5 июля 1971 года решением Исполкома Ленсовета депутатов трудящихся №556 был принят Проект Детальной Планировки (ПДП) района Ржевка-Пороховые. Он был создан ещё в 1962 году, после чего проходил согласования и уточнялся. Каким же видели архитекторы Ленинграда наш район в начале 1960-х годов?
Для возбуждения вашего интереса публикую эскиз планировки территории. Он кликабелен для увеличения и подробного изучения, как и последующие графические материалы:
Сам ПДП представляет собой том в 162 страницы машинописного текста с детальным описанием существующей на тот момент ситуации и планируемых масштабных изменений. Впечатляет, что здесь есть полная таблица с адресами и основными характеристиками ВСЕХ строений в Малиновке, Жерновке и на Пороховых. Указано что будет сносится, а что останется нетронутым.
ПДП района Ржевка-Пороховые 1962 года был разработан коллективом архитектурно-планировочной мастерской 10-го Проектного института "Ленпроект". Главным архитектором проекта был С. Г. Красников, который работал под руководством заместителя руководителя мастерской №10 архитектором Мецхваришвили И. Г.
Как и в последующем ПДП речки Жерновка с её притоками и Чёрная в границах новых кварталов ликвидировались. Сток воды с бассейна Жерновки осуществлялся бы через дренажи, соединённые с открытым каналом, прорытому вдоль железной дороги Ржевка - Заневский пост. Для этого в лесопарке резервировалась полоса шириной 20 метров. Канал соединялся с рекой Лубьей.
Для ликвидации двух рек по расчётам требовалось 1 200 000 кубометров грунта. 950 000 кубометров собирались добыть за счёт строительства метро и водоотводного канала. Для подсыпки территорий проектируемых зелёных насаждений предлагался торфяной грунт, который вынимался бы на месте строительства новых зданий и дорог. Как я отметил в предыдущей статье об окрестностях Ржевки-Пороховых, застраиваемая территория была богата на торфяники.
Схема инженерной подготовки территории:
В южной части Ржевки-Пороховых планировалось создать два крупных жилых района площадью 232 и 208 га, разделённых продолжением Заневского проспекта. Каждый из районов делился на кварталы, состоящие из 2-3 микрорайонов с жилой площадью на 8000 человек в каждом (норма обеспеченности была принята 9 кв. м. на человека) и всеми видами микрорайонного обслуживания.
Застройка района намечалась в основном пятиэтажными домами. Здания повышенной этажности размещались на главных магистралях - Заневском и Жерновском проспектах. Вдоль Жерновского проспекта располагались районные центры с учреждениям обслуживания районного и городского значения вместе с садами.
Из существующей в 1960-х годах застройки было решено сохранить только кирпичные дома между улицами Коммуны и Лазо, включив их в новую систему застройки. На тот момент этим домам было всего 10-15 лет.
Заводы на территории севернее Ириновского проспекта планировались к переносу или к перепрофилированию для уменьшения санитарных разрывов вокруг них. Освободившееся пространство также отдавалось под жильё.
Деревянные дома вдоль Рябовского шоссе и Жерновских улиц оставались бы до окончания срока их амортизации. Там бы только заменили печное отопление на газовое. После износа этих строений на их месте планировалось создать зелёные зоны с дополнительными обслуживающими район учреждениями.
Район Ржевка-Пороховые в 1962 году был рассчитан на проживание 148 000 человек (1 332 тыс. кв.м. жилья). После переноса промышленных предприятий севернее Ириновского проспекта планировалось построить ещё 495 тыс. кв.м. жилья.
Для укрупнения кварталов многие улицы Пороховых были ликвидированы. По бывшим совхозным полям в проекте проложили новые широкие городские магистрали.
План красных линий Ржевки-Пороховых, где показана вся территория района, в том числе севернее Ириновского проспекта:
Главной магистралью Ржевки-Пороховых должно было стать продолжение Заневского проспекта. Он не делал изгиб в месте пересечения с Жерновским проспектом (ныне Индустриальным), а шёл прямо, продолжаясь по линии Водопроводной улицы и просеки Ладожского водовода. Эта магистраль в перспективе продлевалась до Ладожского озера. Выезд из города через Колтушское шоссе ликвидировался. Фрагменты эскиза застройки продолжения Заневского проспекта:
Жерновский проспект (Индустриальный) в проекте пересекает район с севера на юг. Вдоль него запроектирована ветка метрополитена мелкого заложения. Фрагменты эскиза застройки Жерновского проспекта:
Улица Коммуны, как и было впоследствии реализовано, расширена и продлена на юг. Через виадук она соединялась бы с соседним районом (с улицей Лопатина). Намечалось также её продление на север, через реконструированную Охтинскую плотину.
Ленская улица в ПДП-1962 решена как подъездная магистраль к ж.д. станции Заневский пост, перед которой улица Коммуны расширяется паркингом. Станция Заневский пост рассматривалась в первую очередь как грузовая, с сохранением некоторой доли пассажирского потока.
Решение продолжения Ириновского проспекта совпало в тем, как его реализовали в конце 1970-х годов. Он включил в себя часть 4-й Жерновской улицы, был спрямлён, стал шире. Здесь планировалось сохранить трамвай, но впоследствии заменить его на линию метро.
Бокситогорская улица превращалась в Ново-Малиновскую улицу, которая шла вдоль всей соединительной ветки Финляндской железной дороги. На юге района она соединялась с Южной (ныне Хасанской) улицей. С Заневским проспектом эта магистраль пересекалась в разных уровнях.
