Редкости об окрестностях Ржевки-Пороховых до 1980-х годов

Mar 08, 2012 14:06

О Пороховых, Большой и Малой Охте написано много исторических трудов. Один из самых старых пригородов Петербурга оброс значимыми историческими фактами и легендами. Любители истории Петербурга наслышаны о церкви Илии Пророка, усадьбе Жерновка, пороховом заводе и военных поселениях при нём. Моя же задача - описать ту местность, которая вошла в жилую часть современного района Ржевка-Пороховые. Казалось бы, чего интересного можно написать о простом поле. Но поле то не пустовало. Что тут были за дороги? Как выглядела исчезнувшая деревня Малиновка?

В сети до сих пор ответы на эти вопросы давали только:
- статья "Пороховые: история и современность" http://www.aroundspb.ru/history/poroh/poroh.php
- рассказ "В районе Ржевка-Пороховые" http://www.logovo.info/main.mhtml?Part=36&PubID=730 (в 2-х частях)

Но есть интереснейшие материалы и в архивах. Мне удалось раздобыть два Проекта Детальной Планировки района Ржевка-Пороховые. Оказывается, первый ПДП был разработан ещё в 1962 году. Пока не знаю, почему он не был реализован, но застраивать эту местность собирались уже тогда. Конечно же, в основном пятиэтажными хрущёвками. Об этом проекте напишу в следующий раз.

В пояснительных записках к ПДП 1962 и 1974 годов кроме описания проектируемого нового "города-сада" есть и подробное описание территории, на которой должны появиться новостройки. Уникальные, надо сказать, документы. Предлагаю познакомиться с тем, что было на месте Ржевки-Пороховых 40-50 лет назад.



Под районом "Ржевка-Пороховые" подразумевается территория, ограниченная со всех сторон железнодорожными линиями: на севере Пискарёвка - Ржевка (с 1928 года), на западе Ручьи - Дача Долгорукова (с 1914 года), на юге Дача Долгорукова - Заневский пост, на востоке - Заневский пост - Ржевка (с 1940 года). Район делится на две части полосой Ириновской железной дороги. С севера от неё располагается промышленная зона, которая ещё с 1715 года была занята Пороховым заводом и военными поселениями при нём. Эту территорию я исключаю из своего описания.

Территория Ржевки-Пороховых была включена в состав Ленинграда в 1960 году. Местные жители называли её "Порошки".

Меня интересует пространство южнее современного Ириновского проспекта. Этот район находится в пределах Приневской низменности в бассейне реки Охты и её притоков, представляет собой равнину с небольшим уклоном в сторону Охты. Центральная часть была покрыта сетью открытых канав и выработок бывших торфоразработок. Глубина заложения торфа доходила до двух метров, а на отдельных участках и более.

В крайней юго-западной части района Ржевка-Пороховые до сих пор находится золоотвал ТЭЦ-17, который в 1962 году находился в эксплуатации. Он ограничен земляным валом, возвышается над прилегающей территорией.

К середине ХХ века 60% территории принадлежало совхозу "Выборгский", который использовал её в основном под пашни. Здесь выращивали картошку и овощи, пасли скот. Центральная усадьба совхоза располагалась примерно на месте корпусов дома №6 по современной Ленской улице. Постройки простирались вплоть до нынешней Белорусской улицы. В 1974 году решением Совета Министров СССР земли у совхоза были изъяты и переданы Ленинграду. Последний урожай здесь был снят в 1975 году. На незанятой под пашни земле оставались болотистые луга, мелколесье и заросли кустарников.




В западной части района находилась деревня Малиновка. Она находилась западнее нынешней улицы Передовиков, в створе проспекта Ударников. Несколько домов располагались и чуть восточнее линии будущей улицы Передовиков, в том числе кирпичная овощебаза совхоза (на участке южнее детской поликлиники). Всего здесь было 52 двора, все дома деревянные одноэтажные.

Дома в Малиновке стояли вдоль четырёх улиц, проложенных почти по квадрату. На северо-восток от Малиновки уходило мощёное булыжником Объездное шоссе в Жерновку. Южной границей Малиновки служила речка Чёрная (она же Малиновка), длина которой составляла 8,5 километров. Сразу за поселением она превращалась в заболоченный ручей, протекающий по канаве шириной в 2-3 метра и высотой бровок до одного метра. К северу от Чёрной речки был естественный уступ, высотой три-четыре метра и шириной в один километр.




