В 1880-х годах приехали в Петербург два брата, два рязанских крестьянина - Фёдор да Николай. На семейные сбережения купили старую баржу. Распилили, пустили на дрова. Экономили на всём. Порою спали на древесных опилках. Мать - Прасковья Степановна - сторожила товар. На вырученные деньги купили небольшую лесопилку на берегу Малой Невки и дело пошло.
К 1917 году Фёдор (1856 - 1927) и Николай (1866 - 1930) Колобовы числились уже санкт-петербургскими 2-й гильдии купцами, владельцами лесного двора, лесопильного завода и более четырёх десятков домов по всему городу.
Здание конторы лесопильного предприятия братьев Колобовых. Ул. Большая Зеленина, 43.
Оба обзавелись семьями. Появились дети.
В 1905 - 1907 гг. по заказу братьев на углу Песочной набережной (№ 36) и улицы Большой Зелениной (№ 43) был выстроен вместительный особняк, вобравший в себя черты модерна и псевдоготики.
На первом этаже здания разместилась заводская контора, на втором - жилые помещения.
Разработчиком проекта долгое время считался техник санкт-петербургского градоначальства, историк архитектуры Н.Ф. Романченко, однако, сейчас его авторство поставлено под сомнение.
Зато стоящее по соседству здание (№ 43 А) точно его работа.
Библиотека Колобовых. Ул. Большая Зеленина, 43 А.
Дело в том, что младший из братьев - Николай Яковлевич - был страстный книгочей, собиратель редких рукописных сборников. В его коллекции находились уникальные издания начиная с XV века. Гордостью собрания были бумаги дяди А.С. Пушкина - Василия Львовича, списки второго тома "Мёртвых душ" Гоголя, "Горя от ума" Грибоедова, "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева.
Вот для этой-то коллекции Романченко и было заказано здание библиотеки, построенное рядом с конторой в 1913 - 1914 годах.
Старший из братьев - Фёдор Яковлевич - удостоенный в 1907 году звания "почётного гражданина", являлся к тому же щедрым благотворителем.
Несколько раз избирался он старостой Спасо-Преображенской (Колтовской) церкви, что располагалась на месте нынешней 173-й школы по Новоладожской улице.
На его средства был выстроен специальный церковный дом для религиозно-нравственных целей, а в годы первой мировой войны организован "Союз прихожан для помощи воинам и их семьям", возглавлявшийся женой и дочерьми жертвователя.
После Октябрьской революции братья передали совместное предприятие и библиотеку победившему гегемону, а сами поселились на квартире в одном из своих бывших домов по Большой Зелениной. Вскоре их, как прежних хозяев и "угнетателей трудового народа" "уплотнили", оставив только две комнаты.
Библиотеку - детище Николая Яковлевича - разрознили. Часть книг передали Пушкинскому Дому, часть - Публичной библиотеке и Библиотеке Академии Наук, а часть - распродали через букинистов...