Оригинал взят у
the_morning_spb в
Торжественное освящение Спаса на крови. (67 фотографий) Санкт-Петербург. 19 августа 1907 года. Торжественное открытие и освящение храма Воскресения Христова (Спаса на крови). Хроника событий.
► Император Николай II и члены императорской фамилии в сопровождении свиты принимают парад почётного караула в день освящения собора 19 августа 1907 г.
В тёплое солнечное воскресное утро 19 августа (1 сентября) 1907 года все прилегающие к храму улицы были запружены народом, большое стечение которого находилось на Марсовом поле и на Большой Конюшенной улице. О предстоящем торжестве петербуржцев оповестили все столичные газеты. На это торжественное мероприятие пускали только по пригласительным билетам.
В качестве предыстории можно отметить, что ещё за 1,5 года до этого торжественного события первая панихида по Александру II под сводами храма была совершена 1 марта 1906 г. А накануне освящения храма, 18 августа, прошла торжественная Всенощная, которую служил митрополит Гдовский Кирилл в сослужении архимандритов. Хор певчих был от Преображенского полка. Шестопсалмие читал камердинер Александра II Кондратьев. На эту службу пускали всех желающих. Как отмечали газеты, присутствовали тысячи богомольцев - и простые и высокопоставленные, среди них вице-председатель Комиссии по сооружению храма, Член Государственного совета, генерал от инфантерии граф И.Д. Татищев.
► День освящения собора. 19 августа (1 сентября) 1907 г.
► Фрагмент.
► У входа в храм в день его освящения.
► Чины министерства Императорского Двора у входа в храм в день его освящения.
К месту торжества в десятом часу под звуки музыки начали прибывать отборные части гвардейских полков и кавалерии столичного гарнизона, располагаясь вокруг собора. Подразделения полков шпалерами построились на Марсовом поле, причём лейб-гвардии Павловский полк разместился вблизи своих казарм, а взводы гвардейской кавалерии со штандартами заняли место на противоположной стороне.
► Подразделение казачьих войск с полковым знаменем в день освящения храма.
► Казаки Собственного Его Императорского Величества Конвоя.
Император Николай II, императрица Александра Фёдоровна и великие князья прибыли на торжество из Петергофа на императорской яхте «Александрия», которая вошла в Неву и ошвартовалась у пристани вблизи Николаевского моста (ныне мост Лейтенанта Шмидта) в 9 часов 40 минут утра. С яхты Их Величества перешли на паровой катер «Петергоф», который в сопровождении эскорта из двух миноносных катеров подошёл к специально устроенной пристани в виде красивого павильона у Мраморного дворца, украшенного тропическими растениями и зеленью.
► Военный катер «Петергоф» и императорская яхта «Александрия». Июль 1914 г.
Августейшая фамилия сошла на берег и в открытых колясках двинулась к храму через Марсово поле. На всем пути их следования, усыпанном цветами, императора сопровождала музыка военных оркестров и громкие раскаты приветственного «Ура!» скопившейся в несметном количестве публики.
В это время в храме собралось духовенство, а на клиросах встала Императорская придворная певческая капелла.
На площади выстроились отборные части от всех родов войск: гвардии, пехоты, кавалерии, артиллерии со знаменами и штандартами. У стен храма расположились редкие ряды дворцовых гренадер, а с правой стороны у главного входа в собор стоял элитный взвод гренадер с золотым знаменем своей роты в высоких медвежьих шапках и золочёной амуниции.
► Дворцовые гренадеры у стен собора.
► Группа полицейских у решётки Михайловского сада. На втором плане - Иверская часовня-ризница на завершающем этапе строительства.
► Солдаты лейб-гвардии Павловского полка со знаменем.
► Солдаты лейб-гвардии стрелковой дивизии.
► Почётный караул кавалергардского Её Величества Государыни Императрицы Марии Фёдоровны полка со штандартом полка в день освящения храма. Князь М.Н. Гагарин, Д.В. Коссиковский и барон П.А. Бильдерлинг.
Военные оркестры заиграли «Встречу», а затем - гимн «Боже, Царя храни». Николай II вышел из экипажа, войска взяли на караул, штандарты и знамена склонились к земле.
