Краткая историческая справка о некоторых наиболее старых местах захоронения в Санкт-Петербурге
«Что касается смерти, то ощущать ее мы не можем;
мы постигаем ее только рассудком, ибо от жизни
она отделена не более чем мгновением.»
М. Монтень
«Приучите себя к мысли о смерти...»
М. Зощенко
Действующие кладбища Санкт-Петербурга
Волковские кладбища
Система Волковских кладбищ сложилась в течение XVIII - XX вв. Она включает обширную территорию Православного кладбища, северная часть которого представляет собой музейный некрополь "Литераторские мостки".
(В Московско-Ямской слободе между Литовским каналом и Воковым кладбищем проходила длинная дорога, по которой возили на кладбище покойников.
На ней совершался скорбный обряд прощания и расставания с умершим. Поэтому и улица впоследствии стала называться Расстанной )
Свое название кладбище получило от существовавшей во время его основания деревни Волкове, находившейся напротив кладбища за Монастыркой. Волково поле примыкало к кладбищу с юго-западной стороны. Сама деревня Волково существовала задолго до основания Санкт-Петербурга. Первое упоминание о ней есть в писцовых книгах Ижорской земли и датируется 1640 г. Финское название деревни (Сутиила или Сютила), от которого пошло и русское название Волково, родилось от неимоверного количества волков.
Первоначально для кладбища отвели около 2 000 м2. Отведенное место предписано было отгородить и построить в ограде при заложенном кладбище деревянную часовню. Наконец, к концу лета 1756 г., кладбище было открыто для погребений, а к концу года на нем было похоронено 898 человек.
Лютеранское кладбище, основанное в 1773 г., принадлежало к немецким приходам кирхи св.Петра на Невском проспекте и св.Анны на Кирочной ул., а также католической церкви св.Екатерины на Невском. За р.Волковкой располагается Немецкое, или лютеранское кладбище, в которое ныне включены участки старообрядцев и единоверцев; часть территории занимают братские могилы периода Великой Отечественной войны.
Смоленские кладбища
Протока, отделяющая Васильевский остров от острова Голодай (ныне Декабристов), до конца XVIII века называлась Черной речкой. Название р.Смоленки она получила после того, как была построена кладбищенская церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери.
Православное кладбище на Васильевском острове старейшее в Петербурге. Место для погребений у Черной речки между 18 и 23 линиями было определено указом Синода 23 октября 1738 г. Освящение деревянной Смоленской церкви, по которой кладбище получило название, произошло в 1760 г. В 1792
Территория православного кладбища неоднократно расширялась: от 4,5 га в XVIII веке до 51, 7 га в настоящее время. Захоронения, прекращенные в 1938 г., ныне возобновлены в южной части кладбища, со стороны Малого проспекта.
Общее число погребенных на Смоленском православном кладбище - около миллиона петербуржцев. В годы блокады Ленинграда проходили отдельные и братские захоронения как на территории православного кладбища, так и на противоположном берегу р.Смоленки (на острове Декабристов). На острове Голодай (Декабристов) с 1748 г. было отведено место для Немецкого кладбища.
Богословское кладбище
Первое Богословское кладбище появилось на Выборгской стороне в первой половине XVIII века. Оно находилось в полутора верстах от старейшего в городе Сампсониевского кладбища, в местности, называемой "Куликово поле". Там стояла небольшая деревянная церковь Иоанна Богослова (отсюда название кладбища). Церковь была разобрана в 1788 г., но хоронили на этом месте до 1840-х гг. Неподалеку в холерном 1831 г. было устроено кладбище для жертв этой болезни, до того неизвестной в Петербурге.
1915-1916 гг. (в 1938 г. деревянный храм разобрали)
Несмотря на более чем полуторавековую историю, на современном Богословском кладбище практически не сохранилось надгробий довоенного и более раннего времени. В годы Великой Отечественной войны это было крупнейшее, наряду с Пискаревским, место захоронения жертв блокады.
Александро-Невская Лавра
С 1923 - "Музей-некрополь", с 1932 - Музей надгробных памятников, с 1939 - Ленинградский музей городской скульптуры, с 1969 - современное название.
