Четверо ворот и один мост

Oct 29, 2011 23:51

Про Нарвские ворота и Таракановский мост тут уже писали не раз и не два. Но мне кажется, что некоторые подробности ещё не звучали и могут быть интересны. Это также касается малоизвестных чертежей с вариантами постройки, а также фотографий 1979 года, когда мост ненадолго оказался на поверхности.
Но начать лучше не с Нарвских ворот, а с их прямого предка - Лифляндских, стоявших неподалёку.

В 1768 году возникла идея провести вдоль намеченной тогда границы Петербурга Обводный канал (его современная трасса совпадает с прежней, но сам он стал намного шире), а в 1773 году решили оформить парадный въезд в город «с Лифляндской стороны», то есть по Петергофской дороге, триумфальными воротами.
Предположительно их проект был разработан архитектором Антонио Ринальди. По его же проекту вдоль тракта были установлены монументальные верстовые столбы из мрамора и гранита (часть из них сохранилась).
Ворота построили в 1774-1785 годах прямо на берегу Обводного канала, одновременно через него перебросили однопролетный каменный мост.
Фасады были сделаны разными: сторону обращённую навстречу приезжающим, сделали более богато украшенную.














А летом 1814 года столица России готовилась торжественно встретить гвардейские полки, возвращавшиеся из заграничных походов. Готовясь к встрече, было решено возвести, по примеру древних, триумфальные арки: одну на границе Петербургской губернии, другую у въезда в столицу. К исполнению этого замысла привлекли Стасова и Кваренги. Последнему было поручено выстроить триумфальную арку у въезда в Петербург, Стасову же - триумфальные ворота на границе губернии, под Нарвой. Причем он должен был соорудить их в течение одного месяца. Проект был представлен 27 апреля 1814 г.

В Нарве Стасов встретил резкое сопротивление магистрата, который, ссылаясь на указ 1797 г. о том, что их город пользуется самостоятельностью, заявил, что «если ворота и будут построены, то они их сломают и все употребят усилия, даже жизнь, чтоб на их земле их не было». (Из этого видно, что уже тогда протоэстонцы крайне негативно относились к военным мемориалам.) Однако сопротивление магистрата было преодолено, и строительство ворот началось в четырех километрах от Нарвы. На месте им руководил помощник Стасова Диммерт; сам же зодчий неоднократно приезжал и в момент отделки ворот находился у них неотлучно. Фигуры «гениев славы» и колесница были выполнены из гипса, сами ворота были деревянными. 9 июля строительство было закончено.





Арка была трехпролетной, квадратной в плане, с одинаковыми фасадами со всех четырех сторон с изображениями гербов восьми уездов Петербургской губернии, и с восемью барельефами над малыми арками. Такая композиция была обусловлена тем, что однопролетная арка в те же дни возводилась архитектором Кваренги; повторять ее не следовало, и Стасов остановил свой выбор на таком решении, которое на совершенно открытой местности было более уместно.

Но затраты сил и средств оказались напрасными. Использовать по назначению ворота не пришлось. Русские войска были доставлены морем до Ораниенбаума и по Петергофской дороге вступили в столицу через триумфальную арку Кваренги.
В июле 1814 г. большие повреждения воротам нанесла буря. Никем не охраняемые деревянные ворота понемногу стали растаскивать, и ввиду угрожающего состояния в конце мая 1817 г. их разобрали.

Триумфальные ворота по проекту Кваренги на границе Петербурга также строились ко дню торжественного вступления русских войск - 30 июля 1814 г. Возле них располагались трибуны для зрителей. Место для постройки выбрали на прилегающем к городу участке шоссе - между Обводным каналом и Таракановкой, ближе к речке.













Выполнив свою функцию, деревянные, оштукатуренные, с гипсовыми декоративными деталями ворота, остались стоять у выезда из города на пути в Петергоф. Встал вопрос о замене их новыми, выполненными из долговечных материалов. Это стало возможным благодаря завещанию участника Отечественной войны гвардейского генерала Ф. П. Уварова, который оставил 400 тысяч рублей на возведение памятника в честь гвардейского корпуса.
Александр I поручил Стасову на эти деньги возобновить кваренгиевские триумфальные ворота, установив их на той же дороге, но у заставы на берегу речки Таракановки (к тому времени южная граница города несколько переместилась).
Поскольку старый Обводный канал решили превратить в судоходный и соответственно расширить и углубить, то прежняя композиция парадного въезда в столицу, включавшая мост через Обводный канал и Лифляндские ворота, была обречена на уничтожение. Работая над проектом Нарвских ворот, Стасов решил снова использовать прием сочетания моста и триумфальной арки, воссоздав тем самым компоновку прежнего парадного въезда в город.




1 - Старо-Калинкин мост, 2 - Лифляндские ворота и мост через Обводный канал. 3 - Триумфальные ворота Кваренги построенные в 1814 г. 4 - новое место Нарвских ворот, выбранное Стасовым. 5- Чечерин (Таракановский) мост

Каменный Таракановский мост (или Чечерин, как он первоначально назывался) был построен ещё в 1770-х годах. К этому времени на Петергофском шоссе вблизи города началось массовое строительство мостов, в том числе и каменных. Среди первых из них - однопролетный мост через речку Красную и трехпролетный - через Таракановку. Он был сложен из известняка, имел характерный «горбатый» профиль, что отвечало размерам его арок: средняя была шире и выше боковых. Такой прием очень часто использовался в мостостроении того времени: примером может служить Прачечный мост через Фонтанку примерно тех же лет.





