Четная сторона Михайловской улицы. На ней два дома. Но каких!
Это дом №2. Угол Итальянской и Михайловской улиц. Немножко об истории. Здание было построено в 1834-1839 г.г. архитектором П.П.Жако по проекту К.Росси для Дворянского собрания. Деньги были выделены казной. В 1899-1901 г.г. арх.А.П.Максимов по проекту В.А Шретера реконструировал здание - надстроил один этаж и пристроил двухэтажный тамбур со стороны Итальянской улицы. Дом стал таким, каким мы видим его на этой фотографии.
Дворянское собрание возникло в России во время царствования Екатерины II как следствие Манифеста о вольности дворянства. Это собрание было необходимо как орган самоуправления дворянства при обособлении этого сословия от государства. Причем правом быть туда выбранными обладали не все потомственные дворяне, а только прошедшие возрастной, имущественный и служебный цензы. В собраниях Петербурга и Москвы были представлены самые влиятельные и знатные роды. Дворянское собрание занималось сбором и распределением благотворительных капиталов. Очередные съезды собирались не часто - один раз в три года. Время от времени собирались "чрезвычайные съезды". Кроме того, в здании проходили заседания и балы.
В 1917 году собрание было ликвидировано.
Балы были очень важными составляющими в жизни дворянства.На балах заключались межсемейные союзы, устраивались карьеры, знакомства, приводившие к сватовству и свадьбе. В XIX веке Петербург называли "бальной столицей Европы". В отличие от Европы на балах танцевали не только девицы, но и дамы, вплоть до самого преклонного возраста.
Сезон открывался осенним балом в Морском корпусе и продолжался до начала лета, достигая пика на Святках. На лето семьи уезжали в свои имения.
Бальный этикет, сложившийся к началу XIX века предписывал костюмы и программу. Что касается костюмов - на придворных балах должны были быть форменные мундиры у кавалеров и т.н. русские придворные платья у дам. На городских балах - ведомственные мундиры или партикулярное (гражданское) платье и модный дамский туалет. Бал состоял из трех или пяти отделений (с ужином), во время которых танцевали:
- полонез,
- вальс,
- мазурку,
- французскую кадриль (котильон),
- польку (с начала 1840-х годов).
При Николае I был популярен контрданс, любимый танец императрицы Александры Федоровны, но его можно было танцевать только на домашних балах.
Нельзя не упомянуть о крайне важном для дворянской девицы первом бале, когда дебютантка вводилась в свет. Часто для нее это был единственный бал, максимум их было два или три: жениха старались найти поскорее, ведь выезд стоил очень дорого. Оказывается, за время бала стаптывалось несколько пар атласных бальных туфелек (!). А появиться в одном и том же платье дважды было, конечно, невозможно.
Каждый постоянный член собрания имел право на два "дамских" билета, которые часто доставались провинциальным родственницам, жаждущим столичных женихов. Для офицеров гвардии, членов свиты и дипломатических миссий специально бронировались места. Кроме того, билет можно было купить. Например, сезон 1840 года стоил для кавалера 10 рублей, для дамы - 5 рублей; разовый билет - соответственно 3 и 1 рубль. Это было довольно дорого и автоматически отсекало "нечистую" публику.
К концу XIX-началу XX века "балов по большому этикету" становится все меньше. В Дворянском собрании столицы все чаще проходят концерты Филармонического общества, разные благотворительные акции. Последнее царствование вообще было скудно на балы: Александра Федоровна и Николай II стремились укрыться в частной жизни и мистицизме. Последний большой бал в Дворянском собрании состоялся в 1913 году в честь трехсотлетия дома Романовых. Это был первый бал для старших дочерей императора.
Ответный бал, последний в истории, был дан вдовствующей императрицей Марией Федоровной в Аничковом дворце весной 1914 года. Александра Федоровна даже не заказала нового платья, явившись к августейшей свекрови.
Через несколько недель началась война, а затем - революция.