Исток Чёрной речки сохранился до наших дней. Южнее его находились кирпичные постройки совхоза Выборгский, за которыми были торфоразработки. На их месте теперь стоит торговый центр "METRO". На юго-запад от Малиновки в сторону Дачи Долгорукова вдоль совхозных построек, торфоразработок и золоотвала уходил Уткин проспект. Он пересекал соединительную ветку Финляндской железной дороги по охраняемому ж.д. переезду. Строительный мусор, оставшийся после разборки этой трассы, теперь можно видеть между краем золоотвала и трамвайными путями. Территория бывших торфоразработок простиралась отсюда далее на юго-восток, вплоть до начала современной Хасанской улицы.

В 1971-1972 годах поля совхоза Выборгский на правах аренды заняли ряд складских и производственных объектов трестов Главленинградстроя и Главзапстроя, а также склады КЭУ ЛенВО. С севера к золоотвалу примыкали склад Малоохтинского химзавода объединения "Лакокраска" и склад треста 101 Главленинградстроя. В связи со строительством продолжения Заневского проспекта в 1977 году склад химзавода перевели в посёлок Янино.

С северо-востока от Малиновки находилась деревня Жерновка. Она располагалась южнее современного Ириновского проспекта, между Индустриальным проспектом и улицей Передовиков. Восточнее Жерновки - деревня Пороховые. Они почти примыкали друг к другу.




Между Жерновкой и Пороховыми протекал приток Охты, речка Жерновка (Лапка). Длина Жерновки составляла около 10 километров. Она брала начало из болот на северо-западном склоне Колтушских высот. Ширина русла составляла 5-8 метров, а рядом с устьем - 10 метров. Глубина - 1 метр. Высота береговых склонов колебалась от 2 до 4,5 метров. Притоком Жерновки был Караулов ручей. Жерновка и Караулов ручей были засыпаны при подготовке к строительству первой очереди нового жилого массива.

Южная граница жилой застройки Пороховых подходила к линии современного проспекта Косыгина, в его части рядом с улицей Коммуны. Здесь с запада на восток была проложена улица Заневский пост, застроенная с двух сторон частными домами. Трасса проспекта Косыгина была проложена примерно в 50-100 метрах севернее этой исчезнувшей деревенской магистрали, которая, изгибаясь змеёй, соединялась с улицей Коммуны перед ж.д. переездом. За переездом начиналось Колтушское шоссе, а перед ним на юг уходил ещё один очень короткий отрезок улицы Заневский пост. С другого конца улица продолжалась полевой дорогой к главной усадьбе совхоза.




К западной стороне улицы Коммуны прилегала жилая застройка. За ней параллельно улице Коммуны проходила Линейная улица. За домами по Линейной улице протекал Караулов ручей. В этой же части застройки находился фруктовый сад совхоза, площадью 10 га.

Существующая по сей день Водопроводная улица пересекала улицу Коммуны и продолжалась западнее её. Она упиралась в военный городок. Ещё севернее пролегал совсем короткий отрезок (вдоль 2-3 домов) Новой улицы, затем - река Жерновка. Примерно на 100 метров севернее современного проспекта Энтузиастов от улицы Коммуны на запад отходила Ленская улица, направление которой проходило ровно между современными домами №49/1 и 49/2 по улице Коммуны. Ещё севернее - Ильинский переулок, упирающийся в существующую и поныне спортивную школу (ул. Коммуны, 39). После следующего пересекающего улицу Коммуны проезда на карте показан Чеченский переулок, трассу которого сейчас повторяют несколько сот метров проспекта Ударников. На месте дома №56/1 по проспекту Ударников находился цех №3 Фабрики пластмасс №2.

Далее до Отечественной улицы было ещё три проезда. За домом №6 по Отечественной улице параллельно ей на запад уходила улица Осипенко. Ещё севернее 5-я Жерновская улица, которая есть и на современной карте. 4-ю Жерновскую заменил Ириновский проспект. Проезд между домами №4 и 6 по улице Лазо - остатки Куликовской улицы. Южнее домов №4 и 3 по улице Лазо начинался Военный городок.

