«Господин оформитель»: места съемок

Jan 14, 2012 18:40

Одному из лучших фильмов в истории русского кино скоро исполняется четверть века, а о нём так и не написано сколь-либо серьёзного исследования, проливающего свет на обстоятельства его создания. Несомненно, что в своей сути эта картина навсегда останется загадкой, но на некоторые вопросы, которые возникают у её зрителей, ответить всё-таки можно. Например - где происходили съёмки. Поиск в сети свидетельствует, что эта тема обсуждается, называются точные или предположительные адреса, однако до сих пор никому не пришло в голову попытаться составить единый реестр всех мест съёмок. Ну что же, я решил исправить это досадное упущение, и результаты моей работы оказались довольно неплохими - удалось точно идентифицировать почти всё.


Дом Платона Андреевича

В сети можно прочесть, это этот дом находится «во втором дворе дома № 55 по Галерной улице». Что с одной стороны соответствует действительности, а с другой - не совсем. Хотя бы потому, что, придя на Галерную улицу к дому № 55, вы там никакого дома не найдёте - вашим глазам предстанут только ворота и забор.





А всё дело в том, что «дом № 55 по Галерной улице» - это в действительности задний двор дома № 54 по Английской набережной - дворца великого князя Михаила Александровича. Именно этот особняк со стороны своего первого двора и выступает в роли дома Платона Андреевича. Дворов всего два - первый (правильнее всё-таки называть первым более близкий к особняку двор) оформлен в стиле модерн, второй - в стиле эклектики, он и соединяется с Галерной улицей воротами. Между собой дворы связаны длинной подворотней также в стиле модерн, облицованной светлой керамической плиткой. Эту подворотню, первый двор и дворовый фасад особняка Михаила Александровича можно видеть в фильме. Кроме того, роль лестницы дома Платона Андреевича играет собственная лестница, ведущая в частные покои великого князя. Имеет смысл сказать несколько слов об истории великокняжеского особняка.

Дворец со стороны Английской набережной



Дом № 54 по Английской набережной неоднократно менял владельцев и архитектурные стили. В 1830 г. он был приобретён светлейшим князем Александром Сергеевичем Меньшиковым, после смерти которого в 1869 г. дом унаследовал его сын Владимир Александрович. При нём особняк был в 1870-1874 гг. капитально перестроен в стиле эклектики архитектором К.К. Рахау. Со смертью светлейшего князя Владимира Александровича Меньшикова в 1893 г. его род пресёкся по мужской линии. В 1896 г. наследники продали особняк на Английской набережной Кабинету Его Императорского Величества. В 1904 г. его новым владельцем стал великий князь Михаил Александрович - младший брат императора Николая II. В 1911-1913 гг. дом был частично перестроен в стиле модерн архитектором Робертом-Фридрихом Мельцером. Переделка затронула фасад, флигели и частично жилые покои. В дворовом флигеле был устроен гараж для машин великого князя, бывшего большим автолюбителем. Однако пожить в своём перестроенном дворце Михаилу Александровичу пришлось недолго. После морганатического брака в 1912 г. с Натальей Вульферт он был вынужден жить за границей и в Россию смог вернуться только после начала Великой войны в 1914 г. Основное время великий князь проводил на фронте или в своём дворце в Гатчине, где и был арестован Временным правительством. Большевики перевезли его в Пермь, в окрестностях которой он был в июне 1918 г. расстрелян. Дворец был национализирован и в 1922 г. передан Всероссийскому обществу глухих. Естественно, за прошедшие девяносто лет от былого великолепия осталось очень немногое.

Лестница в частные покои











Первый двор

















Подворотня













Второй двор







Вид сверху



Конечно, жить во дворце великого князя Господин оформитель никак не мог, поэтому особняк Михаила Александровича в фильме мы должны воспринимать лишь как обобщённый образ петербургского дома эпохи модерна. Да в 1908 г., когда начинается действие фильма, то есть до перестройки Мельцером, он и выглядел по-другому. Что касается квартиры Платона Андреевича, то она снималась где-то в другом месте.

