Не узнаёте? А ведь это то самое здание на фундаменте которого фактически покоится архитектурный шедевр Карла Росси. Перед нами загородный особняк Ивана Перфильевича Елагина (1725 - 1794), статс-секретаря Екатерины II, обер-гофмейстера, сенатора и тайного советника. В 1785 году "Санкт-Петербургские ведомости" поместили объявление о строительстве "небольшого по плану и фасаду" каменного дома на Мишином острове. Здание и вправду было "невелико" - шестнадцать комнат первого и двадцать четыре второго этажа с домовой церковью "во имя Николая Чудотворца". В оформлении использовалась полихромная роспись, мраморные камины, китайские шелка, английские ситцы, наборные паркеты и мебель красного дерева с золочёными бронзовыми накладками. Простенько, но со вкусом. Рядом располагались подсобные помещения - бани, конюшни, амбары, а также зимний сад "длиною в 30, а шириною в 8 сажень". И.Г. Георги так описывал это чудо света: "В оном весьма много высоких окошек, скрытых в стенах печей, а на полу, состоящем из земли, есть посаженные цветущие, плодоносные и оранжерейные деревья, множество чужестранных растений, извивающиеся и прямые дорожки, цветы и куртины, а также много летающих певчих и других птиц, одним словом, всё, что только летний сад представить может".
Иван Перфильевич, видимо, очень любил своё детище и желал оставить его за своими потомками. В завещании он писал: "Устроенный мною остров мой Мишин, Дамаскин тож, будет вместо городского дома служить спокойным жилищем супруге моей Наталье Алексеевне, доколе угодно Богу продолжить её жизнь. Я желаю при том, если возможно, чтоб и последующие ей наследники, в память мою, его содержали в своём потомстве". Однако, не сложилось. После смерти Елагина остров был несколько раз перепродан пока не перешёл в 1817 году в собственность Министерства императорского двора, задумавшего, по мысли Александра I, приспособить елагинскую усадьбу для летнего отдыха императрицы Марии Фёдоровны. Архитектором грядущего строительства был назначен молодой и мало известный в Петербурге архитектор Карл Иванович Росси. Но это уже совсем другая история...
P.S.
Вышеприведённая гуашь принадлежит кисти И. Барта и находится в собрании Государственного Эрмитажа.