Во многих справочниках по генеалогии царской династии Багратиони дама, названная на мраморной доске своего надгробия Дарией (Дарьей) Ростомовной, урожденной Еристовой, именуется Дареджан Шервашидзе. В этом нет никакого противоречия: Дарья - это русскоязычный аналог ее грузинского имени, а фамилия Еристов (Эристов) не является уникальной для какого-то одного-единственного благородного рода.
Известно несколько грузинских княжеских родов разного происхождения, что носили (и носят) эту фамилию: есть Эристави-Арагвские, Эристави-Ксанские, Сидамон-Эристави и т.д. Она происходит от слова «эристави» (eristavi): так в Грузии называлась должность правителя крупной провинции - эриставства. Предки царевны Дареджан некогда поселились в Гурии, получив в управление одноименное эриставство, и в 18-ом веке стали зваться Эристави-Шервашидзе: название должности «прилепилось» к родовой фамилии, которую носила эта ветвь княжеского рода Шервашидзе (Шарвашидзе) - одного из древнейших и разветвленнейших на Кавказе (корни клана восходят к 11-ому веку). Вот почему надгробный памятник именует царевну урожденной Еристовой, а не иначе.
Конечно же, имеретинской царевной Дареджан была не от рождения (родилась она княжной Эристави-Шервашидзе), а стала ею, выйдя в 1795 году замуж за царевича Георгия Александровича (1778-1806) - внука царя Имеретии Соломона I Великого. Отец Георгия, имеретинский царевич Александр, хотя и прожил на свете всего двадцать лет, но успел трижды жениться. Вот только сына прижил не от законных супруг, а на стороне. Это не стало препятствием к тому, чтобы Георгий мог пользоваться титулом царевича и родовой фамилией Багратиони. Потомки незаконнорожденного принца и его законной супруги Дареджан (нашей Дарьи Ростомовны) стали зваться князьями Багратион-Имеретинскими: внуки же Александр и Дмитрий Дмитриевичи были в 1865 году Высочайше утвержденным мнением Государственного совета утверждены в титуле светлости, став таким образом российскими светлейшими князьями.
Замужество дало Дарье Ростомовне не только титул царевны, но и право на родовой герб Багратиони (Багратидов) - он и изображен на ее надгробном памятнике (к слову, на могиле ее мужа, которая находится рядом, герба Багратидов нет). Герб исполнен во вполне мужском геральдическом щите, но принадлежность герба даме выдает орденский бант с подвешенным к нему знаком ордена Св. Екатерины - второму по почетности и единственному специфически женскому ордену Российской империи. Мантия, на которую положен щит, как и шапка над ней - княжеского фасона.
Щит на надгробии Дарьи Ростомовны демонстрирует лишь одну из многих редакций герба Багратиони. Герб был не вполне устойчив в то время: расположение эмблем в щите от версии к версии нередко менялось (сами эмблемы - нет). В верхней части щита показаны держава с крестом на ней и арфа (Багратиды издревле считали своим предком библейского царя-псалмопевца Давида), а внизу - скрещенный со скипетром меч и камень в праще (еще один символ, указывающий на легендарного предка, победившего этим орудием Голиафа). В маленьком сердцевом щитке невозможно ничего разглядеть - тем более, что прямо по центру побитого временем, дождями и ветрами мраморного герба прошла трещина, замазанная позднее. Можно вполне уверенно догадываться, что в этом щитке изображен Хитон Господень - если не самая главная, то самая священная эмблема царей православной Грузии. На месте захоронения этой святыни во Мцхете, древней столице Грузии, возвышается возведенный еще в 11-ом веке храм Светицховели, ставший родовой усыпальницей грузинских (точнее - картлийских) царей из династии Багратиони. Вслед за царями Картлии - главными хранителями святыни, эмблему Хитона усвоили и другие царственные Багратиды - монархи Имеретии и Кахетии.
На российской же земле главным местом упокоения Багратидов стала Александро-Невская лавра имперской столицы: в ее храмах, усыпальницах и некрополе похоронены почти три десятка членов царских домов Грузии. Их могилы - не только бесценный источник по геральдической истории династии Багратиони, но прежде всего - живое (да простится мне этот оксюморон) и осязаемое свидетельство нерасторжимой связи судеб двух народов и двух стран, какие бы мутные сумерки ни накрывали временами мозги их вождей.
* * *
От автора:
Цветные уличные фотоснимки для публикации получены трудом (и фотокамерой)
tat-dt.