Безграмотные сайты и их влияние - к вопросу о состоянии современного информационного поля, или Комментарий к статье Ирины Виноградовой «Зритель перед интернет-выбором»
Меня уже давно интересует проблемы языка (= языковой безграмотности) в Интернете. Это коммуникативное средство как никогда прежде сделало открытым и доступным для анализа и оценки состояние современного русского языка, а значит общественного сознания и культуры, которые он выражает. Я смотрела многие передачи на эту тему, читала на «Грамоте. Ру», что «будут штрафовать за ошибки» («Грамота» даже проводила конкурс по их сбору), что с этой целью создаются какие-то комитеты и комиссии, но как будет осуществляться пресловутый контроль за соблюдением норм РЛЯ в Сети, понять мне так и не удалось, кого штрафовать и по каким критериям - тоже. Ничего не слыхала о воплощении в жизнь этой идеи - будь она реализована, боюсь многим бы пришлось разориться - ведь нельзя же бесконечно платить свои долги за счет потребителя, покупателя, зрителя, читателя…
Однако с тех пор (вот уж лет пять) предметом моего внимания стали сайты разного рода культурных организаций. Видя некоторые стилистические шедевры, прямо скажем перлы безграмотности и просто откровенно глупые тексты на сайтах многих вузов (и не только коммерческих), газет и журналов, театров, я неоднократно задавалась вопросами: как это может быть? как это может быть столько лет? почему этого никто не видит из должностных лиц, а если видит, почему допускает? что происходит в голове у того, кто это пишет? и как такая рекламно-информационная политика хозяев сайтов влияет на продажи и спрос - образовательных услуг, печатной продукции, билетов на спектакли?.. Ведь рынок!
И вот, хотя и с опозданием на два года, я нахожу в Сети статью «Зритель перед интернет-выбором» Ирины Виноградовой (
www//stanislavsky.ng.ru/column/2007-01-01/ 36 seti.html/ «Театральные сети» № 4. Январь, 2007 ), которую волнует по крайней мере один из интересующих меня вопросов: «Было бы любопытно провести чистый эксперимент, предложив потенциальному зрителю, ничего не знающему про существующую театральную иерархию, выбрать московский драматический театр, ориентируясь исключительно на интернет-представительства».
Мысль с экспериментом мне понравилась... И я думаю, Ирина Виноградова не обидится, если скажу, что в целом статья её меня несколько разочаровала. И вот почему. Во-первых, в ней нет выраженной авторской оценки и не понятно, что собственно побудило автора её написать: хорошее состояние театральных сайтов или плохое? А, во-вторых, в статье не приводится конкретных фактов, примеров и их анализа, что могло бы свидетельствовать о состоянии сайтов, и что могло бы читателю помочь самому дать оценку информации, которую ему предоставляют в Интернете (да и не только - мы должны быть критиками языка, особенно если нам буквально навязывают безграмотные тексты).
Однако по высказыванию, приведённому в конце статьи («все-таки хорошо, что мы выбираем театры не только по интернету»), всё же можно понять: автор видит, что сайты не отражают в должной мере художественный уровень театров, которые представляют, т. е. налицо некое несоответствие, скажем так, информационных и творческих лиц театров, но почему именно - Ирина Виноградова не указывает.
Автор упоминает сайты театров «Ленком», «Сатирикон», Сатиры… - «Интересно, догадался бы… зритель, попав на сайт «Ленкома», что это вот уже много лет один из самых популярных и модных театров? О чем бы он подумал, прочитав на сайте Театра Сатиры, что «…нам все еще смешно», а потом перейдя на одну из внутренних страниц, по умолчанию открывающуюся в турецкой кодировке? Удалось бы ему с первой попытки разобраться с особенностями флэш-меню сайта «Сатирикона» и счел бы он намерения театра достаточно серьезными? Оценил бы по достоинству стиль и благородный аскетизм «Современника»? Какой спектакль выбрал бы на сайте МХТ им. Чехова или Театра-студии п/р Олега Табакова? Смог бы понять, чем отличаются между собой Театр им. Моссовета, Театр им. Пушкина, Театр им. Вахтангова, Театр на Таганке и другие театры, чьи сайты сделаны в рамках замечательного проекта Theatre.ru, разработавшего и успешно внедряющего свой стандарт театральных сайтов? Очаровался бы, как вся театральная Москва, Мастерской Петра Фоменко? Удивился бы, насчитав в декабрьской афише Театра им. Маяковского двадцать восемь спектаклей, а в перечне репертуара - всего пятнадцать? Выделил бы среди других совсем зеленую Студию театрального искусства Сергея Женовача или предпочел бы серьезно-черный тон «Школы современной пьесы» или театра «Модернъ»?». В конце статьи автор сетует, «что наш зритель в заданных условиях не сможет пойти в Московский ТЮЗ…».
