Приехали...

Dec 02, 2021 21:39


Сегодня!
случилось 50 (ПЯТЬДЕСЯТ, ага) лет моего водительского стажа.

За это время проехано - как говорил В.П.Чкалов, кумир моего детства, "оборотиков вокруг шарика по экватору" - около тринадцати (тринадцатый не закончу, не то, чтобы надоело, но смотреть на сегодняшнее дорожное движение тошно, а уж участвовать без крайней надобности...(зачеркнуто)).

В связи с этим напала шиза: поделиться впечатлениями.

Ну, во-первых.

Нужно сказать, что в этом пробеге соотношение трасса/город примерно пополам, не говоря о поганых 90-х, когда случалось в три ночи пешком 3 км до гаража, завестись по морозцу, выехать, откатать километров 200 по Москве, вернуться к часу ночи в гараж... во здоровья-то было... под 700 км пробега за сутки...

Интересно не это. Интересно, что за все это время ни в едином ДТП поучаствовать не удалось. Из семи моих автомобилей только однажды... как бы объяснить... слегка повредил бампер. Загоняя в гараж после хорошей пиани с друзьями-соседями :)))

Исправлено было на следующий день собственными  руками за полчаса работы :)))

Во-вторых.

Почему же так получилось?

В деЦЦтве отправляли меня на лето к бабушке, в Лесное Заволжье. Кто не знает, где/что это такое, рекомендую посмотреть Мельникова-Печерского "В лесах", не пожалеете.

Бабушкин сын, мой дядька, был редкая умница, с обычным тогда (потому, что Война, подростком работал уже) начальным образованием сделал карьеру... для краткости: техник на аэродроме, шофер, начальник гаража, инспектор ГАИ, учитель труда в средней школе, учитель истории, завуч там же... Между инспектором и учителем вечерняя десятилетка, а между трудовиком и учителем истории Горьковский политех, который закончил в возрасте 56 (пятьдесят шесть!) лет. На пенсии занимался краеведением, весь город знакомых, помню ста метров вместе не пройти, чтобы кто-то его не поприветствовал.

Сколько помню, он всегда имел личный автомобиль! На первом из них, собранном из ржавого/битого/списанного кузова "Опель-капитана" и списанных же запчастей от  "Победы (М-20)",.. так вот, на нем в 1955-м году я совершил первое - и единственное в жизни - ДТП.

(Фотка внизу - на фоне еще пока ржавого кузова - ваш покорный слуга)

Как было? Дядька приехал на обед, посадил меня в машину "порулить", пока я его жду. И я, конечно, до сцепления ноги не достают, но едем вперед... выключаю заднюю, включаю первую... а ручник-то и не работал... растерялся, синхронизаторов тогда не было, под скрежет шестерен с горки въехал задом в здоровенный тополь, дядька так ругался, что до сих пор помню :)))))))))) Кстати, не уверен, что ДТП было: бамперы были железные, на скорости 1 км/час может и повреждения-то не было :)))

Короче, мальчик, который в 4 годика рулил на коленках у дядьки и знал, зачем нужна ручка "переключателя скоростей", в восьмилетнем возрасте, увидев в "книжном" книгу В.В. Гольда, которая называлась "Как работает автомобиль" - уговорил бабушку мне ее купить.

Интересна книга тем, что рассчитана (в предисловии написано) на большинство водителей, которые отличаются именно начальным образованием (физика, ау), поэтому глава "Электрооборудование автомобиля" начиналась с того, что будет, если эбонит потереть шерстью, а стекло шелком.

Вот и представьте себе десятилетнего ребенка, увлеченного тем, что понимает,как устроены и для чего нужны карбюратор, аккумулятор, генератор, катушка зажигания, как работает электромеханический регулятор напряжения, и почему центр поворота авто находится посередь задней оси,.. и много чего еще :)))))

Короче, в-третьих.

В 71-м году папа покупает "Жигуля". Проходит курсы, экзамен. ПДД с первого раза, а вождение только с третьего. Ну что же, есть люди, мало способные к вождению, которые не умеют чувствовать автомобиль, когда правое переднее колесо в повороте ощущается продолжением стопы правой ноги и ты точно знаешь, куда она наступит, не говоря уже о том, что точно знаешь, где проедет заднее внутреннее, да так, что подозрительный гвоздь/мусор умеешь в этом повороте объехать :)))))))))))
Тут смайлы, а на самом деле не шутки: шинмонтажей не было, а в колясике камера, чтобы заклеить, нужно достать. Две монтажки, кувалдометр, вулканизатор, и - вперед. Ручками.

Много лет спустя я прочитал у Сингуринди (кто не знает, это тренер нашей команды в ралли Париж-Дакар... где что-то там  как-то завоевали... во всяком случае отметились:)))), - что "чувство автомобиля" бывает у совсем юных водителей и часто не бывает у многолетне-опытных.

