От этого недуга не умирают и не ложатся в больницу, от него нет лекарств, а способ вылечиться только один - наплевать и улыбнуться. Студенты-медики рассказали «Республике» о «синдроме третьего курса»
Илона Тунанина
fb.com/ilona.tunanina
Вам, конечно, приходилось слышать о некоем заболевании - и холодеть в испуге, понимая, что вы по всем признакам страдаете именно этим недугом? Это нервирующее явление называется «синдром третьего курса»
Болезнь, которую не надо лечить
Изучая болезни, студенты-медики «примеряют» их на себя. Гипертонический криз, диабет, СПИД, педикулез, беременность, анемия, шизофрения - какое разнообразие диагнозов ставят себе студенты! И если одних одолевает пара-тройка недугов, то самые мнительные «болеют» всем подряд.
«Сидишь на лекции и понимаешь, что у тебя все признаки сахарного диабета, тонзиллита, и как ты вообще живешь с анемией 3 степени?» - рассказывает студентка крымского медуниверситета Ольга Долгополова. Как и многие сокурсники, Оля переживала эту болезнь на третьем курсе. Почему именно на третьем? Потому что в этом время в медицинских вузах начинают изучать патологии.
«На первых двух курсах нам рассказывали, как все функционирует в норме, - говорит Оля. - А на третьем курсе мы приступили к изучению болезней. И тут началось. Преподаватель рассказывает про педикулез, а у тебя резко начинает чесаться голова. Говорит, что если больше трех недель беспокоит кашель, нужно сделать рентген - вдруг туберкулез, и тут же впадаешь в панику, непроизвольно находишь у себя все симптомы, не только у себя - у всех своих знакомых».
При этом Оля отмечает, что название «болезнь третьего курса» не совсем точное. Мнительность присуща большинству будущих врачей, независимо от курса. Ольга до сих пор примеряет на себя некоторые болезни, хотя уже с меньшим энтузиазмом.
«Например, на парах по эндокринологии спрашиваешь у преподавателя: у троюродной прабабушки сахарный диабет, может, я тоже в группе риска?» - смеется Оля.
Со временем страхов, вызванных эмоциями, становится меньше. «Начинаешь думать объективно: так, до пары о вшах в моей голове и речи не шло, и ничего меня не беспокоило, зачем я накручиваю, да и откуда им взяться?!» - рассуждает Ольга.
Не только у студентов
«Обычно приступ „болезни третьего курса“ начинается прямо на лекции, - говорит студентка 4 курса Сусанна Номанова. - Преподаватель перечисляет симптомы какого-нибудь заболевания - а ты вдруг замечаешь, что половина этих симптомов есть у тебя! Появляются подозрения, начинаешь штудировать учебники и интернет… В итоге понимаешь, что главных признаков заболевания у тебя нет, успокаиваешься - до следующего раза».
Сусанна «находила» у себя болезни сердца, пищеварительной системы. Чтобы проверить подозрения, делала рентген, ЭКГ, сдавала анализы по поводу и без.
Это, кстати, эффективный способ победить несуществующую «болезнь». Привыкшие к «синдрому третьего курса» преподаватели сразу шлют мнительных студентов на обследование.
«Термин „болезнь третьего курса“ - условный, ведь придуманные недуги беспокоят не только будущих медиков, но и обычных людей», - считает студент 5 курса Павел Дорошенко.
«Практически у любого человека, прослушавшего лекцию по медицине, возникнут подозрения, - утверждает Павел. - Так проявляется инстинкт самосохранения - и это нормально, если не выходит за рамки разумного».
Сейчас, благодаря доступности информации, число таких случаев растет. В прошлом люди подбирали себе болезни по медицинским энциклопедиям, теперь медвежью услугу оказывает интернет.
Улыбайся, если хочешь быть здоров!
Подозревая у себя симптомы какого-либо недуга, человек может по-настоящему заболеть, утверждает психиатр Игорь Якушев, кандидат медицинских наук.
«Мнительность может довести человека до неприятностей, даже до смерти, такие случаи были, - рассказывает врач-психиатр. - Все дело в том, что, подозревая у себя симптомы какой-либо болезни, человек сам внушает себе, что она есть. И, что самое печальное, организм начинает сам вырабатывать те вещества, которые способствуют развитию как раз этого заболевания, так сказать, „помогать“ ему. Так что не представляйте себя в больничной палате, на приеме у врача, тем паче, извините, на кладбище».
Крымчанку Светлану Семенову в таких ситуациях спасает юмор. Ее семилетняя дочь Злата часто примеряет на себя чужие болезни - и впадает в панику. «На днях заходит с улицы, а по телевизору идет сюжет про обморожения, Злата услышала, прибежала ко мне, протягивает покрасневшие руки и спрашивает: „У меня обморожение? Мне теперь пальцы отрежут?“, - говорит Светлана. - Или в школе играла с мальчиком, у которого якобы конъюнктивит. Так Злата сказала, не знаю, откуда у нее такое предположение. После этого она бегала весь вечер к зеркалу - проверяла глаза, расчесывала их и просила заварить чай, чтобы промыть. Лежала на диване - „умирала“. Пришлось позвонить маме мальчика, уточнить диагноз. Выяснилось, что у него гайморит. Сказала Злате, она успокоилась, но тут же уточнила, что такое гайморит. Пришлось сказать, что такое только у мальчиков может быть».
«…Я добрался до холеры, прочел о ее признаках и установил, что у меня холера, что она мучает меня уже несколько месяцев, а я об этом и не подозревал. Мне стало любопытно: чем я еще болен? Я перешел к пляске святого Витта и выяснил, как и следовало ожидать, что ею я тоже страдаю; тут я заинтересовался этим медицинским феноменом и решил разобраться в нем досконально. Я начал прямо по алфавиту. Прочитал об анемии - и убедился, что она у меня есть и что обострение должно наступить недели через две. Брайтовой болезнью, как я с облегчением установил, я страдал лишь в легкой форме, и, будь у меня она одна, я мог бы надеяться прожить еще несколько лет. Воспаление легких оказалось у меня с серьезными осложнениями, а грудная жаба была, судя по всему, врожденной. Так я добросовестно перебрал все буквы алфавита, и единственная болезнь, которой я у себя не обнаружил, была родильная горячка…».
Джером К. Джером. «Трое в лодке, не считая собаки»