Герб шведского короля появился на фронтоне дома номер 64 в 1911 году. Владельцы строения Стобеусы (русские дворяне, но шведы по происхождению) уступили свою собственность исторической родине для размещения здесь ее посольства. Дом был серьезно перестроен архитектором Александром Груббе и получил фасад, решенный в стиле модерн. В соответствии с новым назначением здание было украшено отличного дизайна гербом Швеции и ее короля.
Шведский гербовый щит был разделен золотым крестом начетверо еще во второй половинt XV века. В лазоревых первой и четвертой частях изображена главная геральдическая эмблема Швеции (точнее, дома Фолькунгов) - золотой трекрунур: это устоявшееся шведское название закомпонованных так трех корон (к слову, трекрунур по сей день украшает выборгский герб, даже оба - и городской, и районный). Во второй и третьей четвертях композиция тоже повторяется: в лазури поверх трех серебряных левых перевязей - золотой королевски коронованный готский лев с раздвоенным хвостом.
В сердцевом (или срединном) щитке, что прикрывает крест в центре, соединены два герба: по левую руку - герб династии Ваза (то, что мы видим, и вправду похоже на вазу, но это обман дизайном; исходно вазоподобная эмблема - это сноп, связка, пучок, для обозначения которых в шведском языке и существует слово «vasa»), а по правую - герб принцев Понтекорво. Ныне правящий в Швеции дом Бернадотов ведет свое начало от того самого принца де Понтекорво, который больше известен как наполеоновский маршал Жан-Батист Бернадот, а с 1818-го - как шведский король Карл XIV Иоанн. В гербе Понтекорво над трехарочным мостом изображен орел - и именно наполеоновский имперский.
C 1908 года герб Швеции не менялся, и лепнина на фасаде дома по Английской набережной воспроизводит его достоверно, хоть и сокращенно. В полной версии коронованный щит поддерживают готские львы на подножии, а под щитом виден свисающий на соответствующей цепи знак высшего в Швеции Ордена Серафимов; все вместе помещено на королевской мантии под королевской же короной.
Барельефный герб дошел до наших дней в превосходном состоянии: утрачены лишь жемчужинки на одной из крайних дуг короны. Зато на ее вершине уцелел крест, к которому советская власть была неравнодушна и истребляла повсюду, где ей только удавалось его обнаружить. Иногда не удавалось.
* * *
От автора:
Все цветные уличные фотоснимки для публикации получены трудами (и фотокамерой)
canoe-ride.