Надо полагать, есть сайты, которые не нравятся И. Виноградовой, и есть, которые нравятся? Но в чём конкретно беда или удача? Что содержательного сказал автор по поводу сайта Театра сатиры кроме «турецкой кодировки». Что ужасного в надписи «… нам всё ещё смешно» на этом сайте? Чем не устраивает «флэш-меню» сайта Театра «Сатирикон»?.. И чем уж так интересен сайт Малого театра? Мне, например, он интересен был нарушениями некоторых принципиальных норм русского языка, образцом которого является его сценическая речь (это вроде ещё не в прошлом) - но в текстах на сайте нет красных строк, а эту норму РЛЯ никто не отменял!
Пришлось мне самой лишний раз прогуляться и по некоторым другим сайтам, названным в статье, хотя среди них есть одна информационно-театральная помойка, в которую я обещала больше не лазить никогда!
Скажу сразу, сайт «Сатирикона» у меня не открылся, несмотря на настойчивые попытки это сделать - так что примеров оттуда не будет. Зато сайты «Ленкома» и Сатиры оказались вполне доступными. Чёрный фон Театра «Ленком» заставил кликнуть на самое таинственное слово-ссылку - шрифт сейчас я воспроизвести не смогла (похоже состоит из греческих символов), но оказалось, я попала в раздел «Эпоха». Там несколько фото артистов, которых уже нет в живых - или только подписанных имён под «рамкой» с надписью «фотография временно отсутствует» (по этому поводу вспомнилось объявление на палатке с мороженым «ушла на 10 минут» - из окна было видно как эта бумажка белела до вечера).
Я задумалась, что ленкомовцы хотели сказать таким заголовком? Что люди на фотографиях - целая эпоха в истории Театра «Ленком»? В истории театра вообще? Вообще в истории?... В общем, пояснительный текст просто необходим, тем более что есть (и увы, очень много) пользователей, которые вообще не знают, что это за дяденьки и тётеньки на фотках и не поймут при чём здесь какая-то «Эпоха»…
Меня же, как более менее продвинутого пользователя в плане эпох, историй и культур, так удивило бедное содержание (кажется удалось обойтись без слова «контент») этой «Эпохи», что я покинула сайт "Ленкома" и отправилась в трудное путешествие по сайту Театры сатиры, который во времена моего последнего посещения (а это было где-то в сентябре-октябре 2008 года), совсем дал дуба. Ссылки с главной страницы вели всё время не туда, новостные сообщения растянулись в один абзац по всему монитору, и чтобы что-то понять, надо было ловить курсором убегающую длиннющую строку. А форум, на котором его участники пытались робко выяснить, нельзя ли исправить хотя бы наиболее очевидные ошибки грамматики и информатики, немедленно закрыли...
К моему удивлению, сайт абсолютно изменился - т.е. изменился дизайн. Ну что сказать? Слова вообще-то есть очень точные. Но попробую обойтись всё же другими - то есть без мата. Вхожу, значит, с первой страницы на главную - вижу длинную ленточку спектаклей на ближайшую неделю с описаниями (вот этого лучше не надо было, очень не хочется это ковырять). Ладно, думаю - вот у них тут премьера «Мольера» намечается, почитаю-ка я, что написано в соответствующем разделе. Открываю «Будущие премьеры» - пусто. Информации ноль, зато глаза зацепил слоган: «Спешите именно на премьеры - гарантия свежего театрального продукта». От этих «продуктов» захотелось уйти тут же, но по дороге попались новости, которые вообще-то достойны точного графического воспроизведения, но я просто процитирую одну из них (от 11.01.09)., благо она короткая: «Уважаемые зртилели! Объявленный на 13 января спектакль Свободу за любовь отменен. Билеты подлежат возврату в кассы театра.Приносим свои извинения»
Переведя дух и немного успокоившись, я решила рвануть на сайт Московского театра юного зрителя. Прежде всего хотелось понять, почему участвующий в предполагаемом Ириной Виноградовой эксперименте зритель не сможет туда пойти - может сайта нет у этого театра? Или не было в 2007 году? Может теперь появился?.. Рискну! Вдруг меня ждёт нечаянная радость - всё-таки дети! Глядишь сайт, если таковой имеется, будет выглядеть прилично.
