Рождественский бал в Симферополе проводится уже второй раз. Получается симпатично. Только лайковые перчатки далеко не у всех...
Василий Акулов
фото: Юрий Лашов
- Хожу на балы, чтобы в запой не уйти, - признается полушутя седовласый кавалер, чья дама в соседней комнате играет в фанты. - Любовь к танцам у меня с двенадцати лет. Сильно тянуло к балету, но на дворе был голодный пятьдесят второй год - пришлось вместо балетной школы идти работать шофером.
Но тяга к прекрасному никуда не делась - и сегодня 73‑летний ялтинец Валерий Пузанов танцует на балу. Рождественском Таврическом благотворительном - он уже второй раз проходит в Симферопольском художественном музее, стены которого помнят шик и блеск дореволюционных балов. До 1917 года здесь, на улице Долгоруковской, находилось Офицерское собрание - и сегодня, один вечер в году, в залах музея, как и век назад, кружат в танце элегантные дамы и галантные кавалеры.
На хватало декольте, вееров и перчаток
Впервые вижу, чтобы возле художественного музея стояло столько дорогих машин. На входе - сдержанные и неулыбчивые молодые люди в черных костюмах - они оберегают публику от незваных гостей. Выставочные залы музея сегодня превратились в комнаты для игр, буфет, и, конечно, парадный зал для танцев.
Организаторы бала говорят, что старались воскресить атмосферу балов, которые проводились в Офицерском собрании 51‑го Литовского полка сотню лет назад.
- Хочется, чтобы раз в год наше здание оживало в своей прежней роли. Ведь самый большой зал музея был построен именно для балов, - рассказывает директор художественного музея Ларина Кудряшова - она встречает гостей у парадной лестницы музея.
Посетители выглядят торжественно: организаторы мероприятия подошли к дресс-коду со всей строгостью и требовали парадного облачения даже от журналистов. Мужчины в темных костюмах, некоторые с «бабочками», а вот среди дам не все надели открытые платьях, которых требует бальный этикет. Впрочем, с мужчинами другая беда - среди них ваш покорный слуга заметил только двух, на чьих руках красовались белые лайковые перчатки. Притом, что в пору расцвета балов безукоризненно чистые и белоснежные перчатки считались важнейшим атрибутом любого кавалера. Этикет требовал не снимать перчатки во время бала, рекомендовалось даже иметь с собой запасную пару - на случай, если перчатки из тонкой кожи вдруг лопнут. Еще один элемент, которого недоставало на современном Таврическом балу - женские веера. А ведь раньше они позволяли дамам не только устраивать себе освежающий ветерок, но и вести интимные разговоры с кавалерами - существовал особый тайный язык жестов с веером, целая система знаков, которыми можно было без слов привлечь или оттолкнуть мужчину.
«Ножку на носочек, потом на каблучок, как в первом классе…»
Гости рассаживаются вдоль стен, по периметру парадного зала. Одетый в белый фрак ведущий предоставляет слово организаторам вечера, их выступления сменяют трубные звуки полонеза - и зал наполняют около двух десятков пар.
Полонез - это серия незатейливых движений (отставили ножку вперед, покружили даму вокруг себя, покружили себя вокруг дамы), они выполняются медленно, и из-за этого танец выглядит торжественно. В нашем случае танец длился всего четыре минуты, а раньше полонез, которым традиционно открывались балы, был достаточно продолжительным - чтобы опоздавшие гости могли присоединиться к танцу.
Танец сменяют несколько сцен из истории Черноморского флота в исполнении актеров севастопольского драмтеатра имени Лавренева. Нынешний бал приурочен к 230‑летию Черноморского флота (прошлогодний был посвящен 225‑летию путешествия Екатерины II в Крым). На глазах у гостей «оживают» великие флотоводцы: Федор Ушаков, Павел Нахимов, Филипп Октябрьский, а с портретов на них смотрят коллеги - военачальники Михаил Лазарев и Иван Паскевич.