Так вот, хоть и понимая папины трудности по поводу сдачи вождения, я записался на экзамен экстерном, ПДД сразу на отлично (там допускались две ошибки, у мну - ни одной :))), а реально за руль автомобиля я сел ВТОРОЙ раз в жизни. Первый был за полгода до того: приятель иногда угонял покататься папину двадцать первую Волгу, разрешил попробовать, и я прокатился по гаражным проездам.

Правда, недели за две до экзамена, сидя на кухонке на табуреточке, двигал руками и ногами, вырабатывал динамический стереотип: вот я сел, закрыл дверь, поправил зеркало заднего вида (экзаменаторам нравится:))), завел двигатель, включил левый поворотник, нажал сцепление, включил первую, посмотрел в боковое зеркало, тронулся, светофор, торможу, нажимаю сцепление, нейтраль... етц. Все это двигая руками/ногами.

Севши второй-то раз в жизни за руль автомобиля с инспектором, который принимал экзамен, конечно я волновался... но! Руки и ноги сами справились.

Инспектор сказал: экзамен сдан, ошибок Вы не сделали, но Вам надо еще потренироваться... Знал бы он... смеюсь до сих пор :)))

Десять лет под папиным (ничего не понимающим, включая его пару ДТП) руководством прошли быстро, но не даром, интерес к пониманию что/почем/куда не пропал.

А вот в 81-м году я купил собственный Жигуль. Тогда и началось. Сложилось так, что через пару лет оказалось полезным ездить на авто на работу. Напомню, что в те времена никакой "зимней" резины не было, лет через... не помню... появилась возможность пару лысых покрышек "наварить" т.наз. "снежинкой", поставить на заднюю ось, чтобы в гараже меньше буксовать при заезде/выезде.

К слову, этот мой первый авто на СТО заехал только единственный раз, на 1500 км пробега, с единственной целью не потерять гарантию. Остальные, кроме последних двух, были куплены "с рук", так что ВСЁ техобслуживание/ремонт производилось у себя в гараже, собственными ручками, от плановых ТО, до замены колодок, сайлентов и даже колпачков клапанов. Тут нужно заметить, что продал я машинку с пробегом 150 ткм, а шланг вентиляции картера находился на карбюраторе, а не под днище дымом ср@л, как У ВСЕХ известных мне Жигулей после 80 ткм.

А верх всего - переборка коробки. Где-то на 70 тык. перестали фиксироваться первая и третья передачи. Зима, мороз, ну - думаю - до весны промучаемся. Но не получилось, как-то оказался километрах в 17 от гаража, когда сдохла и вторая. Имея 4 передачу и ЗХ (задний ход) зимой в мороз пришлось не просто проехать через полгорода, а еще и поставить авто в гараж, где метров 60 снежной целины. Тоже суметь надо :)))

Кстати уж, о коробке! Блестящая конструкция итальянских инженеров!

Не единожды наблюдал, как соседи по гаражу мучаются с москвичевскими и запорожскими коробками: с приспособами, дисткольцами етц.

Жигулевская разбирается ключем на 13 и двумя отвертками! Оказалось, что сдохло блокирующее кольцо на второй передаче, в результате разобрать ее пришлось полностью, с извлечением ведомого вала (если кто понимает, это последнее, остается  голый корпус:)).  Кстати сказать дефект первой/третей оказался заводским браком: из трех винтов, фиксирующих стопорную пластину ведомого вала, под двумя не оказалось шайб гровера, они и отвинтились. В результате ведомый вал болтался по оси, что заодно привело и к задиру кольца синхронизатора. %((((

Не могу не вспомнить, что люди с СТО (а купить было негде) взяли с меня за эту медяшку при ея цене 40 копеек... сколько вы думаете?.. 17 рублей!  За сборку/разборку.  Это при том, что "по блату", с личными связями... Хотел смайлы поставить... не буду. Была система учета, воровать/торговать запчастями было никак, даже по блату: деньги-то я в кассу платил.

Да. Так о чем это?

Почему же 50 лет без ДТП?

Потому что читал все, что только можно было достать, от ЦНТИшных "Безопасность автомобильного движения за рубежем" до, поминал уже, Сингуринди. Был и журнал "За рулем", там, кстати,  пару раз довелось опубликоваться в "советах бывалых":))), да, так в ЗР попалась на полстраницы заметочка лет десять спустя ставшего известным "контраварийщика" Цыганкова о том, как правильно держать и - главное - крутить руль.

В конце был предложен тест: вывесить передок и от крайнего до крайнего крутануть руль десять раз. Результат: 16 секунд - отлично, 18 - хорошо, 19 - удовлетворительно, больше 20 - плохо!

Конечно, я в первый же вечер, приехав с работы, проверил. Мой результат оказался 39 сек!

Слегка обалдев, недели две по приезде в гараж не ленился - и довел до 17 сек.