Современная улица Передовиков в ПДП описывалась как "улица вдоль ЛЭП". Прототип проспекта Наставников указывался на схеме, но в описательной части ПДП не фигурировал. Проспект Ударников назывался продолжением Ново-Малиновской дороги. Посредством проезда под линией железной дороги он соединялся с Партизанской улицей.
Трассы современных Белорусской улицы и проспекта Энтузиастов в проекте 1962 года отсутствуют.
Основные перекрёстки новых автомобильных магистралей в первую очередь предлагалось организовать в виде круглых площадей (как пересечение проспекта Энергетиков и шоссе Революции). В перспективе эти перекрёстки развязывались бы в двух уровнях. Центральная часть продолжения Заневского проспекта проектировалась в некотором углублении, что позволяло бы проезжать всю магистраль без пересечения перекрёстков.
Территория Охтенского учебно-опытного лесхоза Лесотехнической академии превращалась в городской парк. Такое решение представлялось целесообразным, так как уже к 1960-м годам территория лесхоза стала местом массового отдыха проживающих в округе горожан. А при возникновении рядом крупного жилого массива, посещаемость парка только увеличится, что сделает невозможным использовать его в учебных целях.
Кроме того, в двух центральных кварталах планировалось создать районные сады. В профиль большинства проектируемых улиц включались посадки деревьев и кустарников. Ряд магистралей проектировались как бульвары.
Площадь всех зелёных насаждений общего пользования Ржевки-Пороховых по ПДП-1962 составила 282,5 га, то есть 19 кв.м. на человека. Если считать все зелёные зоны, включая внутриквартальные сады и бульвары, то расчётная площадь составляла уже 650 га, или 30% от всей территории района.
В кварталах №27 и №1 намечалось создание спортивных центров со стадионами. Первый из них располагался на левом берегу Жерновки, где планировалось создать водохранилище. Здесь предлагалось создать лодочную станцию, построить сооружения для занятий водными видами спорта.
Как уже было отмечено, проект предусматривал прокладку в Ржевке-Пороховых ДВУХ (!!!) линий метрополитена. Вдоль Жерновского проспекта предлагалось создать шесть станций: у Шафировского проспекта, Анникова проспекта (продолжение проспекта Маршала Блюхера), шоссе Революции, Ириновского проспекта, продолжений Ново-Малиновской дороги и Заневского проспекта. Прокладка метро велась бы открытым способом, с западной стороны магистрали под бульваром шириной в 25 метров. Линия метро вдоль Ириновского проспекта проектировалась до станции Ржевка. В пределах Ржевки-Пороховых предлагались станции у Объездного шоссе, а также у пересечений с Жерновским проспектом и улицей Коммуны. До станции Ржевка в проекте также значилась остановка метро у Андреевской улицы.
Троллейбусные линии предлагалось проложить вдоль продолжения Заневского проспекта и улице Коммуны. Пассажирское сообщение поддерживали бы и автобусы, маршруты которых в проекте не описаны.
Троллейбусный парк проектировался в районе пересечения продолжения Заневского проспекта и Лесной улицы. Конечная станция автобусных маршрутов - у платформы Заневский пост.
Гаражи для индивидуального транспорта предлагалось устроить под эстакадами на Заневском, Жерновском проспектах, Коммуны и Ново-Малиновской улиц, в кварталах жилой застройки.
При въезде в Ленинград через Заневский проспект проектировались автозаправка, гараж автопроката, гараж-гостиница и сервисная автостанция.
На берегу Охты создавалась стоянка автомобилей для чистки улиц. Водным путём сюда свозился бы песок, который зимой рассыпали по дорогам. О применении против гололёда соли в ПДП ничего не сказано.
Устройство канализации ПДП рассматривал в двух вариантах. Первый (основной) - соединение с общегородским коллектором на южном берегу Обводного канала, который планировалось построить только после 1970 года. В случае промедлении с его запуском, канализация Ржевки-Пороховых организовывалась бы по второму варианту. Тогда в юго-западной части района построили бы собственные очистные биологические сооружения, после которых вода стекала в Охту. Впоследствии их всё равно бы соединили с новым коллектором.
Электроснабжение Ржевки-Пороховых предлагалось осуществлять за счёт уже существующих двух районных подстанций, и за счёт одной новой подстанции 110 кВ, которую собирались построить в 1967-1968 годах на Малой Охте (на углу Заневского проспекта и улицы Гусева).
Пересекающие поля Ржевки-Пороховых линии ЛЭП смещались на запад и шли по общей трассе. Таким образом, уже тогда проектировалась существующая сейчас линия электропередач вдоль современной улицы Передовиков.
Изучая приложения к ПДП я выяснил, что Водоканал мог обеспечить нормальное водоснабжение Ржевки-Пороховых только после 1967 года, когда была бы построена Северная водопроводная станция. В 1962 году она только проектировалась. Ленэнерго добавляло, что электроснабжение Ржевки-Пороховых может быть обеспечено только после ввода в 1967-1968 годах третьей подстанции. Таким образом, застройка могла начаться только после 1970 года, о чём прямо говорится в приложенной к ПДП переписке.
Второй Проект Детальной Планировки был готов уже в 1974 году. В нём значится новый норматив на обеспечение населения жилой площадью, который составил уже не 9, а 15 кв. м. на человека. К тому же, правительство Ленинграда торопилось с решением проблемы "коммуналок". В связи с этим было принято решение об уплотнении жилой застройки в новый районах. Пятиэтажная застройка Ржевки-Пороховых стала девятиэтажной. О новом и окончательном ПДП 1974 года я расскажу в следующей статье. Но уже понятно, почему проект 1962 года не был реализован.