Илья Токарев
Корреспонденты «Республики» побывали в курортной Феодосии. Наша задача - посмотреть, как выполняются предвыборные обещания: социальные договоры, которые Партия регионов подписывала с крымчанами.
Как «напоить» сухой регион?
Для автомобилистов Феодосия начинается задолго до того, как горизонт разделит синяя полоса моря. Фактически курорт вступает в права с дорожного знака на трассе: мол, эту часть дороги обслуживает Феодосийский автодор. «Шумный» асфальт с мелкими камешками исчезает, а под колесами шуршит почти европейская дорога: гладкая, мягкими изгибами петляющая в долинах. Слева и справа - зеленые поля, виноградники, чистые бордюры и заборчики небольших сельских домиков. До самой Феодосии - еще несколько десятков километров, но водитель «Республики» уже, кажется, отдыхает.
«Какая дорога», - щурится он и прибавляет газу на своем стареньком «Опеле». Иномарка перестает дребезжать всеми механизмами и мягко катится, наверняка вспоминая свою немецкую молодость. Конечно, идеализировать не будем: на некоторых участках трассы еще висят знаки «дорожный ремонт», но ехать в Феодосию - приятно. И эти первые впечатления для туриста очень важны.
Город встречает выбеленными деревьями и чистыми бордюрами. Приехали в День освобождения Феодосии от фашистов - много ветеранов и участников Великой Отечественной войны шагают по тротуарам, подставляя ссутуленные временем и трудом спины яркому солнцу.
Вообще, климат тут порядком отличается от симферопольского. Вроде только середина апреля, но уже жарит солнце и дуют сухие ветра. Засушливый регион, которому вода нужна, как путнику в пустыне. И проблемы с живительной влагой тут бывали регулярно, особенно летом.
«Главная проблема феодосийского региона в том, что объемов нашего водохранилища недостаточно для города, - поясняет заместитель городского головы Феодосии Дмитрий Полтавский. - Поэтому была поставлена задача привести в город воду с Фронтовского водохранилища, которое находится в соседнем Ленинском районе. Построили водовод длиной больше 26 километров. Кроме того, ввели в эксплуатацию еще один водовод к селу Береговое».
Вода течет в Феодосию по пластиковым, полимерным трубам. Дело в том, что заболоченность местности и близость соленой морской воды очень быстро выводят из строя металл. Чиновники говорят, что полимерные трубы этим факторам не подвержены и прослужат лет пятьдесят. Посмотрим, конечно, но пока, можем им верить - прорывов нет, и вся Большая Феодосия не чувствует проблем с водой.
Большие советские стройки снова развернули?
…Грунтовая дорога карабкается вверх на гору. Здесь почти тридцать лет назад, еще при Союзе, начали строить резервуары для питьевой воды, но так и не достроили, оставив громадные конструкции на растерзание вандалам. Внизу - Коктебель, который эти резервуары должны были напоить. Строительство возобновили только в прошлом году: пункт был отмечен в социальном договоре с жителями района.
«Когда мы пришли сюда, было такое ощущение, что только что закончилась гражданская война, - смеется прораб Анатолий Забело. - Тут, там разорвано, плит перекрытия нет, вся сварка - временная. Счастье наше, что не разворовали бетонные конструкции, которые не успели смонтировать наши предшественники. Такие блоки уже не производят, пришлось бы индивидуально заказывать их на железобетонном заводе. Мы уже армировали швы, сделали сейсмопояс, сейчас делаем гидроизоляцию».
Огромные бетонные резервуары, где будет храниться четыре тысячи кубометров воды, покрывают слоем стекловаты и смолят. Одни рабочие подают сверху рулоны, другие принимают, растягивают, прижимая к стене, и пропитывают смолой. Такая изоляция должна спасти от попадания воды в микротрещины бетона и разрывов. Просто советский размах стройки!
Вообще, насчет советских строек: когда катаешься по Большой Феодосии, кажется, что здесь все еще строят коммунизм. В самом городе - реконструируют котельные, вводя газовые вместо маломощных и устаревших мазутных. В районе прокладывают водоводы, а пятиэтажки реконструируют, утепляют и красят. А еще меняют плохо зарекомендовавшие себя плоские крыши на шатровые. За год заменили почти двадцать пять тысяч квадратных метров! Объемы строек представляете? А, да. Еще выгнали цокольный этаж будущего детского садика. Хотя понятно, что коммунизм тут ни при чем. Работают социальные договоры. Кстати, оппоненты нынешней власти, да и многие крымчане считали договоры «предвыборной фишкой». Мол, наобещают, а потом закинут в долгие чиновничьи ящики. Но нет. Как убедились корреспонденты «Республики», «предвыборная фишка» работает. И хорошо работает.
«Каждый социальный договор - это обещание решить сложную задачу, которое мы дали людям - добровольно, по своей инициативе, - говорит мэр Феодосии Александр Бартенев. - Сейчас мы идем с опережением. И будем дальше выполнять эти обязательства».
Глас народа
Корреспонденты «Республики» спросили у людей, что за полтора года изменилось в их родном городе - Феодосии
Александр Шишин
Очень много изменений к лучшему. Во-первых, стало намного чище, приятно пройтись по улицам. Во-вторых, дороги сделали замечательные, у меня у самого автомобиль «Лада» «четверка» - ездить одно удовольствие. Ну а лично в моей квартире стало теплее, у нас на районе построили новую котельную.
Евгения Белаус
У нас в доме перекрыли крышу, заменили трубы и установили металлические двери в подъезде. А еще что очень радует - только позвонишь в городские власти или в ЖЭК - сотрудники откликаются на просьбы что-то сделать, а не бросают трубку. В общем, перемен положительных очень много.
Наталья Новикова
У нас стало тихо, спокойно и красиво. А еще теперь, когда идешь по городу, видишь: там работают дорожные рабочие, здесь дворники метут. Деревья побелены, мусор не валяется. Я довольна изменениями.
Ирина Шишина
В домах этой зимой было намного теплее, чем в прошлые годы. А еще - ремонтируют многоэтажки и дороги. Это приятно.