Из дневника императора Николая Второго:
«20 июля 1914 года, воскресенье.
Хороший день, в особенности в смысле подъема духа… В 2 1/4 отправились на «Александрии» в Петербург и на карете прямо в Зимний дворец. Подписал манифест об объявлении войны. Из Малахитовой прошли выходом в Николаевскую залу, посреди которой был прочитан манифест и затем отслужен молебен. Вся зала пела «Спаси, Господи» и «Многие лета».
Сказал несколько слов. При возвращении дамы бросились целовать руки и немного потрепали меня и Аликс. Затем мы вышли на балкон на Александровскую площадь и кланялись огромной толпе народа…»
Николай называет Александровской (в честь колонны-памятника Александру Первому) площадь, которая ныне больше известна как Дворцовая.
Фотоснимок Карла Буллы запечатлел этот момент явления Николая и Александры несчастным, но верным подданным. Кроме того, фотоаппарат Буллы случайно - и очень качественно - сохранил для нас облик государственного герба над аркой парадных ворот императорской резиденции: это украшение дворца было уничтожено три года спустя и более никогда не воссоздавалось.
Композиция представляет малый герб Всероссийской империи в несколько непривычном виде: двуглавый орел, минуя щит, в котором он обычно изображался, наложен прямо на коронованную императорскую сень (особым образом задрапированную геральдическую мантию, свисающую из-под купола; сень российского императорского герба несла по краю купола государственный девиз «С НАМИ БОГЪ»). В такой редакции герб употреблялся довольно редко, однако она совершенно правомерна и полностью согласуется с традициями геральдики. Больше того, в российских узаконениях о государственной и династической геральдике было даже прямо прописано:
«По особым, объявляемым чрез Министра Императорского Двора, Высочайшим повелениям к малому Государственному гербу могут быть присоединяемы: или Императорская сень (…), или же, когда орел помещен в щите, увенчанном Императорскою короною, изображения Святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила.»
Именно по первому из перечисленных рецептов и было выполнено геральдическое оформление главного въезда в императорскую резиденцию.
На фотографии Карла Буллы виден еще один элемент геральдического декора Зимнего дворца: балкон с включенным в плетение решетки двуглавым российским орлом. По счастью, эти декоративные балконные решетки (таких на фасаде Эрмитажа две) дошли до нас в целости и сохранности.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
От автора:
Заметка не могла бы появиться, если бы
radiox любезно не передал автору фотографию Карла Буллы. Цветные уличные фотоснимки для публикации получены трудами (и фотокамерой)
canoe-ride.