В составе музея:
Благовещенская церковь - усыпальница, 1717-1724 гг., арх. Д.Трезини, Т.Швертфегер;
Лазаревская церковь-усыпальница, 1835-1836 гг., арх. Л.Тиблен;
Лазаревское кладбище (осн. в 1716 г.) - Некрополь XVIII века;
Тихвинское кладбище (осн. в 1823 г.) - Некрополь мастеров искусств - здесь насчитывается свыше 1200 надгробных памятников.
Красненькое кладбище
Кладбище на речке Красненькой (отсюда название), существует с 1776 года. Первоначально здесь хоронили жителей небольших поселений и усадеб вдоль Петергофской дороги, соединявшей столицу с приморской императорской резиденцией: деревень Автово, Ульянка, Вологодской ямской слободы. Кладбище было приписано к церкви св. Петра Митрополита в Ульянке. Лишь в 1901 г. на нем была построена деревянная Казанская церковь, сгоревшая в 1939 г.
Большеохтинское кладбище
Правый берег Невы, в месте впадения в нее реки Охты, называется по имени этой реки. На берегах Охты, еще до основания Петербурга, находился шведский город Ниен, разоренный вскоре после взятия русскими войсками 1 мая 1703 г. крепости Ниеншанц.
B 1727 г. было устроено кладбище. Здесь хоронили не только охтян, но и жителей левого берега Невы. Однако, учитывая, что перевоз через Неву не всегда был возможен, в 1732 г., на случай "штормов и наводнений" было определено место для погребений на левом берегу.
В восточной части кладбища, за проспектом Энергетиков, находятся братские могилы защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Кладбище не закрывалось для погребений, и поэтому даже в старейшей части некрополя, близ Никольской церкви, сохранилось очень мало надгробных памятников прошлого века.
С Большеохтинским кладбищем были связаны Казанская церковь - родовая усыпальница известных купцов Елисеевых, и церковь Грузинской иконы Божией матери. Все они, включая Георгиевскую, давшую название кладбищу, были разрушены в 1926-1934 гг.
Серафимовское кладбище
Первое захоронение на Серафимовском кладбище произошло 23 мая 1905 г. В то время местность, называемая Новой и Старой Деревнями, была загородной, петербуржцы выезжали сюда на дачу. На кладбище хоронили местных крестьян, жителей окрестных деревень.
Во время блокады на Серафимовском кладбище в братских могилах было похоронено больше ста тысяч жителей осажденного города.
Новодевичье кладбище
История Новодевичьего Воскресенского монастыря в Санкт-Петербурге начинается в 1740-е гг., когда императрица Елизавета Петровна повелела устроить женскую обитель на месте своего деревянного дома у Смоляного двора. Вскоре в корпусах монастыря разместился институт Воспитательного общества благородных девиц (Смольный институт), существовавший до 1917 г. В 1845 г. монастырь был восстановлен на новом месте: у Московской заставы.
Монастырский комплекс включил в единый объем три храма, кельи, трапезные, мастерские, служебные помещения (1849-1861 гг., арх.Н.Е.Ефимов).
Почти тремстам жившим здесь монахиням удалось сохранить налаженное хозяйство до 1932 г., когда монастырь был полностью ликвидирован. Пришло в запустение и монастырское кладбище, существовавшее с 1849 г.
Здесь хоронили петербургскую аристократию, цвет столичного чиновничества, академиков, врачей, юристов, знаменитых художников и актеров. После революции многое оказалось разорено, но погребения продолжались до 1934 г.
Более 200 надгробных памятников представляют несомненный исторический интерес. Главный вход на кладбище - со стороны Казанской церкви. Заметен пустырь на месте разобранной в 1929 г
Пискаревское мемориальное кладбище
Основное место массовых захоронений ленинградцев, погибших во время блокады 1941-1944 гг., и воинов Ленинградского фронта. Расположено в северо-восточной части города, в местности, с начала XIX в. называвшейся Пискаревкой - по фамилии землевладельца.
Преображенское кладбище
Устройство загородного кладбища по обе стороны Николаевской железной дороги. недалеко от станции Обухово, происходило в 1870-е гг.
С 1854 г. в Петербурге действовала городская комиссия по устройству кладбищ. В результате ее деятельности в 1871 г., по высочайшему повелению, приступили к устройству двух загородных кладбищ: по Николаевской и Финляндской железным дорогам.
