Как и сообщалось ранее в заметке "КРИЗИС СОВЕСТИ: разрушение Музея имени Андрея Рублева продолжается" (
http://expertmus.livejournal.com/29091.html), 5 ценнейших икон основного собрания Музея имени Андрея Рублева были безвозвратно утрачены в результате некомпетентности целого ряда должностных лиц. Должны раскрыть всю правду об этом беспрецедентном факте межмузейных разборок, хорошо известную лишь узкому кругу старейших сотрудников ЦМиАР. В свое время именно сотрудниками Музея имени Андрея Рублева были отреставрированы и введены в научный оборот уникальные иконы из церкви с. Бородава, которая оказалась под угрозой уничтожения и была перенесена в разобранном виде на территорию Кирилловского музея-заповедника. Некие сотрудники последнего в один из наездов в Москву смогли войти в тайный сговор с хранителем этих икон и ПОМЕНЯТЬ этикетки на ВХ (входящие номера, которые были тут же зафотографированы), из-за чего иконы оказались на десятилетия в "подвешенном состоянии". Разумеется, хранитель была тут же уволена из Музея имени Андрея Рублева, которому пришлось вести все последние годы непрерывную тяжбу с кирилловскими "коллегами".
К сожалению, новое руководство Министерства культуры РФ не пожелало разобраться в подоплеке всей драматичной ситуации, слепо доверившись некомпетентным в этом вопросе чиновникам Департамента культурного наследия и Отдела музеев. Напомним, что ЦМиАР относится к особо ценным объектам культуры России и его фонды являются НЕДЕЛИМЫМ достоянием. Изъятие икон из Музея имени Андрея Рублева возможно лишь на основании соответствующего правительственного постановления, которое в данном случае ОТСУТСТВУЕТ. Более того, принимавшие столь зловещее решение чиновники Минкультуры так спешили, что даже не поинтересовались тем, что сама церковь с. Бородавы, куда рублевские иконы "торжественно возвращены", ДАЖЕ НЕ ОТРЕСТАВРИРОВАНА!
Спешка объясняется тем, что нынешняя администрация ЦМиАР во главе с Г.В. Поповым давно проштрафилась в глазах министерского руководства и не имеет никакого авторитета ни в научных кругах, ни у широкой культурной общественности. Хотя директор ЦМиАР Геннадий Викторович Попов с апломбом вещает поймавшим его на должностных правонарушениях сотрудникам Прокуратуры и Счетной палаты, что для снятия его с директорской должности требуется решение самого премьер-министра (!?) Как видим, рублевские иконы оказались куда беззащитнее этого зарвавшегося администратора...
Между прочим, с подачи сотрудника экскурсионного отдела ЦМиАР священника-провокатора Александра Салтыкова (
http://expertmus.livejournal.com/15340.html) сайт ЦНЦ "Православная энциклопедия" "Седмица.Ru" (редактор - Владислав Петрушко) сообщил, что произошло чуть ли не восстановление исторической справедливости и "возвращение всех икон на вологодскую землю важно потому", что они де "представляют собой единый комплекс иконостаса" XV в." Можно подумать, что во всемирно известном музее, каким в отличие от провинциального кирилловского заповедника является Музей имени Андрея Рублева, эти отреставрированные и атрибутированные рублевцами иконы не являли собой единое целое ни в основной экспозиции ЦМиАР, ни на многочисленных российских и международных выставках:) Увы, эту "клюкву" разнесли многие СМИ...
P.S. С подачи сайта "Седмица.Ru" продолжается распространение дезинформации в электронных СМИ относительно изъятия 14 апреля с.г. из основного собрания Музея имени Андрея Рублева 5 уникальных икон, происходящих из с. Бородава. Так, портал "Православие.Ru" со ссылкой на анонимных "экспертов" повторил ложный тезис, будто "благодаря возвращению всех 19 святынь на Вологодскую землю стало возможным создание единого комплекса иконостаса хорошо сохранившейся деревянной церкви XV века". Можно подумать, что в столичном музее эти святыни не составляли единого комплекса, который был намного репрезентативнее кирилловского, т.к. в экспозиции Музея имени Андрея Рублева представлены лучшие образцы близких школ, не говоря уже о праздничных иконах того же времени из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.
Степень компетентности "экспертов", на мнение которых ссылается редакция "Православие.Ru", говорит сама за себя, когда в их экспертном заключении громоздится ошибка на ошибке, одна чудовищнее другой. Сообщается, что якобы "директор Музея им. А.Рублева Давид Арсенишвили в виду плохой сохранности икон предложил Кирилло-Белозерскому музею передать их на реставрацию в Москву, однако по окончании реставрационных работ без согласования с Кирилло-Белозерским музеем иконы были включены в художественную экспозицию музея им. А.Рублева". На самом деле, официальное открытие Музея имени Андрея Рублева состоялось лишь в 1960 году, когда Давид Ильич уже не являлся директором. Более того, сами иконы были включены в состав основных фондов Музея имени Андрея Рублева по решению Министерства культуры, которое ни разу не поставило под сомнение правомерность нахождения кирилловских икон в фондах столичного музея при многочисленных комиссионных сверках музейного инвентаря!
Вопиющей ошибкой горе-экспертов является определение бородавской церкви как "самого древнего точно датированного деревянного храма", хотя специалистам прекрасно известно, что таковым на самом деле является памятник федерального значения древнейшая деревянная церковь Воскрешения Лазаря (до 1391 г.) в музее-заповеднике "Кижи". Но чего не сделаешь ради красного словца, чтобы приукрасить совершенно неприглядную ситуацию. Как уже сообщалось, рублевцам пришлось вскрыть всю подноготную данного конфликта и обнародовать факты тайного проникновения кирилловских "коллег" с помощью недобросовестного хранителя в фонды Музея имени Андрея Рублева и последовавшего скандала вокруг музейного этикетажа этих икон. Впрочем, новый министр культуры Александр Авдеев предпочитает кулуарные встречи с губернаторами, а не рабочие переговоры с кадровыми сотрудниками и экспертами вверенной ему системы:(
Наконец, самым красноречивым свидетельством некомпетентности т.н. "экспертов" портала "Православие.Ru", впрочем как и чиновников Минкультуры, пошедших на поводу кирилловских "коллег", стало оправдание неправовых действий по изъятию икон основного собрания Музея имени Андрея Рублева, который относится к особо ценным объектам культуры народов РФ, и полное игнорирование того факта, что иконы в спешке изымались в храм, который еще НЕ ОТРЕСТАВРИРОВАН!
Как раз для специалистов большой вопрос, можно ли будет разместить изъятые в спешке иконы в самом храме после его реставрации. По крайней мере, в уже упомянутом музее-заповеднике "Кижи" иконы древнейшей деревянной церкви Воскрешения Лазаря предпочитают не экспонировать в самом храме...
http://expertmus.livejournal.com/29091.html?thread=78243#t78243