Итак, передо мной первая страница официального сайта МТЮЗа - черным-черна-чернёхонька! На сайте «Ленкома» хоть цветная фотография была на чёрном фоне. Ладно, думаю, кликну не глядя - куда-нибудь да попаду! Попала... Да уж действительно попала так попала... в раздел «Новости». Читаю сплошные поздравления, которые у меня вызвали ряд вопросов и которыми, полагаю, задаются если не юные зрители, то их родители и уж точно бабушки и дедушки. Несколько новостей я скопировала с сайта МТЮЗа и шрифтом красного цвета набросала под ними вопросцев.
<<
8 января
С днем рождения доченьки!
Поздравляем Марию Бачарникову и Михаила Парыгина с рождением дочери! Здоровья вам, растите красивыми, счастливыми и талантливыми! С любовью, ваш Московский ТЮЗ
- А кто это? Кто эти счастливцы? И почему без точки в конце предложения? Всё-таки это «новость», а не телеграмма!
7 января
С РОЖДЕСТВОМ!
Московский ТЮЗ поздравляет всех с праздником! Мы желаем вам исполнения самых заветных желаний, здоровья и любви. >>
- всех-вам, поздравляет-желаем… В какой школе учились, «писатели»? Впрочем, похоже есть вещи, которым научиться нельзя…
31 декабря
С НОВЫМ ГОДОМ!!!
Московский ТЮЗ поздравляет всех с Новым Годом! Пусть он будет теплым и ярким. Будьте, пожалуйста счастливы, будьте обязательно здоровы. Радости и красоты вам. >>
С любовью, Московский ТЮЗ
- Неужели не надоела эта тёплая не зимняя погода? Зачем нам тёплый Новый год? И почему пропущена запятая после «пожалуйста»? И почему нельзя грамотно поздравить с Новым годом!!!
22 декабря
ПРЕМЬЕРА!!!
18,24,25 января состоится премьера спектакля "ВОЛК и СЕМЕРО КОЗЛЯТ". Стихи ЮРИЯ ЭНТИНА, Музыка АЛЕКСЕЯ РЫБНИКОВА. Художественный руководитель постановки ГЕНРИЕТТА ЯНОВСКАЯ. Режиссер АЛЕКСЕЙ ДУБРОВСКИЙ. Художник ЕЛЕНА ОРЛОВА.
В ролях: Сергей Белов, Ричард Бондарев, Евгений Волоцкий, Николай Иванов, Николай Качура, Максим Костромыкин, Антон Коршунов, Аркадий Левин, Павел Поймалов, Илья Созыкин, Татьяна Белановская, Илона Борисова, Наталья Златова, Екатерина Кирчак, Оксана Лагутина, Наталья Мотева, Татьяна Рыбинец, Алена Стебунова.
- Почему союз «и» такой маленький? Раздел «Графика», который есть даже в школьных учебниках и пособиях по русскому языку, прошёл мимо авторов текста?
>>
«Волк и семеро козлят» оказались интерактивной ссылкой, за которой скрывался текст:
Музыкальный спектакль
«Волк и семеро козлят» -
это, конечно, всем знакомый сюжет (с неожиданным финалом),
но
еще и
знаменитые и любимые песенки Алексея Рыбникова
на стихи Юрия Энтина,
а главное -
это
веселый, нежный и очень остроумный спектакль.
Красочный и праздничный мир . ,
К коротенькая история, в которую уместилоись:
1) беззаботное, чуть хулиганское и задиристое детство,
2) нежность, забота и теплота,
3) любовь и дружба,
4)радость и красота творчества,
и очень
5) большая развеселая компания.
Думаю, что воспроизведение во всей графической красоте данной информации, извинит мою неуклюжую попытку исправить орфографические и пунктуационные ошибки, и произведёт должное впечатление на читателей моего журнала!.. Только вот ошибки я править измучилась… Уж больно дебильно выглядят номерки - нумерация "детства", "любви", "дружбы" и проч. - к тому же, в пронумерованном столбике списка пункты не делят запятыми! Да кто же это пишет-то?!
Автора, требую, автора! Долой анонимщиков из Интернета!