Сейчас Дворянское собрание возродилось. Я видела в интернете фотографии балов, которые они устраивают. Как-то мне это не понравилось:) Какие-то тетки, одетые совершенно по-разному, считающие себя дворянками... Может быть - я не права. Но ведь всему свое время. Есть вещи, которые невозможно восстановить после стольких лет.
В 1949 году фасад реставрировали. Тамбур убрали еще в 1931 году, а в 1949 ему придали первоначальный облик, сделали таким, каким его хотел видеть К.Росси. Таким мы видим его сегодня.
Надо сказать, что в Дворянском собрании был первоклассный по акустике зал вместимостью более полутора тысяч человек. С конца 1840 года здесь происходило множество музыкальных концертов. Это был центр музыкальной жизни Петербурга. Здесь был самый лучший зал. В нем выступали многие знаменитости - Ф.Лист, Г.Берлиоз,Р.Вагнер, А.Рубинштейн, П.Виардо. Произведения русских музыкальных классиков, таких как Бородин, Мусоргский, Чайковский, Глазунов и других, впервые исполнялись в этом зале.
В 1921 году была торжественно открыта Петроградская Филармония. Основным исполнительским коллективом стал симфонический оркестр Филармонии. В течение полувека, с 1938 по 1988 годы оркестром руководил Е.А.Мравинский. С 1988 - яркий музыкант и дирижер Ю.Х.Темирканов. Сейчас это Большой зал Филармонии имени Д.Д.Шостаковича.
Посмотрите как он ослепительно красив.
Еще раз посмотрим на четную сторону Михайловской улицы. Половину здания (некрашенную) занимает зал Филармонии.
А это - козырек над входом в "Европейскую".
Вот граница. Правая часть здания выглядит гораздо лучше:) По этой границе можно легко судить - у кого больше денег. Очень показательно!
Сейчас немного расскажу об этой части.
Впервые здесь был построен особняк для камергера И.А Возжинского в 1730 году по проекту арх.М.Г.Земцова. В 1834 году им владела А.С.Баташова. Для нее дом перестроили в классическом стиле.
При прокладке по проекту К.Росси Михайловской улицы дом №38 по Невскому проспекту, принадлежащий графине Н.П.Строгановой, вошел в состав единого здания, протянувшегося во всю длину улицы. От Михайловской площади до Невского проспекта. По плану К.Росси фасад этого дома повторил облик фасада на другой стороне Михайловской улицы. Строительство велось под руководством арх.П.П.Жако.
Вот эти две фотографии - начала века. В 1869 году здесь начал работать Учетно-Ссудный банк. В 1881 году в этом здании разместилось правление Волжско-Камского Коммерческого банка. Тогда же первый этаж был переоборудован архитектором Г.Б.Прангом и им же построен дворовый корпус. В 1898 году Л.Бенуа изменил фасад, переоформил некоторые интерьеры, превратил двор в операционный зал-атриум. В конце XIX века в этом здании работали - магазин издателя А.С. Суворина, центральный склад резиновой мануфактуры "Макинтош". В начале ХХ века - магазин торгового дома "М.Франк и К" (крупнейший производитель витражей, товарищество чайной торговли "П.Боткин и сыновья".
В 1948 году фасад здания был изменен и его облик был приближен к первоначальному замыслу К.Росси. Здесь работали Коммунальный банк РСФСР, Сбербанк, магазин "Самоцветы". И довольно долго. Мне кажется - я его помню.
А это - фотография начала шестидесятых годов.
В 1990-ые годы дом № 38 по Невскому проспекту был передан Промышленно-Строительному банку. В 1994 году здесь произошел крупный пожар. После него здание реконструировали. В 2004 году в здании разместился бизнес-центр "Невский, 38". С 2008 года часть помещений арендует "Связь-банк".
Вот еще раз - это здание сегодня. Вид с противоположной стороны, от гостиницы.
А так оно выглядит с галереи Гостиного Двора.

--