За 50 лет по Северо-Крымскому каналу на полуостров притекла половина Азовского моря
Вадим Никифоров
фото: Юрий Лашов
Небольшой взрыв прогремел чуть севернее Армянска в прохладный день 17 октября 1963 года. Он никого не напугал. Наоборот, этого взрыва ждали тысячи людей, в том числе и генсек КПСС Никита Хрущев. Заряд разрушил перемычку - и днепровская вода хлынула в бетонное русло только что построенного Северо-Крымского канала. Днепр пришел в Крым, чтобы напоить людей, превратить засушливые степи в сады и пашни.
Канал-кормилец
Антонина Лисовская, заместитель начальника Красноперекопского управления водного хозяйства, 50 лет назад училась в третьем классе. На открытие канала девочка не попала. Зато Антонина Петровна очень хорошо помнит, каким был Север Крыма до прихода днепровской воды. «Земля сухая, потрескавшаяся, - вспоминает Лисовская. - Росли только полынь и верблюжья колючка. А когда канал построили, здесь стали сеять пшеницу, сажать яблоки, сливу. Люди были в восторге!»
За полвека Красноперекопск привык к соседству с каналом. В нем купаются, на наклонных бетонных плитах русла сидят любители рыбалки. У «центральных ворот» канала - гидроузла возле поселка Танковое - свои раколовки в воду забросил небритый мужчина. «Когда воду сбрасывают, здесь водолазы - десятками: они со дна раков мешками вытягивают». Но снабжение местных жителей рыбой и раками - вовсе не главная функция канала. Он дает воду Симферополю, Керчи, Феодосии, Судаку, многим другим городам и поселкам. В 1986 году по каналу поступала вода, орошавшая 380 тысяч гектаров садов, полей и рисовых чеков. После развала Советского Союза часть оросительных систем воры растащили на металлолом. Но канал и сейчас - главный источник воды для селян и фермеров степного Крыма.
«Продукты по карточкам, десны кровоточили»
Двое строителей Северо-Крымского канала - Сергей Ващеня и Николай Козачок - в 1963 году трудились на строительстве каналов. Летом прокладывали небольшие оросительные каналы, осенью и зимой, вместе с тысячами других строителей, вели русло магистрального канала в сторону Керчи. Они охотно и с удовольствием вспоминают о самом масштабном проекте, на котором им пришлось потрудиться.
- Как вы попали в Крым?
С. В.: - В 24 года, в 1963‑м. После армии - год в училище и распределение в Крым. Не знал тогда: куда еду, зачем.
Н. К.: - Я тоже после армии отучился в училище - на бульдозериста, тракториста, скрепериста. Попал по распределению в Полтавскую область. Но там скучно было. Узнал, что в Крыму идет строительство канала - сразу же попросился туда! И ни разу не пожалел.
- В каких условиях работали?
С. В.: - Первое время было тяжело. Техника древняя, запчастей не хватает. Мы приехали - нас на ДТ‑54 посадили. Это трактора такие старинные. Я думал, таких уже и не делают!
Н. К.: - Точно! Два часа работаешь на нем, шесть часов чинишь потом. Намаялись мы с ними. Но года через два технику заменили новой. Пришли Т‑74. Это были самые новые аппараты. Видимо, наверху увидели первый эффект канала. Каждый его километр окупал себя за первые 2-3 года.
- Что было сложнее всего?
С. В.: - Кормили первые пару лет очень плохо. От нехватки овощей, витаминов кровоточили десны. Обеды на строительстве канала были еще более-менее нормальными. А завтракать и ужинать надо было дома, из своих продуктов. Их не хватало. Одно время рабочих даже на карточную систему перевели. Полмешка крупы в начале месяца возьмешь - и растягиваешь. Но это было в 1964‑м и в первой половине 1965 года. А потом все наладилось.
