Охрана исторических памятников - благое дело. Восстановление и реконструкция - тоже весьма поощряется. И отрадно, когда видишь, как ту или иную историческую развалину начинают потихоньку поднимать из руин.
Нельзя сказать, что до сих пор Петропавловка стояла в руинах. Кое-какого ремонта требовала, конечно. Но локального. А то, что сейчас наблюдается на Заячьем острове, - это какая-то тотальная реконструкция; такое ощущение, что сотня гасторбайтеров, вооруженных мастерками, кирками, ломами и лопатами, пригнаны, чтобы крепость сначала срыть до основанья, а затем - построить на ее месте новую.
Ремонтно-строительные работы ведутся повсюду. Внутри крепости и снаружи (наверное, травяные берега Кронверки в гранит буду одевать). Везде строительные заборы, леса, мостки, штабеля досок, тротуарной плитки и булыжника. То тут, то там снуют деловитые прорабы и экскаваторы. Прорабы орут, экскаваторы грозят посадить в ковш идиотов, которые пришли в крепость на экскурсию. Даже странно, что вход вообще разрешен, ведь закрывают по весне сады и парки на просушку, а тут - в прямом смысле слова стройплощадка, на которой находиться без риска для жизни невозможно.
Ощущение все это вызывает тягостное. Во-первых, пугает масштаб, размах и идиотизм происходящего. Во-вторых, судя по уже готовым частям - по окончании строительных работ это будет уже не Петропавловская крепость. Это будет красивый лубок, один сплошной новодел, с тщательно оштукатуренными стенами, ровно покрашенными наличниками, дворами и проходами, замощенными новеньким булыжником. Это будет качественная поделка для туристов, для которых наше историческое прошлое - пустой звук…
Сюда еще не ступала нога человека
С трудом найденные безлюдные углы…
Водосточную трубу сначала было отрезала, а потом вернула - для композиции
А здесь для композиции - куча строительного материала…
Это - отремонтированный кусок. Весь из себя такой чистенький и аккуратненький. Есть, правда, подозрение, что через пяток лет он снова будет выглядеть как при царе-батюшке…
Единственное место, где сохранены аутентичные куски крепости - это Печатня.
Здесь же - и печатные станки позапрошлого века. Все - в рабочем состоянии.
Шемякинский Петр по-прежнему сидит на своем месте, в отдалении от строительной вакханалии, терпеливо подставляя уже и без того до блеска замусоленные пальцы всем желающим подержаться…