Письмо влюблённого курсанта или Искусство женской дипломатии

Jan 19, 2022 02:47

В Ленинград из Стрельны. 1952 г.



Виктор Александрович Прибыловский «У театра. Свидание» 1954

Дорогие друзья!

Хотел бы предложить на Ваш суд  эпистолярный материал, своего рода тизер сериала  "Агнесса и ребята".

По случаю приобрёл прекрасный личный архив, включающий личные письма и дневники.

Молодая ленинградская девушка 1935 года рождения из обычной семьи, сначала школьница, потом учащаяся техникума.

Агнесса периодически меняет поклонников, чередуя сокурсников и курсантов военных училищ, ходит с ними на концерты и в парки.

Она также является активной "заочницей", состоит в переписке с военнослужащими в ГДР.

Агнесса ведёт тонкую дипломатическую игру на нескольких фронтах, которую иногда обсуждает с подругами.



Некоторые свои ответы она копирует и вкладывает в конверты к полученным письмам, оставляя их у себя архиве.

Контингент её корреспондентов весьма специфичен в плане речевого поведения. Оно наивно, формализовано и идеологизировано в равной мере, иногда мысль запутывается в лабиринте штампов.

Ниже привожу письмо курсанта военно-морского училища в Стрельне под Ленинградом Павла Евсеева, написанного после первых ободряющих свиданий и знакомства с матерью и подругами Агнессы. В мире, между тем, идёт «холодная война» между СССР и США, а горячие сражения разворачиваются в Корее, где державы меряются силами.

05/Х-52

Агнесса! Здравствуй!

Позволь мне называть тебя на "ты". В этом, пожалуй скажется наше близкое отношение признательность в расположении друг друга.

Добрался до курсов хорошо. Чувствую себя превосходно. Празднично настроен. Настроен потому, что открылся в Москве исторический съезд партии, где решаются важнейшие вопросы.

Бессомненно, этот съезд партии надолго останется в памяти. Это есть ядро нашей будущности, нашей хорошей, радостной жизни. Кто не переживает вот эти волнующие дни? Кто не гордится проектом решения партии? Всё для народа, для нас, для блага жизни. Не так ли, дорогая подруга?

Приписка сбоку страницы: Агнесса, фото бы я хотел твоё иметь. Конечно, вышли, хорошо?

И сегодня, пишу письмо и слушаю радио. Именно, сравнивая две системы, враждебно настроенных с капиталистической, кому кровь, кровь Кореи, его героического народа, сражающего(ся) Вьетнама и голодающего населения Италии, Индии и др. настолько дешева, тот, видимо не представляет значение этого съезда для простых, мирных людей.
Он в нём видит канун гибели своей, как отжившей системы.



Проклятие палачам! 1952. Самойлов Л. С. Тиражный плакат

Вот почему, я в дружбе с тобою, хочу сказать, что горжусь своей Родиной, партией, тем, что на пути встретил я тебя.
И с именем Сталина, ведущей компартии Советского Союза, нашего народа, мы в дружбе найдём общее признание и общую цель в направлении жизни.

Дорогая и любимая Агнесса, хочу сказать и то, что только с настоящего дня, 2,5х часового момента встречи с тобою я буду прикладывать все усилия, чтобы стать достойным дружбы нашей и целенаправлять её в более признания обеих нас. Это не будет и лично не позволю корыстной и в угоду одной стороны из двух возможных. Это потому, что я человек и хочу человеческой дружбы.

И второе, что данные говорят о готовности к дружбе и тебя со мною. Как видно, желание обеих нас есть. Нужно поднять только значение её, и больше: стремиться каждому, каждому играть свою роль и воссоединять в один общий нрзб.

Ни в коем случае не допускать фальши, увлечения и формальности. Лучше сейчас, не обижаясь друг на друга, сказать: "мы не подойдём друг другу, заживём в дружбе, а в дальнейшем может привести к гибели и плохим последствиям каждого из нас." Ведь смотри, у каждого из нас есть свои ошибки. Нужно учесть всё, до единой мелочи и какову позицию займут даже ничтожные ошибки и исправимы ли они.



Курсанты перед Константиновским дворцом в Стрельне.

Агнесса, я вправе сказать, что хочу иметь дружбу с тобою и только такую какую я характеризовал выше. В лице тебя, я хочу иметь подругу, подругу близкую, единственную. Подругу жизни.
Ты мне скажи, готова ли ты на это. Охарактеризуй своё расположение ко мне и личное мнение. И больше. Пожалуйста, ничего не скрывать. Всё пиши.

Только на этих основаниях мы поймём и не заблудимся, постепенно глубже продвинемся и перед нами встанет фон горизонта. Мы посмотрим друг на друга и решим навсегда быть вместе.
Как видишь, я мечтатель, но, наверное, не таков, который только мечтает.

Агнесса, мы люди взрослые, вполне хорошо разбираемся и понимаем друг друга. Я просил бы тебя, давай без формальности, увлечения, а по деловому, рассудительнее набросаем обстановку и поставим себя на ступень разрешения совместного вопроса.

И ты, как подруга, которую я прошу особенно, ответь мне на оба вопроса с учётом твоей и моей занимаемой позиции. Если ты ответишь "да", то давай, дорогая Агнесса, станем достойными этой дружбы и принцип бы был таков: я для тебя и ты для меня. Всё совместно, согласованно, узаконенно. В особенности поведения во всём.

