Организовать проплаченный митинг и создать на пустом месте сенсацию может каждый. Журналисты «Республики» уложились в 700 гривен
Глеб Масловский
Мы без труда наняли два десятка студентов и вывели их в центр Симферополя под бредовыми лозунгами в защиту несуществующего животного - карадагского змея. Нашу «массовую акцию» осветили журналисты крымских и центральных каналов и газет, правоохранители проводили видеофиксацию митинга, а информационные агентства распространили новую «сенсацию» в интернете.
Многотысячные митинги - это большие спектакли. Бабушки и студенты готовы выходить на площади украинских городов под флагами любой партии - лишь бы платили. Бизнес на живых подставках под транспаранты сейчас сократил объемы - межсезонье. Хотя, выборы уже близко и, скорее всего, мы снова увидим на площадях толпы скандирующих лозунги людей, а СМИ снова будут рассказывать о многотысячных митингах, собранных в поддержку того или иного кандидата в депутаты.
Легко ли заполучить приверженцев на час, и за сколько украинцы продают свои политические симпатии, мы разузнали, организовав митинг под стенами крымского парламента. Начали с обзвона крымских политиков, которые регулярно выводят старушек на площади - представлялись молодой экологической организацией и просили за умеренную плату предоставить людей на акцию. Но собеседники делиться бабульками не захотели.
«Я сейчас этим вообще не занимаюсь, - сказал один из них. - Но помочь смогу. Вам позвонит один человек».
Звонка пришлось ждать около часа.
«В Крыму только я могу вывести несколько тысяч человек, - кичился позвонивший, имя которого мы не указываем. - Хочешь две тысячи людей? Приведу хоть завтра, куда угодно. Могу и пять тысяч вывести».
Работу своих «бойцов» командир оценил в сто двадцать гривен в час на каждого. Потом сделал скидку - сто гривен. Мол, дешевле нигде не найдем. Ни тема митинга, ни наши цели и идеи организатора не интересовали. Впрочем, мы все равно отказались - дорого.
К вечеру на редакционный телефон поступили еще несколько звонков с аналогичными предложениями. Видать, сарафанное радио не дремлет. Каждый собеседник убеждал нас, что только он может вывести на улицы «существенное количество людей». Готовы были обсуждать даже возраст и внешний вид активистов: пожилые женщины - подешевле, прилично одетые студенты старших курсов - подороже. Самые дешевые - младшекурсники и школьники.
Ватман и кисти - лозунг готов!
Приемлемую по цене команду для массовой акции мы нашли в одном из рекламных агентств. Девчонки-студентки с радостью согласились поучаствовать в митинге за тридцать гривен в час на человека. Правда, огорчились, узнав, что мы сможем оплатить не более 20 человек. Если бы нам позволил бюджет, они, кажется, вывели бы на акцию несколько сотен своих однокурсников и товарищей.
«Чем больше митинг, тем дороже каждый участник, - рассказывает профессиональный организатор массовых акций Николай. - Каждый „десятник“ накидывает к стоимости несколько гривен, „сотник“ - еще что-то прибавит. Когда счет митингующих идет на тысячи, до непосредственных участников акции доходит меньше половины от того, что платят заказчики. Остальные деньги оседают в карманах у звеньевых».
Транспаранты для массовой акции мы подготовили сами - несколько кисточек, краски и десять листов ватмана обошлись нам в 41 гривну. Накануне мероприятия составили пресс-релиз для журналистов и разослали по редакциям. Сочинили целую легенду: якобы карадагский змей - это родственник динозавров, которого спас от вымирания нагревший морскую воду вулкан. Сейчас, по нашему мифу, змея беспокоят туристы и рыбаки, он нуждается в охране и заботе властей. Реакция не заставила себя ждать - несколько информагентств тут же сообщили, что крымские экологи проведут митинг в защиту мифического змея.
Проплаченные ребята стали стягиваться к Верховному совету за полчаса до назначенного срока. В основном - студенты в узких джинсах и нелепых шапочках. Сидели на лавке, гомонили и резвились.
«Так еще за благое дело выступаем, - обрадовался один из них, узнав, в какой акции ему предстоит участвовать. - Хотя нам, конечно, все равно. Лишь бы заплатили».
«Проблема платных митингов намного глубже»
Начало акции немного задержалось - все-таки, в первый раз. У стен крымского парламента нас уже ждали журналисты и несколько милиционеров. По нашей команде группа митингующих с плакатами и транспарантами двинулась к стенам Верховного совета. «Идут, идут», - журналисты кинулись навстречу, щелкая затворами фотоаппаратов и настраивая телекамеры.
В принципе, вместо плакатов «Хватит душить змея» и «Защити змея - сохрани ему жизнь» мы могли вручить нашим флагоносцам любые транспаранты и заставить выучить любые кричалки. Всего за тридцать гривен в час можно купить и украинца, и внимание средств массовой информации.
«Проблема платных митингов намного глубже, чем вы считаете, - рассказывает симферопольский психолог Николай Иванов. - Во‑первых, люди, которые идут зарабатывать на такие акции, переступают через свое „Я“, причиняя себе микростресс. Во‑вторых, у такого человека резко падает доверие не только социуму в целом и государственной власти, но и к окружающим его людям. Рождается подозрительность, недоверие и сопутствующие этому психические расстройства. Да, многие знают, что митинги у нас проплаченные, но одно дело знать об этом, а другое - побывать внутри ситуации и продать себя. Пускай даже на час».
Психология - психологией, а деньги - деньгами. Наш митинг обошелся всего-то в 700 гривен. Для политиков и бизнесменов это сущие мелочи. А значит, закупать народ перед выборами будут сотнями. Задумайтесь об этом, когда увидите в теленовостях очередной сюжет о массовых акциях.
Сухой остаток
Митинг в защиту карадагского змея показали три крымских телеканала, об акции сообщили не менее десятка информационных агентств. Были и публикации в газетах. Эксперимент удался: потратив всего 700 гривен, мы смогли организовать массовую акцию и сообщить о ней всей Украине.