Дом Анны Белецкой

Дом Анны находился совсем не на Песках, а на Васильевском острове по адресу: Днепровский переулок, 14. К нему Платон Андреевич попадает, преследуя монашку. Преследование начинается на улице Репина (в начале XX в. она называлась Соловьёвским переулком). Платон Андреевич и монашка идут вдоль дома № 24 в направлении от Большого проспекта к Среднему (этот проход показывается дважды). Затем мы видим Платона Андреевича идущим вдоль дома № 33 почему-то в противоположную сторону - от Среднего проспекта к Большому. Затем возобновляется прежнее направление движения - пройдя дом № 24, Платон Андреевич и монашка поворачивают налево, входят в подворотню дома № 26 (перестроен) и пересекают его двор. На следующих кадрах мы видим их уже в нескольких кварталах оттуда - в Днепровском переулке, где Платон Андреевич оказывается у дома Анны.

























Дом № 14 по Днепровскому переулку находился во дворе дома № 11 по 8-й линии. Этот участок с начала XVIII в. принадлежал подворью Александро-Невской лавры, квартиры в доме № 11 сдавались внаём. Дом № 14 по Днепровскому переулку был построен в 1902 г. гражданским инженером Л.П. Шишко для служб подворья. В начале 2000-х гг. оба здания сгорели и в 2005 г. были снесены. Внешний облик дома № 11 по 8-й линии был затем восстановлен, а на месте дома Анны теперь возвышается новое здание «Сокос Отеля Васильевский».

Дом № 11 по 8-й линии в 1967 г.



После пожара



Во время сноса





Современный вид



Место, где находился дом Анны



Дом Грильо

Экстерьером для дома Грильо послужил особняк Фолленвейдера на Каменном острове (Большая аллея, 13).





Особняк был построен для швейцарского подданного, главы портновской мастерской Эдуарда Фолленвейдера в 1904-1905 гг. тем же архитектором Робертом-Фридрихом Мельцером, который в 1910-1913 гг. перестроил дворец великого князя Михаила Александровича. Во время съемок «Господина оформителя» в особняке находился туберкулёзный санаторий. Дом также фигурирует в снятом в 1979 г. фильме «Приключения принца Флоризеля» в качестве резиденции Клуба самоубийц.









Интерьеры дома Грильо снимались по крайней мере в трёх разных местах. Во-первых, в особняке Генриха фан Гильзе фан дер Пальса (Английский проспект, 8/10), одного из управляющих Русско-американской резиновой компании «Треугольник» и по совместительству консула Голландии в Санкт-Петербурге. Дом был построен в 1902 г. по проекту архитектора Вильяма-Эрнеста Иогансена. C 1939 г. в особняке располагается городской военный комиссариат.









Парадная лестница









Зелёная гостиная («Травяная комната»)









Собственный кабинет







Лестница в бельэтаж







Курительная (Персидская) комната





Сцена в оранжерее особняка Грильо снималась в оранжерее у Таврического сада.







Кроме того, ряд сцен в доме Грильо был снят в особняке барона С.П. фон Дервиза (Галерная ул., д. 33), перестроенном архитектором Петром Шрейбером из доходного дома в 1880-х гг. В настоящее время в нём размещается театр «Санктъ-Петербургъ опера». Сцена игры в карты снята в комнате, прилегающей к Мавританской гостиной. В самой Мавританской гостиной Платон Андреевич впоследствии обнаруживает гроб с телом Грильо.

















Театральный эпизод был снят в Михайловском театре. (Через открытую дверь можно видеть деревья на Площади Искусств.)





Кладбищенские сцены были сняты на Смоленском лютеранском кладбище.







Сцена, в которой Платон Андреевич гибнет под колёсами автомобиля, была снята на Большом Петровском мосту через Малую Невку между Петровским и Крестовским островами. Мост также знаменит тем, что с него в ночь с 16 на 17 декабря 1916 г. заговорщики сбросили в воду тело Григория Распутина. Старый деревянный мост был в 2010 г. заменён на новый металлический.

Большой Петровский мост до реконструкции







По большому счёту неидентифицированными остались только кабинет ювелира и зал в особняке Грильо, где происходит первый разговор между ним и Платоном Андреевичем.





Спасибо за внимание.

И в качестве бонуса:

«Господин оформитель»: картины

«Господин оформитель»: разное

1980-е, кино, кинорасследования

Previous post Next post
Up