От некогда обширного Прачечного двора нам остался разве что Прачечный мост и давно изменившее свое назначение здание в два с половиной этажа вдоль Фонтанки, напротив Летнего сада.
Когда это здание было придворной прачечной, а точнее - "домом для мытья и исправления белья", возведенным при Екатерине II старанием Канцелярии от строений дворцов и садов.
Кстати, как бы не бунтовало петербургское ухо против мягкого произнесения (так и до булошной недалеко), название «Прачешный» оставалось долго. Именно это написание видно на почтовой открытке.
Прачешный двор тянулся вдоль Фонтанки, смыкаясь с Запасным.
Запасной (он же Сытный) дворец со складами был утроен тут при Петре. Территория Запасного двора (провиантских складов придворного ведомства) была большая, помимо зданий имела устроенные пруды для разведения рыбы и «гаванец» - канал от Фонтанки к главному корпусу. Позже Косой канал и гаванец засыпали, и Запасный двор совсем сомкнулся с Прачешным.
****************
Сейчас в здании оставлено только два ряда окон. До реконструкции их было два с половиной )
Здание с улицы кажется 2хэтажным, но на схеме видно что третий этаж - скорее антресоль. Второй этаж был двухсветным, т.е. освещающийся двумя ярусами окон.
Портомойни Прачечного двора долго работали по старинке. В 1860х гг. «Заведение для исправления белья, заведываемое иностранцем Корбом» решили модернизировать. В нем «назначено устроить заведение для мытья белья парами», т.е. сделать стирку паровой. Для решения задачи пришли люди военные - подполковник инженерного корпуса, механик Арсенала и архитектор Генерального штаба.
План "Заведения для мытья белья парами". 1840 г. Арх Франц Руско, Карл Реймерс, механик Андрей Монье.
Принцип стирки был таков: пар из котла поступал в стиральные машины-автоклавы, где белье пропаривалось. Одновременно часть отведенного по другому трубопроводу пара приводила в действие двигатель, от которого через распределительный вал и системы шестерен вращение передавалось на барабаны автоклавов. В них белье прокручивалось в щелоке на пару. Паром вращались и отжимные центрифуги. По третьему трубопроводу пар подавался в калориферы сушильных камер.
план и фасад машин парового отделения. 1840 г.
Кирпичные колонны, державшие своды, заменили стройными чугунными столбами. Лестница, и прежде огромная, стала циклопической, поскольку марши необыкновенной ширины поднимались теперь на всю высоты этажа.
Вначале планировали сохранить существующую толстенную внутреннюю печную трубу, необходимую для работы водогрейной и сушильной систем, но она ужасно загромождала пространство прачечной. Поэтому ее демонтировали и возвели новую во дворе.
Внешне дом, начиненный совершенно жюльверновской техникой, оставался совершенно обычным, спокойно-элегантным, не выбиваясь из единого петербургского ряда.
************
«Прачешная собственного сорочешного белья иностранца Корба» занимала первый этаж, второй - «сушильное зало» и «резервуар Корба» для бесперебойной подачи проточной воды. Были также комнаты для ручной стирки, для приема белья, отдельная пятновыводная комната.
Обновленное заведение обстирывало многочисленных членов императорский семьи. Есть записи в домовых документах двора вел.князя Сергея Александровича, что великокняжеское белье отправлено в Императорскую паромеханическую прачечную на Сергиевскую улицу.
Все трудившиеся в придворной прачечной - прачки, кастелянши, гладильщицы, белошвейки, истопники - входили в число придворнослужителей.
Для них был выстроен Придворнослужительский дом.
Расселение шло согласно рангу: в подвале, рядом с кладовыми жили присяжные Придворной конторы, прачки сорочечного отделения, печники, полотеры и двое садовников. Выше план скрупулезно указывает квартиру помощницы кастелянши Фрейхтнер, чиновника 5 класса Грима, а также секретаря ведомства Прачечного двора и невесть как занесенного туда г-на Рейля, секретаря обер-гофмаршала графа Шувалова. Выше - сам «иностранец Корб», заведовавший прачечными.
Флигель во дворе, как менее престижный, населяли прачки и чернорабочие сорочечного и столового белья, остальные присяжные и вахтер.
Революция сохранила за Прачечным домом его назначение. Белье в стирку тут принимали до 1992 года. Здание сохраняло и огромную лестницу, и трубу во дворе, и маленькие флигели.
Коридор флигеля № 9 Придворнослужительского дома.
Сейчас оно внутри перестроено. Огромной лестницы и двусветного этажа больше нет.
Но с фасада оно такое же, как два века назад.