Меня зовут Елизавета, более пяти лет я активно занимаюсь исторической реконструкцией костюма раннего и развитого Средневековья, а также Нового времени. Один из последних проектов посвящен образу прорицательницы-гадалки, цыганки XVII века. Уникальному образу, полному экзотичных деталей, окруженному мистическим ореолом и обращающему на себя внимание при знакомстве с полотнами живописцев первой половины XVII века, относимых к течению караваджизма. Сразу следует заметить, что облик цыганок того времени радикально отличался от тех стереотипных образов, которые, к сожалению, стойко держат свои позиции в головах подавляющего числа наших современников.
Впервые о облике гадалок-кочевниц мы узнаем из французских литературных источников начала XV века. Первые цыганки, прикочевавшие в Западную Европу из гибнущей под натиском турок Византии, в которой цыганский народ получил пристанище на двести лет, поразили европейцев специфическим нарядом, т.н. «костюмом византийского периода». Он состоял из нижней рубахи с длинными рукавами, тюрбана в качестве головного убора и покрывала-плаща из практичного материала. Позже, как следствие ужесточения антицыганских законов в Европе, в костюме появляется и прочно закрепляется европейское платье. Анализ многочисленных полотен самых разных европейских мастеров дает четкую цветовую схему костюма: темно-синий плащ особой конструкции, изображаемый современниками в качестве маркера профессии и этнической группы, украшен контрастной полосой красного или кирпичного цвета. Выразительные на смуглой коже коралловые бусы и жемчужные серьги характерной для XVII века грушевидной формы, скрытые тюрбаном, а иногда подчеркнуто свободно распущенные или подхваченные одной лишь лентой волосы - неотъемлемые черты облика прорицательниц.
Точному копированию гаммы костюма - залогу качественных, достоверных и эффектных реконструкции и стилизации костюма - я уделила особое внимание. И, конечно же, подробный анализ живописи караваджистов, применение методов исторической реконструкции и тщательное отношение к выбору материалов и аутентичности технологий изготовления деталей позволяет применять к моему проекту термин более серьезный, нежели стилизация, хотя по разным причинам присутствует ряд стилизационных допущений. Например, настоящая цыганка должна была быть босиком :-)
В качестве примеров изобразительных источников - несколько живописных полотен:
Симон Вуэ, "Гадалка", 1618
Валантэн де Булонь, "Компания с гадалкой", 1631
Бартоломео Манфреди, "Гадалка", 1616
Микеланджело де Караваджо, "Гадалка", 1596-1597
Геррит ван Хонтхорст, "Гадалка"
Валантэн де Булонь, "Музыканты и компания выпивающих", 1625
Далее: мои образы в фотоработах моих друзей -
фотографа М.Хоревой и преподавателей
Школы Академической Фотографии В.Вишневского и Р.Ситарчука. (Пока что) мы не ставили целью точное цитирование живописных сюжетов, стилизацию под живопись или имитацию освещения.
Немного бэкстейджа:
На ряде картин у гадалок можно увидеть довольно короткие для того времени, не уложенные в прическу, распущенные с подчеркнутой свободой волосы. Отмечу более ранние рубашки без декольте, зато с вышивкой в технике блэкворк, как на картинах Караваджо, положивших начало направлению:
Подробнее о цыганском костюме можно узнать, ознакомившись с одной из моих статей на эту тему:
http://mreen.org/Liza/opyt-rekonstrukcii-stilizacii-zhenskogo-cyganskogo-kostyuma--1610-30-gg-po-motivam-zhivopisi-karavadzhistov.htmlТам же ссылка на альбом со множеством полотен живописцев XVII века, на которых присутствуют гадалки.