Прости, может ты не поймёшь меня, то сообщи в каком отношении. Плохо, что я пишу очень плохо. Да? Извини, такой уж мой подчерк.

Затем до свидание. Крепко целую твою руку.

Привет Тамаре Дм. и всем подругам, каковых знаю я.

Адрес на конверте.



В психологическом плане очевидна попытка курсанта Павла закрепить успех первых свиданий и выстроить простую иерархию отношений, подобную армейской, пробуя в качестве морального основания для доминирования в этой модели то патриотический энтузиазм, то приверженность строгим нравственным нормам, то эфемерный проект будущего счастья.

Приведу ответ Агнессы, возможно, неоконченный черновик.
(орфографию и пунктуацию оригинала по большей части сохраняю)

22-Х-52г.

Привет из Ленинграда!

Здравствуй Павел!

Письмо я твоё получила и даю ответ.
Сегодня только второй день как пошла в техникум - всё болела, поэтому долго так не отвечала. Потом маму послали копать картошку, так что до 1/ХI пока живу одна и ужасно скучаю, а в воскресенье просто не знаю, что делать.
Ты просишь моё фото. Хорошо, я могу дать его тебе (но только не в письме), но ты до сих пор не соизволил дать мне своё.
Живу я ничего, всё у меня по старому.
Жаль только, что в то воскресенье очень рано ушёл, но надеюсь, что ты был не в последний раз, да и моё письмо не оставишь без ответа, как прошлое. Правда?!

Павел, я на тебя в обиде, почему ты мне в воскресенье не позвонил, ведь ты был свободный?! Это я, конечно, пишу по товарищески, и ты не обидешься. Хорошо?!
Хочется ответить на твои вопросы так, чтобы ты правильно понял и не сердился на меня, ведь на друзей не сердятся. Так договорились, что ты не будешь "кисейной барышней" и не будешь такой "свиньёй", как в прошлый раз.
Павел, я не понимаю, почему ты требуешь скорого ответа на твои вопросы - ведь надо обо всём серьёзно подумать - я же тебе сказала, что отвечу и отвечу обязательно. Надеюсь, мы виделись не в последний раз тогда, да и переписка не оборвётся.

При встречах мы с тобой серьёзно обо всём поговорим, да и некоторые вещи не говорятся, а понимаются, не так ли?!
Павел, я действительно кое-что не поняла в твоём письме из-за подчерка, 2-3 слова я вообще не разобрала, но в основном всё ясно.

Моё расположение к тебе самое наилучшее.



Агнесса, которая ведёт свои операции одновременно на нескольких фронтах, не поддаётся на лобовую атаку и пропускает мимо ушей все идеологические обоснования. Она изящно контраргументирует, аккуратно выставляя встречные упрёки Павлу, и оперируя морковкой нового свидания, перехватывает инициативу. Никаких письменных обязательств и признаний Павел не получает, всё будет решаться тет-а-тет и в рамках устных соглашений.

Свой ответ Агнесса отдавала на рецензию подруге Жене, которая очевидно посоветовала ей более жёсткий дипломатический подход. На настойчивые просьбы Павла письменно определить и зафиксировать статус их отношений, подруга накладывает резолюцию «ПОДОБНЫЕ ВОПРОСЫ ПОСТОРОННИМИ ЛИЦАМИ НЕ ЗАДАЮТСЯ - ВОТ ОТВЕТ». Агнесса же сторонница мягкой и уклончивой дипломатии, но ценит советы экспертов, поэтому делает тут же пометку: "Как он относится к Жене", намереваясь, видимо, прозондировать почву на предмет стороннего арбитража в отношениях.



В дальнейшем, переписка с Павлом, пережив ещё пару забавных кульминаций, прекращается, но возобновляется через пару лет.
Не хотелось бы разоблачать сразу всю интригу, заканчивается она в известной мере типично.

Павел после окончания училища попадает в Таллин, где скоропостижно женится на некоей Лиде, видимо, нисколько не испугавшейся  моралистских условностей жениха.
Через три месяца начинается процедура развода, так как Лида оказалась, что называется, "слабовата на передок", о чём Павла поставили в известность сослуживцы.

В это кризисное время Павел вспоминает про Агнессу, прельщая её полиграфической открыточной продукцией экзотической Эстонии.
Одновременно идёт переформирование его части, и Павел предаётся мечтам о переводе в Ленинград.



Ратуша в Таллине. 1954 г.

Действительность же оказывается суровее. Павел после развода оказывается изгнан в общежитскую холостяцкую комнату вместо семейной квартиры, бродит в одиночестве по парку Кадриорг и прикладывается потихоньку к бутылочке. Вместо продвижения по службе ему светит ссылка на Дальний Восток.

Словом, такой унылый персонаж уже не может заинтересовать нашу жизнерадостную Агнессу, и она уже вовсю крутит с весёлым курсантом Пушкинского радиотехнического училища Борисом Котовым (следующая серия).

P.S. Прилагаю фрагмент письма, где  подчёркнуто неразборчивое слово во фразе. Как видите, почерк Павла очень беглый и бедняжке Агнессе приходилось нелегко.



Моё прочтение было бы -"воссоединять в одной общей задаче". Но я не уверен. Буду рад услышать Ваши версии.

Ленинград, Сталин

Previous post Next post
Up