Создатель Российской империи, основатель Санкт-Петербурга, самый выдающийся государственный деятель в истории России
Подготовил Глеб Масловский
Петр I был очень высоким - около двух метров - но узкоплечим, с маленькой для такого роста головой и очень маленькими ступнями - его обувь соответствует современному 38 размеру.
В 10 лет Петр стал царем, разделив этот титул со своим старшим братом Иваном. Поскольку оба царя были еще детьми, государством в то время управляла их старшая сестра Софья.
Когда Петру I было 25 лет, он направил в Западную Европу так называемое Великое посольство - группу послов и сопровождавших их людей, всего 250 человек, перед которыми стояла задача найти на Западе союзников в войне против Турции. Сам царь тоже был среди членов посольства под именем урядника Петра Михайлова. Он использовал два года в Западной Европе, чтобы перенять преимущества тамошней науки, промышленности и военного дела.
В Англии Петр I работал плотником на корабельной верфи, посетил Оксфордский университет и побывал на монетном дворе, смотрителем которого в то время был Исаак Ньютон.
В Голландии Петр I полюбил кататься на коньках и завез эту моду в Россию. По его приказу на Тульском оружейном заводе изготовили первые в мире коньки с прикрепленными к подошвам лезвиями - в Голландии коньки привязывали к обуви.
Первые тюльпаны в Россию привез Петр I - он увидел их в Голландии.
Чтобы получить деньги на развитие промышленности и укрепление армии, император вводил новые налоги. Самый необычный - налог на бороду: все, кто не мог позволить себе вносить определенную плату, должны были «рубить бороду по самую шею».
Петр I освоил множество ремесел. Он научился кораблестроению, навигации, изготовлению часов, брал уроки рисования и граверного дела, учился изготовлять бумагу, осваивал ремесло плотника, каменщика, садовника, посещал анатомический театр, где изучал строение человеческого тела. Только одно ремесло Петру не далось. Как-то он учился плести лапти, но так и не смог освоить эту науку, воскликнув в сердцах: «нет ремесла мудренее лапотного…».
Петр I боролся с пьянством разными методами. Для особо отличившихся алкоголиков он велел изготовить чугунный орден «За пьянство» весом около 7 килограммов. Его вешали на шею пьяницам в полицейском участке и крепили цепями так, чтобы нельзя было снять, заставляя ходить в таком виде неделю.
Чтобы солдаты могли различать, где право, а где лево, Петр I приказал примотать им на левую ногу сено, а на правую - солому. Фельдфебель при занятиях строевой подготовкой отдавал команды: «сено - солома, сено - солома».
Празднование Нового года Петр I перенес с сентября на 1 января - как в европейских странах. Изменил он и систему летоисчисления: года начали считать от Рождества Христова, а не от сотворения Адама (5508 лет до Рождества Христова).
Привычные нам арабские цифры тоже ввел в употребление Петр I - до него цифры записывались буквами церковнославянской азбуки.
Петр I отменил традицию падать перед царем на колени.
При Петре I стала выходить первая российская газета «Ведомости».
Во время царствования Петра I в русский язык вошли около 4,5 тысяч новых слов, заимствованных из европейских языков.
В 1718 году царь официально ввел вместо пиров «ассамблеи», на которых гости танцевали и общались (смотрите фрагменты указа «О достоинстве гостевом…» внизу страницы).
Император впервые разделил Россию на губернии во главе с генерал-губернаторами.
Петр I официально возложил на себя титул императора в 1721 году, за 4 года до смерти.
В октябре 1724 года император сильно простудился, спасая севший на мель бот с солдатами, и в январе 1725 года умер от пневмонии.
Чем больше опасности, тем больше славы
Надлежит законы и указы писать явно, чтоб их не перетолковать. Правды в людях мало, а коварства много. Под них (законы) такие же подкопы чинят, как и под фортецию.
Промедление смерти подобно.
Все прожекты зело исправны быть должны, дабы казну зряшно не разорять и отечеству ущерба не чинить. А кто прожекты станет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю.
Фендрикам (подросткам) больше двух не собираться, ибо нового они ничего не придумают, а драку и дебош устроить могут.
Кто станет говорить речи, другому - не перебивать, но дать окончить и потом другому говорить, как честным людям надлежит, а не как бабам-торговкам.
Незнанием закона никто не отговаривайся.
За признание - прощение, за утайку - нет помилования. Лучше грех явный, нежели тайный.
Деньги суть артерия войны.
Я знаю, что я подвержен погрешностям и часто ошибаюсь, и не буду на того сердиться, кто захочет меня в таких случаях остерегать и показывать мне мои ошибки.
Есть желание, - тысяча способов; нет желания, - тысяча поводов!
В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает.
Небываемое бывает.
Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному.
Несчастья бояться - счастья не видать.
Указую на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была.