Его Величество принял рапорт командующего парадом командира гвардейского корпуса генерал-адъютанта Данилова, после чего в сопровождении великих князей и свиты обошёл линии войск, здороваясь с ними.
► Император Николай II в сопровождении свиты обходит почётный караул в день освящения храма.
► Фрагмент предыдущей фотографии. Великий князь Николай Николаевич (Младший).
► Император Николай II в сопровождении свиты обходит почётный караул в день освящения храма
► Свита, идущая за императором.
► Почётный караул 4-ого стрелкового Императорской Фамилии лейб-гвардии полка у решётки Михайловского сада.
► Гвардейские части в почётном карауле у решётки Михайловского сада.
► Фрагмент фотографии.
► Почётный караул гвардейцев на площади перед храмом в день его освящения.
► Почётный караул гвардейских стрелков.
Государыня Александра Фёдоровна подъехала в экипаже к крыльцу собора, где ожидала императора. На церемонии освящения храма из особ царской фамилии присутствовали великие князья Владимир Александрович, Борис и Андрей Александровичи, Дмитрий Константинович, Николай Николаевич, Николай Михайлович, Георгий Георгиевич Микленбург-Стрелицкий, князь Иоанн Константинович.
► Император Николай II с группой офицеров обходит подразделения войск, выстроившихся перед храмом по случаю его освящения.
► Император Николай II с группой офицеров обходит почетный караул кавалергардского Ее Величества Государыни Императрицы Марии Фёдоровны полка.
► Император Николай II в сопровождении свиты проходит мимо роты дворцовых гренадер у западной стены храма.
У входа в собор императора встречали председатель Комиссии по строительству великий князь Владимир Александрович, вице-председатель и ктитор храма граф И.Д. Татищев и автор проекта архитектор А.А. Парланд.
Под сводами церкви государя ожидал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний, долженствующий совершить чин освящения храма, а также экзарх Грузии архиепископ Никон, архиепископ Рижский Агафангел и епископ Гдовский Кирилл (Смирнов) с духовенством Казанского собора.
► Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский).
Начался чин освящения храма молебном. Предстояло соорудить, укрепить и освятить главную принадлежность собора - престол в алтаре. В центре храма был установлен стол с напрестольными предметами для проведения богослужения, а также для сооружения и освящения престола. После молебна митрополит, епископы и священники поверх роскошных золотых облачений надели белые запоны (передники), архимандриты внесли стол через Царские врата в алтарь, которые закрылись для возведения престола.
Место престола в центре алтаря было обозначено четырьмя гнёздами для столпов. Сами деревянные столпы и квадратная столешница престола стояли возле Горнего места.
Митрополит возгласил начало псалмов, певчие их продолжили, затем он с помощью серебряного мастерка заполнил глубокие гнёзда в полу алтаря разогретой воскомастикой. Священники установили в них деревянные столпы и возложили на них окроплённую святой водой верхнюю крышку. Раздав духовенству также окроплённые святой водой гвозди и камни, митрополит забил первый гвоздь в заранее подготовленное в столешнице отверстие, священники последовали его примеру, а иерарх залил все углубления разогретой воскомастикой.
После установки престола был проведён обряд его омовения. Открылись Царские врата, митрополит лицом к народу прочитал коленопреклонённую молитву и удалился в алтарь. Царские врата снова закрылись для проведения обряда омовения престола растительным мылом на тёплой святой воде, после которого иерарх крестообразно возливал на него красное вино, смешанное с розовой водой, ароматизированной духами.
Священники насухо вытерли престол окроплённой святой водой губкой, после чего было проведено помазание престола святым миром и возложение первой белой одежды, символизирующей Плащаницу, в которую обёртывали тело Иисуса Христа в момент погребения. Её опоясали суровым шнуром, напоминающим узы Господа. Таким образом, с каждой стороны престола появился крест. Поверх этого облачения Святая Святых храма накрыли блестящим шёлковым платом с серебристыми нитями, означающим пелену, в которую был завернут родившийся Младенец Иисус. При пении псалмов сверху возложили антиминс - ещё один плат с изображением в центре сцены «Положение во гроб», а по углам - четырёх евангелистов, с датой освящения храма во имя Воскресения Христова и именем митрополита Антония. Священнослужители сняли передники, митрополит совершил каждение престола фимиамом из драгоценного кадила в предшествии протодиакона с невозжённой свечей.
