.
В честь вышеупомянутого события хотелось бы написать небольшую обзорную статью по игре, которая в России стала, не побоюсь этого слова, культовой. Я помню как в детстве проводил за ней десятки часов, проходя по второму, или даже третьему кругу. И для меня, да как и для большинства российских ретроигроманов, Zero Tolerance остался навсегда в сердце первым FP-шутером с потрясающей для Sega графикой и бесподобной атмосферой.
Говоря "российских" я сознательно провожу черту между геймерами нашей страны и дальнего зарубежья. В поисках интересных материалов по теме я наткнулся на два журнала: Game Players и Computer and Video Games, рассказывающих о предстоящем релизе игры в США и Европе, соответственно. Прежде всего бросилась в глаза разница в персонажах. Посмотрите, на скриншотах совсем другие лица! Впоследствии я понял откуда взялись эти картинки, но об этом чуть позже. Что еще поразило, так это довольно сухой, можно сказать даже прохладный тон обзора игры, особенно в американском журнале, где игра получила общую оценку всего в 65%!
Game Players (USA)
С пятью пушками на ремне, любитель пострелять Винс ДиМичелли, был готов вступить в разборку с инопланетянами. Однако выяснилось, что стволы в этом шутере заряжены холостыми патронами.
Да, запах свежего пороха и разлагающейся плоти ни с чем не сравнить, и для меня нет ничего прекраснее, чем провести вечер дома, вооружившись до зубов. Взгляните на Zero Tolerance. Тут просто куча перестрелок и литры крови, пролитые плохими парнями как те того заслуживают. Чего еще просить от игры? Ну, у меня есть вопрос - почему мне всегда кажется, что Tolerance мог быть лучше? Ответ прост. Во-первых, графика тут ниже среднего - у вас вряд ли получится разглядеть лицо врага. Во-вторых, в то время как РПГ и огнемет отличаются друг от друга наносимыми повреждениями, не существует никакой разницы между пистолетом и ружьем. Наконец, игре не хватает хороших идей. Возьмите хотя бы основной экран - за пределами визора, который отображает вам мир и все происходящее с вами, вся остальная информация просто бесполезна. Нет, я не хочу сказать, что игра ужасна - в целом, она доставляет свой фан. Но в то же время она могла быть лучше, намного лучше. В общем, если вам нравятся кровь, кишки и много экшна, то сыграйте разок-другой. А если вы устали от жанра FPS, то смело проходите мимо.
Оценки:
Графика (5)
"+" бэкграунды космоса и города приковали мое внимание
"-" враги выглядят нечетко и трудно различимы
Музыка и эффекты (6)
"+" звук выстрела из ружья отражается взрывным эхом в моем мозге
"-" музыка отсутствует, но не думаю, что это слишком важно
Элементы окружения (3)
"+" по ходу игры вам попадется 13 разнообразных элементов инвентаря
"-" за один раз унести можно не больше 5, и при этом отсутствует возможность выбросить что-то ненужное
Управление (8)
"+" управлять персонажем удобно, сродни езде на феррари
"-" всякий раз смотря на карту, вспоминаю допотопные автомобили
Реиграбельность (8)
"+" вам никогда не надоест этот чудесный экшн
"-" скучная графика может заставить вас нажать кнопку "power"
Общий итог: 65%.
Computer and Video Games (UK)
Если у вас в руках оружие, значит у вас проблемы. Если у вас проблемы, значит у вас есть враг. Если у вас есть враг, значит вам нужна куча больших пушек и уровень терпимости в пределах нуля...
Одно слово: Doom. Два слова: Mega Drive. Три слова: не совсем то. Но кого это волнует, ибо у нас тут игра для приставки Sega, в которой есть и напряженная атмосфера, и кровь (хотя, конечно, не в таком количестве), и вооруженный персонаж: все то, что так приглянулось PC-геймерам.
Accolade наделили вас функциями солдата спецслужб, потому что...а почему бы, собственно, и нет?! И по существу, единственное, что вам придется делать, так это прокладывать себе путь через лабиринты космической станции, попутно уничтожая всех и все на своем пути. В коридорах разбросан небольшой арсенал оружия (пистолеты, ружья, РПГ, огнеметы) и ваша задача стратегически распределить использование боекомплекта на все 40 уровней этой мясорубки.
Три важных вещи, которые делают эту игру хорошей: атмосфера, экшн и затягивающий геймплей. И хотя Zero Tolerance имеет достаточно простую концепцию, заимствованную у Doom'а, реализация ее получилась весьма достойной. Тут вам и потрясающие звуки выстрелов, и прекрасный набор пушек, огромные уровни и море игрового насилия. А прибавьте к этому возможность поиграть вдвоем с товарищем с помощью специального соединительного кабеля!
Оценки:
Графика - 76
Звук и музыка - 70
Играбельность - 82
Ценность - 88
Общий итог: 85%
Ну а что же насчет необычных скриншотов из игры, и прежде всего фотографий персонажей, которых мы с вами никогда не видели на своих приставках? Ответ я нашел на портале
unseen64.com.
Zero Tolerance была разработана компанией Technopop на рубеже 1993 и 1994 годов и выпущена в свет компанией Accolade в конце 1994-го, для приставки Sega MegaDrive/Genesis. Игра была уникальна тем, что ни до, ни после, на этой консоли не было выпущено ни одного FPS подобного уровня. Как и другие игры от Accolade ZT выходила на уникальном по форме картридже. К прочим уникальным вещам можно отнести и возможность поиграть вдвоем посредством специального кабеля, соединяющего две консоли.
Взгляните на картинку:
Здесь мы видим два картриджа для ревью (прототипы), и финальную копию. Автор прошел так называемый "ранний прототип" и собрал некоторое количество информации о нем.
Отличия между финальной версией и прототипом:
- В прототипе нет музыки, только звуки. (Вот откуда эти слова американского обзора о том, что с музыкой в игре все плохо!)
- Почти все логотипы, которые появляются при старте игры, слегка изменены.
- Меню опций в прототипе содержит гораздо меньше настроек.
- Персонажи отличаются полностью.
- В прототипе вы начинаете игру без оружия.
- На экране карты, в прототипе, обычно находящийся в самом верху текст отсутствует.
- Счетчик врагов оставшихся на этаже в прототипе ничего не отображает.
- Название оружия и количество оставшихся патронов для него поменяны местами.
- Некоторые текстовые надписи на стенах имеют другой цвет.
- Раскраска некоторых дверей тоже визуально отличается.
- Роботы на уровне "High Rise Roof" издают другой звук.
- В прототипе, подобрав оружие, голос скажет “WEAPON COLLECTED…”, вместо произнесения вида подобранного оружия, как было в финальной версии.
Technopop выпустила игру под лицензией "freeware". На страничке
technopop.net, которая посвящена "памяти" этой замечательной игры, вы совершенно легально можете бесплатно скачать ром для эмулятора, а также посмотреть схему того самого link-кабеля, необходимого для игры вдвоем. Кстати, на этой же страничке есть пару строк о сиквеле,
Beyond Zero Tolerance (или Zero Tolerance 2). Продолжение тоже разрабатывала Technopop...но, к сожалению, так и не довела его до состояния релиза...увы.