СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - первое в России женское среднее учебное заведение закрытого типа. Создано по инициативе И.И. Бецкого (при участии имп. Екатерины II) в 1764 в С.-Петербурге, при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре, под названием Воспитательное общество благородных девиц. В С.и. учились дочери дворян (всего 200 чел.) в возрасте от 6 до 18 лет. Ученицы делились на 4 класса. В младшем классе (6-9 лет) обучались двум иностранным языкам, русскому языку, арифметике, рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м классе (9-12 лет) к этим предметам добавлялись география и история; в 3-м классе (12-15 лет) вводилось обучение "словесным наукам", а также элементы архитектуры и геральдики. В 4-м классе (15-18 лет) Уставом предусматривались правила этикета, светского обхождения и пр. Важное место занимало религиозное воспитание. В 1765 при С.и. было создано "училище для мещанских девиц" с сокращённым курсом обучения; в нём большее внимание уделялось домашним работам и рукоделию. В 1783 цели образования в С.и. были изменены - увеличено количество учебных часов на изучение русского языка, вводилось преподавание всех дисциплин на русском языке. В 1848 "мещанское училище" было преобразовано в Александровское училище, а в С.и. был открыт педагогический класс. Ряд прогрессивных мероприятий в институте провёл К.Д. Ушинский (в 1859-62 инспектор классов). После его ухода проведённые им преобразования были ликвидированы. Во 2-й половине 19 в. по объёму и характеру образования С.и. отставал от женских гимназий, и лишь в 1905-07 его программы были приравнены к программам Мариинских женских гимназий. В 1917 С.и. был закрыт.
Коридор Смольного института Фото 1915
По инициативе Ивана Ивановича Бецкого в 1764 году в Петербурге при Воскресенском - Смольном женском монастыре в окрестностях Петербурга, близ деревни Смольной был основан институт для воспитания 200 "благородных девиц", получивший впоследствии название Смольного института.
Иван Иванович Бецкой
В 1765 году при Смольном институте было открыто учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостного крестьянства), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались шитью и домоводству. Открытием этого института было положено начало женскому среднему образованию, причем Россия в этом отношении опередила страны Западной Европы.
Портрет Е. Н. Хрущевой и
княжны Е. Н. Хованской
Сразу после смерти императрицы Екатерины, Павел I поручил своей супруге императрице Марии Федоровне главноначалие над всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. После назначения императрицы Марии Федоровны попечительницей института ею были изменены учебные программы. По положению, ею предложенному, отменялся кофейный класс, дети принимались с 8-9 лет и оставалась в Смольном девять лет. Каждый возраст делился на два отделения -- класса, по 50 человек, в каждом "возрасте" обучалось 100 человек. Относительно мещанских девиц императрица считала, что воспитание их должно ограничиваться "учиненном их добрыми женами, добрыми материями и добрыми хозяйками, на что вполне достаточно шести лет". Поэтому в Мещанское училище надо принимать с 11-12 лет.
Широкие гуманно-общественные задачи, поставленные Екатериной II созданному новому типу закрытых учебно-воспитательных заведений отпали сами собой и заменились более узкими, чисто женскими. Императрица Мария Федоровна признавала женщину "достойным и полезным членом государства" -- в качестве хозяйки. Поэтому вместо книги "О должностях человека и гражданина", которая читалась в Екатерининские время, при императрице Марии Федоровне стали читать и объяснять книгу "Отеческие советы моей дочери". В ней говорилось: "Бог и человеческое общество хотели, чтобы женщина зависела от мужчины, чтобы она ограничила свой круг своей деятельности домом, чтобы она признавала свою слабость, и преимущество мужа во всяком случае и снискала бы его любовь и приязнь скромностью и покорностью". Женщина должна быть "совершенная швея, ткачиха, чулочница и кухарка; должна разделять свое существование между детской и кухней, погребом, амбаром, двором и садом".
Портрет Е. И. Молчановой
(Из серии "Смолянки")
В XIX вв. Смольный институт становится все более замкнутым, привилегированным учебным заведением, в котором особое предпочтение отдавалось всему иностранному, воспитанницам прививались светские манеры, набожность, сентиментальность и преклонение перед царской фамилией.