Преображенское кладбище, разделенное железной дорогой на православный (западный) и иноверческий (восточный) участки, в конце концов, сформировалось, как два отдельных некрополя: кладбище "Жертв 9 Января" и Еврейское кладбище. 6 августа 1872г. на 10-й версте от Петербурга по Николаевской дороге была заложена деревянная шатровая церковь во имя Преображения Господня, освященная 19 ноября того же года. По ней новое кладбище получило название.
Иноверческий участок, слева от железнодорожного полотна, имел римско-католическое, магометанское, лютеранское, иудейское и караимское отделения. У железной дороги была построена платформа для приема погребальных поездов, а недалеко от Николаевского (Московского) вокзала соорудили специальную приемную станцию, от которой по проложенному железнодорожному пути отправлялись вагоны с гробами. Захоронения на кладбище начались 1 декабря 1872 г.
На месте Казанской церкви в 1931 г. по проекту М.Г.Манизера было завершено сооружение памятника над братской могилой восьмидесяти восьми жертв "Кровавого воскресенья" 9 января 1905 года (их прах по этому случаю был перенесен с первоначального места погребения).
Первыми здесь похоронили в 1875 г. двух рабочих Охтенского порохового завода, погибших при взрыве лаборатории. Двойное погребение соответствует древней иудейской традиции, запрещающей обрекать душу на загробное одиночество.
Чесменское военное кладбище
Кладбище было устроено в 1836 г. рядом с Чесменским дворцом (1774-1780, арх.Ю.М.Фельтен), в котором тогда размещался Инвалидный дом для ветеранов Отечественной войны 1812 г., и церковью Иоанна Предтечи.
В годы Великой Отечественной войны на месте старых захоронений устроили небольшое кладбище воинов, погибших на переднем крае обороны Ленинграда, с братскими и отдельными могилами.
Некоторые из не сохраненных кладбищ Санкт-Петербурга
«Я бы хотел поговорить еще о кладбищах,
ведь еще свежи в памяти воспоминания
о варварском разрушении кладбищ,
превращения их в места увеселений:
стадионы, танцплощадки и другое.
Неужели нельзя найти другое место?
Почему нужно отплясывать на костях
своих родителей?! Все это очень сильно
влияет на систему нравственных отношений
человека... Святое чувство к ушедшему
должно присутствовать..»
По отношению к кладбищам в старину существовал ряд законов, которые и ныне представляются вполне оправданными. Опустевшие кладбища запрещали использовать под пашни, на них запрещалось возводить постройки, без особого разрешения запрещалось выкапывать с закрытого кладбища гробы и тела умерших. Общие кладбища не могли состоять в частной собственности; местные жители не могли использовать территории опустевшего кладбища. Духовное начальство также могло использовать кладбища только по их прямому назначению. К сожалению, эти разумные правила многократно нарушались и в XX веке......
Выборгское римско-католическое кладбище
Иностранцы, жившие в Петербурге, всегда имели возможность сохранять религиозные традиции своей Родины. Немцы, англичане, французские и голландские реформаты, шведы, финны, поляки, итальянцы молились в лютеранских, англиканских, реформатских, католических храмах, которые сооружались в столице Российской Империи. Всех иностранцев, не принявших православие, хоронили на особых кладбищах, называвшихся "немецкими". Католики, так же, как и православные, предпочитавшие не смешиваться на кладбище с иноверцами, были лишены в Петербурге такой возможности до середины XIX века: их хоронили на немецких протестантских кладбищах.
Лишь в 1856 г. городские власти удовлетворили просьбу католической общины при костеле св.Екатерины на Невском проспекте о выделении земли под специальное римско-католическое кладбище. Это была территория т.н. "Куликова поля" на Выборгской стороне, где в холерном 1831 г. было устроено кладбище для жертв болезни, закрытое вскоре после второй холерной эпидемии 1848 г. Католикам отвели около 10 га к югу от старого холерного кладбища.
Костел, как приходский храм, продолжал действовать до закрытия в 1939 г. Одновременно началось тотальное уничтожение кладбища со всеми находившимися здесь памятниками. Разоренное здание костела сохранилось, но значительная часть территории бывшего кладбища занята промышленной зоной между Арсенальной и Минеральной улицами.