Кстати, писАл уже в местной автоконфе лет... назад. Кто помнит, может проверить :))

Далее. Не прошло и месяца. Дождик, лысая резина, на перекрестке (зачеркнуто, кто помнит знает) выкатывается мне поперек зелененький москвичок, пытаюсь объехать, занос влево на 90 градусов, если не остановить, попадаю левым углом багажника ему в среднюю стойку, выкручиваю, контрзанос вправо, тоже 90, разъезжаемся ровно мордой к морде, скорость падает, успеваю вырулить на свою полосу мимо стоящего в правой грузовичка, и показать дураку кулак через заднее стекло.

Это было открытие!

Оказывается, в экстренной ситуации мозги отключаются напрочь! Все, что я помню, это обалдевшая рожа водилы Москвича, на фоне которой я отмечаю, что у меня лицо совершенно спокойно. Руки и ноги все делали сами. Потому что умели.

Вот с этого места я начал тренироваться. В те времена даже невеликое повреждение жестянки в первую очередь обходилось несколькими месяцами ожидания очереди на единственную в городе СТО, а простоя я себе позволить не мог, характер работы разъездной, бывало, благодаря авто случалось выполнить дневную задачу к обеду и до конца рабочего дня успеть сгонять аж в соседнюю область (70 км) по личным делам.

Поэтому зимой, как только есть погода, - сразу на площадку. Не как-нибудь, а занос в сторону выхода, и чтобы траектория рулем и газом, и чтобы ровно между вешек, а торможение боковым скольжением так, чтобы встать точно у места...

Ну, и, конечно, техника управления, перегазовка на нижнюю, потом перегазовка "пяткой", торможение левой ногой етц. А когда появился инет, удалось почитать, как исполняется "бутлегерский" и "полицейский" разворот...

Апропо, в скобках. Сын у меня тоже с 4 лет на моих коленках по проселкам, в 7 уже сам... до сцепления достать сползал ниже обода руля, но на прямой (проселочной, конечно!) дороге умудрялся до 3 передачи допереключаться. Не забуду удивленную рожу единожды попавшегося встречного водилы, который видит меня-пассажира, жену на заднем сиденье... а за рулем НИКОГО!!! Руль я, конечно, левой рукой придерживал на всяк случ, а мальчик лет восьми в это время сполз с сиденья для сцепление нажать :))))))))))))

Да. Так об чем этот поток не вполне трезвого сознания? К тому, что "полицейский с бутлегерским" он научился раньше меня :))))

И что я понял в результате этого моего детского увлечения.

За все это время, за счет умения УПРАВЛЯТЬ автомобилем, как нынче модно говорить, от слова совсем, удалось избежать "всего лишь" ТРЁХ ДТП с возможными, если не катастрофическими, то, во всяком случае,  тяжелыми в материальном смысле последствиями. Подробности сегодня нет желания вспоминать, если кому интересно - отвечу.

Вывод простой: в "наше", в смысле сегодняшнее, время никакого смысла тратить столько времени на овладение техникой управления автомобилем нет. Просто потому, что предвидеть поведение окружающих дебилов (а их в мои времена не было по определению) невозможно, и даже умея управляемый занос, на авто, где колесами не сам командуешь, а автоматика, да еще каждым по отдельности, можно (не пробовал, но думаю) только испортить. Не говоря о том, что никакая подготовка не упасет от вылетевшего на встречку или удирающего от полиции наркомана.

Хотя, фигзнат. АБС, к примеру, меня разочаровала полностью: в зависимости от неровностей дороги моя правая нога тормозит процентов на 10-30 лучше (померяно на площадке). А еще можно вспомнить случай, проспект Мира, плотный поток, скорость км 50/ч, где-то в районе Щербаковки между колес впереди идущего грузовичка выкатывается ровно под мое правое переднее открытый люк. Если бы специально, в обычном движении, не тренировал "разгрузку", так бы там и остался без колеса и с лонжероном под ногами пассажира.

З.Ы. Вишенка на торте.

Лет 15 назад, разговорился с увлекавшимся ралли спортсменом, участником нескольких гонок и т.д. Он не знал. Считал, что снос на переднем приводе это ку-ку, потеря управления и - уж куда там вынесет...

АБисняю.

На переднем приводе управляемый снос не просто возможен, это еще самый быстрый, а заодно и самый безопасный способ прохождения скользкого поворота.

Техника:

1. Контрсмещение.

2. Руль внутрь поворота в обочину.

3. Торможение левой ногой с целью заноса задней оси, правая газом не дает заглушить двиган.

4. Если газ/тормоз не хватило, занос задней ручником.

5. Авто ставится ровно в положение на выход из поворота.

6. Газом, рулем и торможением левой это положение удерживается.

Почему безопасный не комментирую, а самый быстрый потому, что еще до входа в поворот передок уже дает импульс ровно в сторону выхода, а торможение осуществляется боковым скольжением, что метра на четыре выгоднее, чем по прямой.
З.З.Ы. Фотки снес по ошибке, как восстановить не знаю.  Будет время - попробую.





Ничего не получается. Пробую.



Ну, не так, так этак:



И последнее, Опель из ржи,  двигана и подвески списанного авто:



Previous post Next post
Up