На этой гравюре мост ещё старый, но вскоре после возведения ворот его реконструировали: были полностью сохранены своды, но верхнюю его часть сделали не «горбатой» а более ровной, с небольшим плавным подъемом в сторону арки.




Фото начала XX века

Вместо каменных парапетов были установлены чугунные перильные решётки художественного литья. В их рисунке использованы воинские атрибуты: изображения античных мечей, шлемов, щитов, дротиков, которые создавали с декором ворот единый ансамбль. Хотя они и не являются оригинальными - в их основу положен типовой «образцовый проект» решеток для мостов на Московском шоссе. Точную копию решётки Таракановского моста можно и сейчас увидеть на 2-м Садовом мосту через Мойку.









Однако вернёмся к воротам.
Для возобновления ворот в 1824 г. был создан комитет под председательством военного генерал-губернатора М. А. Милорадовича. В состав комитета вошел Оленин, который в докладной записке изложил соображения, предопределившие дальнейшее развитие всего дела: «Я не думаю, чтоб кто-либо взялся поправлять по части зодчества столь счастливый вымысел знаменитейшего из современных нам архитекторов. Разве какой-либо дерзновенный ученик...» И чтобы при возобновлении «не отступать от характера и пропорций, данных сему памятнику покойным г. Гваренгием», он предложил с существующих деревянных ворот снять точные чертежи. Оленин предлагал лишь немного увеличить высоту арки, внести некоторые коррективы в барельефы, положение коней и заменить фигуры античных воинов древнерусскими витязями.

Всякое принципиальное отклонение от вида существующих ворот было недопустимо, но Стасов позволил себе его варьировать: в дополнение к квадриге на углах аттика помещает фигуры сидящих воинов, а между колоннами на пьедесталах проектирует фигуры Кутузова и Барклая де Толли в мантиях с орденскими лентами. Однако этот эскиз не получил развития, вероятно потому, что тогда уже было принято решение монументы фельдмаршалов установить у Казанского собора.





Предстояло еще обсудить вопрос о материале, из которого будут выполнены ворота. Стасов предложил вариант из различных цветных пород камня: использовать белый и красноватый известняк из Шлиссельбургского уезда, а для колонн - порфир с острова Гогланд. Ворота должны были бы иметь живописный и нарядный вид: желтого благородного тона, со светло-серыми деталями, темно-красными колоннами и патинированными, темно-зелеными скульптурами и капителями. Содержание шести барельефов предложил Оленин: на главных фасадах - сражения под Кульмом, Лейпцигом, Фер-Шампенуазом и Парижем, а на боковых сторонах - торжественный вход гвардии через ворота в Петербург и церемония закладки ворот в 1827 г.

Однако отдаленность каменоломен, высокая стоимость материала и необходимость длительного времени для заготовки его заставили Стасова предложить новый способ, который «состоит в бронзовой сплошь одежде всех частей триумфальных гвардейских ворот из кирпича построенных». Было представлено несколько вариантов, в том числе и в стиле Бранденбургских ворот в Берлине.









В процессе обсуждения стало ясно, что стоимость строительства всё равно намного превзойдет имеющуюся в распоряжении комитета сумму. Тогда Стасов предложил упрощённый вариант - без барельефов, с упряжкой из четырех, а не шести коней, «по примеру древних, которые более сего количества не употребляли», с четырьмя вместо шести фигурами воинов и 8 вместо 12 фигур «гениев» над колоннами. От барельефов легко отказались, число же коней решено было не менять.





Также не осуществили интересное предложение вице-президента комитета П. В. Голенищева-Кутузова: в довольно большом длинном помещении аттика на стене поместить карту военных действий. Модель такой карты была даже исполнена, но замысел осуществлен не был.
Торжественное открытие Нарвских триумфальных ворот состоялось 17 августа 1834 г.




Фото начала XX века

В заключение, хочу вернуться к Таракановсому мосту. При реконструкции площади в 1920-х годах Таракановку засыпали, а вместе с ней ушел под землю и мост. Впоследствии сложилось мнение, что он вообще был разобран. Но неожиданно для проектировщиков и строителей его вызвали из небытия осенью 1979 года, когда начали рыть котлован для подземного перехода на площади Стачек. Для изучения находки и решения вопроса о том, как с нею поступить, работы были на некоторое время приостановлены.









Было выдвинуто предложение - пешеходный тоннель пропустить сквозь пролёты, а выходы из тоннеля к Триумфальной арке разместить по сторонам моста, раскрыв тем самым его фасады, а на поверхности установить прежние перила.

Однако судьба сложилась иначе. Техническое состояние сводов двухсотлетней давности, к тому же около пятидесяти лет пробывших под землей, оказалось очень плохим. Кроме того, трасса пешеходного тоннеля попала не в средний пролет, а в боковой с недостаточными габаритами. Строителям, которых поджимали жесткие сроки, пришелец из прошлого попросту мешал, и они самовольно начали ломать старую кладку. Уцелела только часть опор и… эти фотографии.








1770-е, Пл_Стачек, 1830-е, 1970-е, Наб_Обводного, мосты, решётки_ограды, 1810-е

Previous post Next post
Up