Крестовоздвиженское (Ямское) кладбище
История этого кладбища связана со слободой, устроенной в 1713 г. по линии старого Новгородского тракта (в районе нынешнего Лиговского проспекта). Здесь поселились "лучшие и семьянистые" ямщики, обслуживавшие дорогу, которая связывала новую столицу России с ее древними городами: Новгородом, Тверью и Москвой. В Ямской слободе в 1718-1719 гг. была построена деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, а через тридцать лет на этом же месте построили каменную церковь Воздвижения Животворящего Креста.
При церкви по царскому указу 19 июля 1719 г. было отведено место для городского кладбища.
Tак что изначально предполагалось, что здесь будут хоронить не только жителей Ямской слободы, но и всей левобережной, Московской части Петербурга. Плата за погребение не взималась. С 1729 г. за речкой Кривушей (современный канал Грибоедова) при вновь построенной церкви Вознесения Христова в Переведенских слободах было устроено еще одно кладбище (существовало до 1746 г.). Таким образом, ко времени указа императрицы Анны Иоаннов-ны 1732 г., впервые определившего порядок устройства мест погребения петербуржцев, в столице было уже три кладбища: Сампсониевское на Выборгской стороне, Вознесенское и"Предтеченское в Ямской слободе".
Надгробные памятники продолжали существовать еще долгое время, когда в начале XIX века мимо Крестовоздвиженской церкви прошла трасса Обводного канала.
Сампсониевское кладбище
Время основания первого городского кладбища с точностью неизвестно. Поскольку еще до начала строительства Петербурга здесь жили люди, существовали и кладбища. Строителей Санкт-Петербургской крепости, заложенной в 1703 г., хоронили прямо на Заячьем острове. На Еловом острове (названном позднее Аптекарским) лютеранское кладбище существовало с начала XVIII века до 1756 г.
Некоторые надгробные плиты сохранились в ограде и внутри Сампсониевского собора, перестроенного в камне в 1728-1740 гг. В связи с расширением территории города, Сампсониевские кладбища были упразднены в 1772 г. С течением времени все могилы и надгробные памятники оказались уничтожены.
Митрофаньевское кладбище
В 1831 г. в Петербурге разразилась эпидемия холеры. В связи с этим было устроено несколько холерных кладбищ, отделенных от общих городских.
Одно из таких кладбищ располагалось к югу от Обводного канала, близ деревни Тентелевка.
Разрешение было получено, и в 1835 г. была освящена небольшая деревянная церковь во имя св.Митрофания Воронежского, рядом с которой отвели место для нового городского кладбища, получившего название Митрофаньевского. Кладбище быстро росло, здесь хоронили преимущественно простых горожан, бедные слои населения. Дорогих и монументальных памятников почти не сооружали, в основном на могилах высились скромные деревянные кресты.
Oт православного Митрофаньевского кладбища имелось лютеранское, где хоронили питерских финнов, шведов и латышей. К югу располагалось небольшое старообрядческое Громовское кладбище (сохранившееся до нашего времени).
Окончательное и немедленное закрытие кладбища для погребений произошло в 1927 г., через два года была снесена Митрофаньевская церковь. Разорение некрополя растянулось почти на тридцать лет. Еще в 1950-е гг., рядом с устроенным на этом месте вещевым рынком, оставались следы старых могил. Позднее все было уничтожено, и вся территория бывшего кладбища занята промышленной зоной.
Кладбище при Вознесенской церкви
В начале XVIII века к югу от Адмиралтейства, между Мойкой и Глухой речкой (Кривушей, ныне канал Грибоедова) находились Переведенские слободы, где селились строители Петербурга, переведенные сюда из других губерний.
Глухой речки была построена деревянная церковь Вознесения Господня.
Вознесенское кладбище входило в число семи "погребальных мест", утвержденных в городе указом Анны Иоанновны в 1732 г. Однако уже в 1738 г. это кладбище было упразднено, просуществовав меньше десяти лет. В 1755-1769 гг. на его месте соорудили по проекту А.Ринальди каменную пятиглавую Вознесенскую церковь, уничтоженную в 1936 г. Ныне на этом месте находится школьное здание.
Материал взят из исторической литературы, а также по материалам, взятых с сайтов в Интернете, в частности - ресурсы Реквием.ру и Некрополи Санкт-Петербурга