► Алтарь храма. 1907 г.
Затем начался чин освящения, во время которого один из архимандритов кистью на длинном шесте чертил на четырёх стенах алтаря крест святым миром, преосвященный Кирилл кропил стены святой водой, а митрополит совершал каждение. Выйдя из алтаря, процессия таким же образом обошла внутреннее пространство собора, освящая все четыре его стороны.
► Иконостас собора. 1907 г.
► Интерьер храма. 1907 г.
После чтения молитвы иерарх из поданного ему кадила возжёг первую свечу, водрузив её в золочёном подсвечнике на Горнем месте, от которой священники зажгли свечи перед иконами в храме. Тогда под пение хора включились электрические паникадила.
Митрополит вышел из алтаря к образу Спасителя в иконостасе, перед которым на аналое лежали частицы святых мощей на дискосе в маленьком золотом ковчежце, покрытом парчовой пеленой. После пения духовного гимна «Святый Боже» и каждения иерарх возложил на свою главу дискос со святыми мощами и возглавил крестный ход вокруг собора.
Чин освящения храма переместился на территорию, где продолжали стоять в почётном строю отряды элитных военных частей столичного гарнизона. Музыка играла «Коль славен», гулко звонили колокола. Из дверей храма выступила процессия с пением славословия «Слава Тебе, Христос Боже», впереди неё шествовал хор придворной капеллы из ста человек в ярких малиновых кафтанах и такого же цвета нарядных мундирных фраках, за ними следовало духовенство, облачённое в золотые одежды.
► Начало крестного хода вокруг собора в день освящения.
► Фрагмент фотографии.
► Начало крестного хода вокруг собора в день освящения.
► Фрагмент фотографии.
► Начало крестного хода. Южное крыльцо собора.
► Император Николай II и императрица Александра Фёдоровна в сопровождении свиты и роты дворцовых гренадер участвуют в крестном ходе.
► Крестный ход. Южная сторона собора. Митрополит Антоний.
► Фрагмент фотографии.
► Крестный ход. Южная сторона собора.
► Фрагмент фотографии. Третий справа - Петербургский градоначальник В.А. Дедюлин.
Под выносным фонарём с горящей свечой, символизирующей свет истины, излучаемой Господом, седовласый камердинер покойного императора Александра II Кондратьев нёс запрестольный крест. Архиерей по мере продвижения процессии из серебряного сосуда кропил стены храма святой водой, хор певчих исполнял тропари о создании и утверждении храма Спасителем. За ними шли архимандриты, державшие храмовую икону «Воскресение Христово». За ними шествовал митрополит Антоний со святыми мощами. За духовенством следовала императорская чета и августейшее семейство, свита и придворные, сенаторы, министры, высшие государственные деятели.
► Крестный ход. Юго-восточная сторона собора.
► Крестный ход. Юго-восточная сторона собора.
► Крестный ход. Восточная сторона собора.
► Крестный ход. Северная сторона собора. За императором - министр Императорского Двора В.Б. Фредерикс.
► Фрагмент фотографии.
► Крестный ход. Северо-западная сторона собора. Северное крыльцо.
Обогнув здание, процессия приблизилась к южному крыльцу, где митрополит сложил с главы дискос со святыми мощами и благословил своих спутников. Тем временем певчие скрылись за дверью храма, на которую опустилась завеса. Между митрополитом и хором произошёл предусмотренный чином освящения краткий диалог. Митрополит возгласил: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы», певчие за занавесом спросили: «Кто есть сей Царь славы?», и так дважды. Диалог закончился молитвой иерарха с просьбой к Господу утвердить новосозданный храм непоколебимым до скончания века, после чего он взял дискос со святыми мощами с аналоя, осенил им крестообразно двери собора, возглашая: «Господь сил - той есть Царь славы». Хор в храме подхватил эти слова, и завеса над входом открылась.
Митрополит с возложенным на главу дискосом вошёл в залитый ярким светом собор и в сопровождении духовенства поднялся на солею. Заключительный этап освящения престола и храма произошёл в алтаре. Опустив дискос со святыми мощами на престол, митрополит раскрыл ковчежец, помазав миром святые мощи, положил их частицу на антиминс. Золотой ковчежец с останками святых мощей был погребён в основание средокрестия столпов престола и залит разогретой воскомастикой. Все это священнодействие сопровождалось каждением престола с молитвой о создателях храма и надеждой, что слова её вернутся к Всевышнему, как стремится вверх благовонный дым фимиама.