По трассе проспекта Наставников пролегала Хасановская улица, заканчивающаяся немного южнее современного пересечения проспектов Наставников и Ударников. Она упиралась в берег Жерновки. Западнее её, была ещё одна улица, которая по мосту пересекала Жерновку и уходила дальше в поле на юг, к главной усадьбе совхоза. Направление этой улицы сегодня можно обозначить проездом вдоль дворового фасада дома №40/1 по проспекту Наставников.

Школа №405 (пр. Наставников 40/2) находится на месте, которое было небольшим островом. Этот остров образовывался ериком Жерновки. В 1960-х годах его занимало два участка с деревянными жилыми домами.

На месте домов 34 и 36 по проспекту Наставников, тогда на краю поля, находилась свалка. На месте современного перекрёстка проспектов Наставников и Энтузиастов - граница Военного городка. С его южной стороны был вырыт искусственный водоём (пруд).

В Военном городке находился ряд объектов Ленинградского Военного Округа: ремонтно-механические мастерские Политуправления округа, типография Воениздата, два гаража, склады воинских частей, автобаза и жильё военнослужащих. Их вывод отсюда осуществился в 1976 году в район улиц Якорной и Магнитогорской. Здесь же, на улице Лазо, размещался цех металлообрабатывающего заводе Министерства обороны, который к концу 1976 года был переведён на территорию топливного склада на Якорной улице. В ПДП 1962 года Военный городок назван воинской частью №33491.

Таким образом, жилая застройка Пороховых располагалась в кварталах, ограниченных современными улицей Коммуны, проспектами Ириновским, Наставников и Косыгина. Остальная её часть находилась севернее современного Ириновского проспекта.

Застройка деревень состояла в основном из одноэтажных деревянных домов с приусадебными участками. Основная масса деревянных построек была возведена в послевоенный период. Приусадебные участки были засажены декоративными и фруктовыми деревьями и кустарниками.

Капитальная каменная (кирпичная) застройка существовала лишь в Пороховых, в квартале между 5-й Жерновской и Отечественной улицами, а также (с конца 1960-х годов) западнее улицы Лазо. Тогда же, в послевоенные годы, часть дорог была заасфальтирована, проложены инженерные коммуникации, построен ряд обслуживающих учреждений.

Вдоль Ириновского проспекта были проложены трамвайные пути. По ним через Пороховые до Ржевки шли трамваи маршрутов №10, 12 и 30. С центром Ленинграда район связывали автобусные маршруты №37, 85 и 198. Маршрут №32 считался внутрирайонным, а маршруты №126, 127, 128, 129 и 130 вывозили жителей во Всеволожск, Колтуши, Воейково, Озерки и к заводу Красная Звезда.

С Ленинградом район связывали Армашевское шоссе на севере, Объездное шоссе и Партизанская улица на западе, а также Уткин проспект на юге. На восток, кроме Рябовского шоссе, через лес и поле уходили три дороги, которые не имели большого транспортного значения. В восточной части района проходила мощёная булыжником улица Коммуны, которая поворачивала на восток и пересекала железную дорогу перед станцией Заневский пост. Этот ж.д. переезд сохранялся до середины 2000-х годов, даже когда улица Коммуны была расширена и продлена на юг.

Магистралями районного значения числились 4-я и 5-я Жерновские улицы, Объездное шоссе. Остальные улицы имели районное значение. Ширина их проезжей части была всего от 3 до 6 метров, они не имели тротуаров. Покрытие дорог уже к 1962 году было деформировано, в неудовлетворительном состоянии. Весной и осенью проехать по ним было трудно. Скорее всего, асфальтовое покрытие дорог здесь никогда не ремонтировалось. В пояснительной записке есть таблица, в которой приведены количественные параметры дорожной сети района. Длина асфальтированных дорог составляла 17 километров, дорог с щебёночным покрытием - 16, грунтовых - 15.

Ржевка-Пороховые превратилась в большую строительную площадку только после 1977 года, когда решением Исполкома Ленсовета депутатов трудящихся был принят Проект Детальной Планировки этого района.

Выше были представлены выдержки из карты 1972 года. Вот она целиком. Недостатки сканирования - заслуга архива КГА. Карта кликабельна для увеличения, весит 2,5 МБ:

Ржевка-Пороховые, проекты, Ленинград, 1970-е, карты

Previous post Next post
Up