Некого даже призвать к ответу. Например, в конце каждой страницы сайта МТЮЗа стоит нечто вроде подписи - название театра, почему-то без копирайта и почему-то в чёрном траурном обрамлении (у меня тут же какие-то тяжелые мысли полезли про нейро-лингво-программирование, вредительство... и "шизофрению, как и было сказано").
Ясное дело, призыв удалить анонимов из Интернета относится в официальным сайтам и другим СМИ. Общество должно знать, кто эти "профессионалы", которые так замечательно работают и засоряют нам мозги некорректно графически оформленной и безграмотно изложенной информацией - причём за наши деньги, то есть на деньги налогоплательщиков.
…А Ирине Виноградовой - спасибо! Тему она в своей статье подняла нужную. Прямо скажем, тема эта имеет социально-культурное значение, И не исчерпывается проблемой можно ли, нужно ли и как выбрать театр по Интернету. По-настоящему тема интересна (в том числе и мне), потому что общество черпает образцы изложения мысли в литературе - во многом, представленной в СМИ. Влияние Интернета огромно - и на орфографию, и на пунктуацию (на автоматизм правильной или неправильной расстановки знаков препинания, который складывается в сознании пользователя-читателя в процессе усвоения информации), и на графику (дети в тетрадках уже разделяют текст на абзацы не красными строками, а пробелами, которыми легче прикрыть отстутствие смысловой связи одного абзаца с другими). Но более - на стиль в самом широком смысле этого слова! На содержание мысли и форму ее изложения, на синтаксис (т.е. на связное изложение мысли в тексте).
И что же ожидать от общества, которое вынуждено потреблять информацию и постоянно натыкаться на алогичные образцы текстов? Это касается не только организации слов в предложения и предложений в текст в статьях и статейках (текстики на сайтах подчас жанрово трудно определимы), но и всякого рода надписей и подписей, заголовков, внутренней соотнесенности (точнее, отсутствия таковой) разделов и подразделов, наблюдаемых на сайтах, которые по определению должны являть собой образцы русского литературного языка. Это не только сайты театров, но и газет, журналов и даже правительственных организаций, а также вузов и школ.
То, что представляют собой большинство так называемых культурных сайтов (хороший пример показан в предыдущей теме «Лента безграмотности») - это уму непостижимо! Подобные информационные источники выполняют буквально функцию разрушителей культуры (прежде всего языка) и крайне вредны для общества, которое, к слову, их и содержит. На создание и поддержку всех этих информационных источников и на зарплату персонала выделяются деньги из госбюджета, и полагаю, если финансируемые объекты становятся уникальными - просто шедевральными, я бы сказала - образцами безграмотности и непосредственными источниками невежества, то вредны для общества и культуры. Может, в эпоху кризиса, следует на них сэкономить? Или, по крайней мере, заставить работать имеющийся штат программистов, администраторов, модераторов, контент-авторов, редакторов и т.п... А лучше сменить! Ну в самом деле, стоит ли заставлять работать идиота, который разделяет на пункты: «1)задиристое детство, 2)нежность, заботу и теплоту, 3) любовь и дружбу, 4)радость и красоту творчества 5) большую развеселую компанию»?! Может ему платить, чтобы он ничего не делал - вреда меньше. Вот по какому принципу перечисленное классифицировалось? Я уж стесняюсь спросить, что это за «красота творчества» такая?! Может, «красота и радость творчества»? Я всё смысл пытаюсь найти в сплетенье слов, витиеватом этом? Или ничего, пусть публика-дура хавает - потребляет информацию?!
В заключение также хочется отметить, что и я, и даже Ирина Виноградова, которая дала мне повод разразиться этим постом, не избежали влияния безграмотных текстов, распространяемых таинственными анонимными деятелями от культуры на официальных информационных источниках учреждений, именуемых театрами! Ирина пишет в своей статье «Театр Сатиры» и «интернет», а я… Впрочем, пусть мои читатели подскажут, какие ошибки в моём тексте. Трудно быть собственным редактором, но всё же очень надеюсь, что в моём весьма не коротком посте ошибок много меньше, чем в двух-трех строках театральных новостей. Я думаю, что даже в тетрадке двоечника всё-таки редко встречается такая пропорция слов и ошибок как на театральных сайтах. Да разве кого-то из нас, обычных малокультурных обывателей можно осуждать за безграмотность, когда мы живём в окружении такого ужасающего информационного поля, вспаханного и засеянного непосредственно в сфере культуры - хранилище того, что принято называть духовными ценностями? Каково поле - таковы и ягодки!