В 1859 году инспектором классов Смольного института был назначен К.Д. Ушинский, который провел ряд прогрессивных мероприятий, реорганизовав весь процесс обучения и воспитания (ввел новый учебный план, построенный на небольшом количестве учебных предметов, предметные уроки, опыты по физике; организовал сверх обычных 7 классов двухлетний педагогический класс и т. д.). Однако в результате преследований и доносов летом 1862 года Ушинский принужден был оставить Смольный институт, после чего основные мероприятия Ушинского были ликвидированы и, вплоть до 1917 года, Смольный институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений. В 1917 году он был закрыт.
В Петербургском университете.
Императорский Санкт-Петербургский Университет
Н. И. Корсини (впоследствии замужем за Н. Утиным, после вдова)
Н. И. Корсини
недолго оставалась единственною слушательницею; вскоре рядом с ней появились
Антонида Петровна Блюммер (вдова Кравцова), затем Марья Арсеньевна Богданова (вдова Быкова). М. А. Богданова предпочтительно слушала лекции по естественному факультету. Потом встречал в аудиториях Екат. Иер. Корсини (после Висковатова), Надежда Прокопьевна Суслова, Марья Александровна Бокова (после Сеченова). Во втором семестре стало все более и более являться женщин; в числе их была и М. М. Коркунова, впоследствии г-жа Манассеина, известная своими писаниями по всем отраслям. Под конец второго семестра 1860/61 г. сделалось совсем обычным явлением, что на лекциях некоторых профессоров дам бывало чуть ли не столько же, сколько студентов.
Несомненно, большинство профессоров не особенно сочувственно смотрело на стремление женщины к высшему образованию.
М. А. Богданова (Быкова) более 25 лет при самых трудных условиях работала на педагогическом поприще и у всех знавших ее навсегда оставила неизгладимо признательное воспоминание. Спустя некоторое время Н. П. Суслова, потом М. А. Бокова поступили в Цюрихский университет, где и получили докторскую степень, в которой по colloquium’у были утверждены в России. Вслед за ними двинулась целая волна русских женщин в швейцарские университеты, что даже вызвало особое правительственное распоряжение, направленное против посещения Цюрихского университета.
Немногие из женщин, посещавших университет, специализировались в слушании лекций, как Н. И. Корсини, М. А. Богданова, Н. П. Суслова (все три потом принадлежали к “Земле и воле”); большинство ограничивалось лекциями наиболее выдающихся тогда профессоров, а именно Кавелина, Спасовича, Стасюлевича, Костомарова.
Какие же отношения установились у студентов к их новым товарищам - слушательницам?
Огромное большинство студентов отнеслось к появлению женщин в университете как к явлению совершенно естественному.
профессор К. Д. Кавелин
Кавелин рассказывал, что в совете Московского университета обсуждался вопрос о допущении женщин в аудитории и большинством всех голосов против двух был решен в отрицательном смысле. “Все же нашлось два умных профессора,-заметил Кавелин,-интересно бы знать, кто это такие”. Через некоторое время К. Д. получил письмо от Б. Н. Чичерина. “Вы желали знать, - писал он, - кто были те умные профессора, что подали в совете голос за допущение женщин в университет, могу удовлетворить вашему любопытству: это-Анке (медик) и Мюльгауаен (финансы)”. И тот и другой были далеко не молодые профессора.
Санкт-Петербургские Высшие женские (Бестужевские) курсы
20 сентября 1878 г. в Петербурге были открыты Высшие женские курсы (ВЖК), с тремя отделениями - словесно-историческим, физико-математическим (естественным) и специально математическим.
Группа первых деятелей по организации Высших женских курсов в Петербурге
Мемориальная доска
на здании курсов
Д. Д. Гримм
Историю римского права на первом курсе (4 часа) и догму на втором (6 часов вместе с практическими занятиями) читал Давид Давидович Гримм - пожилой, сухонький, с ежиком седоватых волос, удивительно умными, проницательными голубыми глазами.