Родная сознанию солипсичность и чужеродная ему потребность к трансценденции

Jul 29, 2005 18:39

 
Размышление по мотивам дискуссии на Цензуре. Мир дан человеку в его сознании, и больше никак (это хайдеггеровско-витгенштейновское: "и больше ничего"). Этот факт - прямое основание к солипсизму. Однако сознание устроено так, что оно полагает существование других, похожих на него, внешних по отношению к нему, сознаний. И тем самым, уже этим полаганием, сознание полагает себя в праве судить о "объективном положении дел", т.е. полагает себя в праве совершать выход за пределы самого себя. Хотя в то же время оно понимает, что за пределы себя оно выйти никак не может, и на самом деле не выходит. Однако оно не может мыслить иначе, кроме как полагая себя вышедшим за пределы себя.

Поскольку полагание своей способности к трансцендентному знанию (знанию о том, что делается за пределами моего сознания) вполне подтверждается нашей совокупной практикой, а отказ от такого полагания представляется предельным солипсизмом, т.е. фактически безумием, - то следовательно мы вынуждены принять как истинный тезис, что-де каким-то мистическим образом нам и в самом деле доступно трансцендентное знание. Конкретный механизм этой доступности не так уж и важен. Это может быть и лейбницевское божественное согласование монад-сознаний, и какой-то атеистическо-материалистический механизм.

Тот же, кто отрицает доступность трансцендентного, - мало того, что запирает себя в клетку солипсизма, но ещё и говорит неправду. Потому что говорит одно, а в жизни, в практической деятельности пользуется другим. На словах солипсист, а по жизни все равно объективист.
 
Previous post Next post
Up