Затем «бразды правления» балом берет в свои руки танцмейстер Нинель Мамонтова. Она руководит в Ялте клубом исторического бального танца «Феерия», знает о бале почти все. И щедро делится знаниями с участниками бала, разучивая с ними фигуры польки-тройки.
- Сначала на носочек поставили правую ножку, а затем на каблучок и сделали притоп - три-четыре. Помните, как в детстве, в первом классе, - шутливо замечает танцмейстер. И через несколько минут на наших глазах рождается забавный танец. Вышедшие на паркет тройки - кавалер и две дамы, которые держат его с обеих сторон, - движутся по кругу, через каждые шесть шагов дамы меняют кавалера. А потом следуют марш севастопольских героев, веселый фокстрот, испанский вальс.
Мамонтова признает, что этот бал отличается от классических, которые она и члены ее клуба четыре раза в год проводят в родной Ялте.
- Наша программа строится на танцевальных номерах: все-таки бал - это, прежде всего, танцы. На губернском же балу, как мы его называем, делается акцент на театрализации, - поясняет Нинель Александровна.
На пути к совершенству
Отзвучал очередной вальс - и объявляется перерыв. Гости неспешно покидают зал. На выходе встречаю Бориса Финкельштейна - он руководит крымским управлением «Приватбанка» и возглавляет местное отделение Союза писателей Украины.
- Честно говоря, я не такой уж любитель ходить по балам, но супруга согласилась, и я, вот, пошел, - признается Борис Григорьевич. Несмотря на не большую любовь к балам, он одет строго в соответствии с бальным этикетом, вплоть до белых лайковых перчаток, и оценивает происходящее с вежливой снисходительностью знатока.
- Совершенству нет предела. Это только второй бал, нужно совершенствоваться дальше, - заключает банкир.
В перерыве гости участвуют в беспроигрышной лотерее, принимают участие в благотворительном аукционе, на который выставлены работы современных крымских художников. Позже стало известно, что организаторы торгов собрали 6,6 тысячи гривен. Половина суммы должна пойти на ремонт Симферопольского художественного музея, другая половина - на приобретение медицинского аппарата для одной из симферопольских клиник.
- Наша задача - превратить музей в живой культурный центр Симферополя, в котором не только экспонируется уникальная коллекция произведений искусства, но и проводятся различные креативные акции. В этом году зданию нашего музея исполняется 100 лет - и мы с радостью видим, что бальные традиции возрождаются, - говорит, завершая бал, Ларина Кудряшова.
Царские балы
В 1910‑х годах на Южном берегу регулярно проводились осенние балы. Считается, что начало им положил первый бал 16‑летней дочери российского императора Николая II великой княжны Ольги. Он прошел в только что отстроенном Ливадийском дворце осенью 1911‑го.
«Ольга Николаевна в первый раз в длинном платье из мягкой розовой материи, веселая и свежая, как цветочек, была центром всеобщего внимания», - вспоминала фрейлина двора Анна Вырубова, она же назвала крымский бал одним из самых красивых дворцовых балов! Владельцы южнобережных имений ответили на царские торжества бальными вечерами в своих дворцах, поэтому балы продолжались каждую неделю почти до середины декабря, пока царская семья не покинула Ливадию.
Главный бал в мире
Самый масштабный и знаменитый танцевальный вечер традиционно проходит в знаменитой Венской опере. Бал, который проводится с 1935 года, считается венцом бального сезона и собирает знаменитостей со всего мира. Бал открывает президент Австрии, после чего 360 девушек и юношей выступают с полонезом, под «коллаж» из произведений Вольфганга Амадея Моцарта - «Волшебной флейты», «Дон Жуана» и «Свадьбы Фигаро». Гостей обслуживают сотни «людей бала», даже есть обувной мастер, который призван заботиться о потерянных каблуках и сломанных дамских шпильках. На месте и портной, если вдруг приключится неприятность с фраком или платьем.