В главе «Литейная часть» он пишет об Анне Ахматовой:
«После Гумилева она вышла замуж за ассиролога Шилейко, замечательного ученого, знающего уйму языков, в основном мертвых. Характер он имел весьма неуравновешенный и дико ревновал молодую жену - возможно, не без оснований. Они жили в доме на Марсовом поле, и, уходя из дома, Шилейко заставлял дворника запирать ворота. Вольнолюбивой Ахматовой это было нипочем, она пролезала в щель между воротами и землей и уходила! Поклонникам Ахматовой знающие люди до сих пор показывают эту лазейку шириной с ладонь. Кажется, кошка не сможет там пролезть - а юная Ахматова пролезала. У нее тогда был бурный роман с композитором Лурье, и ничто не могло ее остановить. Потом она вместе с Шилейко пришла в гости к профессору Николаю Николаевичу Пунину, сотруднику Русского музея, в его барскую квартиру во дворце Шереметева, или в Фонтанном доме, как его называли…»
Прочитал, и задумался. Что значит «Они жили в доме на Марсовом поле»?
Если стоять на Марсовом поле лицом к Неве, то справа будет Летний сад, сзади Мойка, слева казармы Павловского полка, впереди-Мраморный дворец со Служебным корпусом и дом Бецкого и Салтыкова. Где же там жилые дома?
Полез в Интернет, и окончательно запутался:
В Фонтанном доме ведь была квартира Пунина, а не Шилейко!
Там же:
«С октября 1920 года Ахматова начала служить в библиотеке Петроградского агрономического института (Фонтанка, 6). От работы она получила две комнаты на Сергиевской улице, в доме 7, где жила до осени 1921 года. Так закончился первый период жизни Ахматовой в Фонтанном Доме. Переезд на Сергиевскую она считала и концом брака с Шилейко, хотя полного разрыва отношений не произошло. П.Н. Лукницкий записал с ее слов: "Пока видела, что Шилейко безумен - не уходила от него, не могла уйти. В первый же день, как увидела, что он может быть без нее - ушла от него.
Уйдя от него, еще год прожила с ним в одной комнате - на Сергиевской, 7, куда пустила его, потому что он был бесприютен. И этот год - ни разу не была близка с ним.
Очень тяжелая жизнь была.
Потом он переехал в Мраморный дворец".
Снова полез в Интернет, нашел книгу А.Мец и И.Кравцовой «Предисловие к книге "Пометки на полях. Стихи"», и там тоже прочитал, что квартира Шилейко была в Мраморном дворце.
Ну, правильно, не сразу же там устроили музей Ленина.
Но, получается, когда Шилейко получил квартиру в Мраморном дворце, отношения с Ахматовой уже были разорваны?
Ворота Мраморного дворца я помню.
Три года назад толстенький краснощекий сержант, стоя в этих воротах, отказался пропустить меня во двор музея, хотя музей работал до пяти, а было только без пятнадцати пять. Я всего-то хотел на пару минут подойти поближе к памятнику Александру III, но сержант, как писал Лесков, впал в «административный восторг» и заявил, что у него есть приказ директора - без пятнадцати пять никого в ворота не пропускать.
Бог с ним, с сержантом!
Меня другое интересует. Попов пишет: «знающие люди до сих пор показывают эту лазейку шириной с ладонь».
Так за восемьдесят-то лет сколько слоев асфальта там положили! Вот и стала лазейка шириной с ладонь. В те то времена она явно пошире была. Или это чьи-то фантазии? И где это показывают? У Фонтанного дома, или у Мраморного дворца?
Потом нашел книгу Веры Лукницкой. «Любовник.Рыцарь.Летописец.(Три сенсации из Серебряного века)»:
«Академия Материальной Культуры помещалась в Мраморном дворце.
Маленькая двухкомнатная квартира Шилейко находилась на втором этаже служебного корпуса академии».
Так все-таки, Фонтанный дом, Мраморный дворец или Служебный корпус дворца?
А если квартира Шилейко была в служебном корпусе, то вход в это здание, насколько я помню, находится со стороны памятника Суворову.
Или восемьдесят лет назад было два выхода? Если два, то какой был смысл просить дворника запирать ворота?