Окропление стен алтаря на четыре стороны святой водой завершило чин освящения Спаса на крови. Затем, без перерыва, ровно в полдень, началось служение первой торжественной литургии. Перед окончанием литургии митрополит Антоний вышел на солею и произнёс «слово». Затем он вместе с членами Святейшего Синода, протопресвитером военного и морского духовенства направился к сени, под которой находилось сохранённое в неприкосновенности место смертельного ранения Александра II. К ним присоединился император Николай Александрович со своим семейством.
► Сень над местом ранения императора Александра II. 1907 г.
Митрополит Антоний приступил к служению литии, с провозглашением «Вечной памяти». Молебен сопровождался пением хора «Со Святыми упокой» и «Вечная память», во время которого полторы тысячи верующих стояли на коленях в храме.
Возвратившись к алтарю, иерарх закончил литургию, а придворный протодиакон провозгласил «Царское многолетие». Николай II, императрица Александра Фёдоровна и всё августейшее семейство причастились, целуя святой крест в руках митрополита, и вышли из храма.
► Императрица Александра Фёдоровна выходит из храма.
► Выход членов императорской фамилии из храма после его освящения.
Проходя парадным маршем перед новоосвящённым собором, войска воздали почести государю.
► Император Николай II и члены императорской фамилии в сопровождении свиты принимают парад почётного караула в день освящения собора.
► Лейб-гвардии гусарский Его Величества полк проходит мимо императора Николая II в день освящения храма.
Под ликующие возгласы «Ура» царский кортеж покинул церковную территорию и направился к пристани у Мраморного дворца. После того как царская семья покинула храм, доступ туда был открыт всем желающим. Как свидетельствуют газеты, первые дни после освящения собор с утра до вечера был переполнен.
► Император Николай II и императрица Александра Федоровна отбывают к пристани после освящения храма.
Император Николай Александрович наградил вице-председателя строительной Комиссии храма Воскресения Христова графа И.Д. Татищева медалью, специально выпущенной по случаю кончины Александра II.
Благодарностей и наград были удостоены автор проекта памятника архитектор А.А. Парланд, члены Комиссии - архитекторы и инженеры: А.Л. Гун, И.С. Китнер, А.И. Мало, Л.В. Шмеллинг, Э.И. Жибер, М.Т. Преображенский, а также наиболее ответственные специалисты и чиновники, причастные к его сооружению. На память об участии в возведении храма каждому рабочему подарили серебряные карманные часы на цепочке с инкрустацией на крышке герба Российской Империи.
► Граф И.Д.Татищев с группой офицеров и гражданскими лицами у главного входа в собор Воскресения Христова.
► Фрагмент.
Первоначально причт Спаса на крови состоял из восьми человек: настоятеля, ключаря, священника, дьякона и четырёх псаломщиков. Первым настоятелем собора с 1907 по 1923 год являлся профессор Духовной академии протоиерей П.И. Лепорский.
С момента своего освящения Спас на крови получил статус храма-памятника. Ежедневно в храме проводились службы с обязательной заупокойной литиёй по императору Александру II.
Император Николай II подписал документ, согласно которому храм передавался Ведомству Православного Исповедания, и все расходы на его содержание относились на средства Государственного казначейства. Воскресенский собор стал одним из трёх храмов Российской империи, полностью находившихся на государственном обеспечении, наряду с Исаакиевским собором и Храмом Христа Спасителя в Москве. Такое отношение к храму определялось его исключительным положением - мемориалом царю-Освободителю.
► Офицеры у западного фасада Спаса на крови. 19 августа 1907 г.
Источники:
ГОЛОВАНОВА А.В. История храма Воскресения Христова. 1907-1930 / Научная справка. - ГУК ГМП «Исаакиевский собор», 2011.
РЕПИНА Е.Л. Торжественное открытие и освящение храма Воскресения Христова (Спаса на крови). Хроника событий / Сб. научн. трудов «Кафедра» №3. - ГУК ГМП «Исаакиевский собор», 2007.
Фотографии: интернет-публикации по теме +
здесь +
здесь.