Вкратце о строительстве нашей, сегодняшней трижды защитницы, дамбы.

Nov 17, 2013 17:40

Сегодня 17 ноября 2013 года все затворы дамбы были в третий раз закрыты для предотвращения наводнения. Далее, немного фотографий связанных со строительством Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга

Угроза наводнений над Петербургом  витала  ещё задолго до эпохи исторического материализма . И после каждого серьёзного нашествия стихии, светлые умы, озабоченные судьбой Петербурга, выдавали планы и проекты защиты города.  С 1703 года зафиксировано более 313 (с предотвращенными тремя) наводнений. Катастроф было несколько:
в 1777 10 (21) сентября 321 см;
в 1824 году 7 (19) ноября, 421 см;





в 1924 23 сентября, 380 см




Однако, все думы инженерные доставались только  бумаге,  до дела, руки у хозяев города  дошли, только в 1977, как раз мне  год стукнул. Так что КЗС (Комплекс защитных сооружений), дамба наша - моя ровесница почти.

Проект выбрали с учетом будущего расширения города, и уже тогда держали в уме кольцевую дорогу о шести полосах. Хотя, если оглянуться вокруг тогда или, например, посмотреть комедию тех времен  «Приключения итальянцев в России», с точки зрения отцов города, то  можно было бы и отложить развитие сети автодорог до грядущих пришествий пророков. Город невероятно прекрасен без автомобилей.







За почти 30-ть лет строительства комплекса проект почти не изменился. Общая длина плотины - 25 км. Задуманы были: два судопропускных сооружения (северное С-2 и западное С-1),  шесть водопропускных (четыре на северном куске и два на южном).  Форты, к сожалению, в памятники федеральные так и не попали, так что некоторые из них использовались под строительные терминалы, Интересно, сейчас кронштадтцы говорят, город ухожен только там, откуда выгнали военных. Про форты же можно сказать уверенно - те, что целы (более-менее), целы благодаря присутствию на них военных моряков. Брошенные форты выглядят обреченно.

Начинали дамбу строить со стахановским энтузиазмом, с освещением трудового подвига в печати и пропагандой необходимости этого чудо-сооружения. Первый камень - 1981 год, соединение с Кронштадтом ­- 1984.





















это наша губерматерь в молодости, в образе первого секретаря Ленинградского обкома ВЛКСМ участвует в церемонии смычки насыпей.
























Кронштадт соединился с городом автодорогой. Дальше, проблемы с экологией нашего «моря», вызванные дамбой и отсутствием очистных, всколыхнули общество, и рукопожатная и пресловутая «гражданская позиция» без  критики КЗС, стала почти невозможна. Работы встали, борьба за судьбу КЗС продолжилась до выхода страны в нирвану. Тут уж проблема самоисчерпалась. В этом состоянии объекта  я с ним и познакомился.










Родители говорили о дамбе только в негативном ключе, а я мечтал увидеть вживую БелАзы, которыми пугали объявлениями чуть не на каждом столбе в Лисьем  Носу (Горская - северное примыкание дамбы к материку)










Всю свою несознательную детскую  жизнь я числил КЗС в страшилках, да покруче собаки Баскервилей. Ярмо мертвого прошлого, убийца экологии залива, преступление кровавого режима перед лицом мирных горожан. К воде внутри дамбы подходить мне запрещалось. Потом, в конце 90-х, когда я забыл  родительские наставления, в погоне за хлебом насущным. Мне запомнилась кристально чистая и освежающая вода Невской губы на Васильевском острове в жаркое лето 99-го года, я же тогда не знал, что в канализации купаюсь, очистные-то только к середине нулевых в строй вошли.




Впервые мне довелось проехать по северной дамбе на рубеже веков, это была бесснежная осенняя ночь, с  дождем и ужасом от вождения ВАЗ 2103 74-го года по темной, кривой, разбитой, мрачнейшей дороге. Отражатели моих фар немного утратили свою эффективность, что совсем не мешало мне в освещенном городе, но здесь, на темной дамбе, под завывания ветра,  я сполна вкусил прелестей повседневной жизни кронштадтцев, ежедневно совершающих этот путь дважды.    Место это у меня ассоциировалось с "Зоной" из "Пикника на обочине" в большей степени, чем одноименные фильм и игра потом. Брошенные ржавеющие и монструозные конструкции посреди водных просторов и памятников фортификации 19-го века, создавали неповторимую атмосферу эпохи.







И вот, в 2001-м году хозяин поменялся, и за 10 лет проект-таки завершили. В середине нулевых открыли кусочек кольцевой до Кронштадта, но с ограничением в 60 км.ч. Ещё в 2011-м году на Кронштадт ходили недорогие регулярные рейсы «Метеоров», о поездках на которых теперь ностальгируют многие жители речных и морских побережий на просторах бывшего СССР, работал  паром Ломоносов-Кронштадт.







Всё! Теперь грандиознейший гидротехнический объект, без шума и пыли ввели в строй и даже не хвастается никто. Кольцевая дорога, наконец, стала кольцевой.  Конструктивно и объективно, это уникальнейший комплекс гидротехнических сооружений. Техническая часть требует отдельного рассказа.










Да, руководство КЗС рапортует о предотвращенных наводнениях и ущербах. Первый раз, по делу дамбу закрыли в 11-м, второй - 19 октября 2013. Я поехал и заснял открытие затворов на С-1 (успел только к стиханию шторма). Приехал в пустующую гостиницу на форте «Константин» (2000 р за двухместный номер с видами на судовой ход), заплатил  50р. за проникновение на территорию форта, прошел на маяк С-1 и любовался движением шести тысяч тонн инженерной мысли.

Часть текста проросла из  моей памяти.
Большую и лучшую часть полезной информации я взял отсюда -
http://spb-projects.ru/forum/
Официальный сайт -
http://dambaspb.ru/
ещё источников горсть  -
http://hydroteh.ru/gts-stroitelstvo-ekspluatacija-rekonstrukcija/kompleks-sooruzheni-zaschiti-sankt-peterburga-ot-navodneni.html
http://blog.rushydro.ru/?p=3204
http://www.novayagazeta.spb.ru/2005/30/1
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%97%D0%A1

история, происшествия, 1980-е, 1990-е, Нева, наводнение

Previous post Next post
Up