Н. К.: - Еще добираться на строительство было тяжело. Мы канал в сторону Керчи вели. Дорог там почти не было. Нас к месту работы везли через пол-Крыма на автобусах, а последние 15-20 километров - на тягачах. Выезжали из Красноперекопска в 6 утра, возвращались в 9 вечера.
- Много зарабатывали?
С.В.: - В месяц получали по 500-600 рублей, доходило и до тысячи. Оплата была не почасовая, а сдельная. Сколько сделаешь - столько и получишь. Тысяча рублей в то время - это годовая зарплата учителя в школе! Бухгалтер в колхозе зарабатывал в месяц 60 рублей. Думали: поработаем два-три года, заработаем, и домой уедем - жизнь свою устраивать.
Н. К.: - Точно. Но через год все вокруг преобразилось. Когда вода пришла, города и деревни начали наполняться людьми, разрастаться. Весь Красноперекопск до канала - это четыре общежития бромного завода и пара десятков частных дворов. Город вырос у нас на глазах. А если и здесь хорошо - зачем куда-то ехать? Вот и остались.
- Понимали тогда - насколько важным делом занимаетесь?
С. В.: - Конечно! Мы видели результаты своей работы: в хозяйствах, в которых без орошения собирали по 10-12 центнеров пшеницы с гектара, начали собирать по 90 центнеров! Это было чудо.
Н. К.: - Да что там пшеница! На солончаках - засушливых, соленых землях, непригодных для сельского хозяйства, - начали собирать по 100 центнеров риса с гектара! Знаете, мы ведь тогда не о деньгах больших мечтали. Хотелось быть полезными, чтобы Крым был цветущим садом, а не пустыней. Жаль только, что Советский Союз не продержался хотя бы на пять-шесть лет дольше. Мы бы тогда еще вторую часть канала до Евпатории довели.
Могло быть иначе
Канал, который должен был доставить воду из Днепра в Крым, собирались строить еще в XIX веке - после засухи 1833 года. Тогда проект канала разработал «отец» Никитского ботанического сада Христиан Стевен. Но воплотить его в жизнь не сумели. В следующий раз к идее канала вернулись в 1916‑м, а воплощать ее в жизнь начали в 1952 году. Северо-Крымский канал выиграл у двух других проектов. По первому из них, на полуостров собирались перебросить воду из реки Кубань. Для этого по дну Керченского пролива предлагали проложить толстые трубы. Другие ученые хотели опреснить Азовское море. Но выбрали, все же, проект, по которому Крым должна была напоить днепровская вода.
Строить канал начали от Каховского водохранилища. Первый пуск воды состоялся в 1958 году, а в Крым днепровская вода впервые пришла в 1963 году. Затем магистральное русло канала довели до Керченского полуострова. Вторая ветка канала должна была снабдить водой Запад Крыма. Но ее не достроили.
Искусственные реки
Самые длинные каналы мира
Великий китайский канал (Китай)
Длина: 1782 километра
Этот канал - самый длинный и древний из действующих гидротехнических сооружений мира. Его строили почти 2 тысячи лет: начали в 540 году до нашей эры, а закончили в 1327‑м. За столетия использования канал почти зарос илом, но в середине XX века дно почистили, и сегодня им могут пользоваться суда водоизмещением до 500 тонн. Этот канал соединяет реки Хуанхэ и Янцзы, крупные порты Шанхай и Тяньцзинь. Ширина в наиболее узкой части в провинциях Шаньдун и Хэбэй - 40 метров, в самой широкой части в Шанхае - 350 метров. Глубина фарватера - от 2 до 3 метров. Максимальная грузопропускная способность составляет 10 миллионов тонн в год.
Суэцкий канал (Египет)
Длина: 163 километра
Хотя по Китайскому каналу тоже ходят небольшие суда, самым длинным судоходным каналом мира считается Суэцкий. Его пропускная способность в 480 раз выше, чем у «коллеги» из Поднебесной - до 240 тысяч тонн. Это кратчайший водный путь между Индийским океаном и Средиземным морем - он позволяет мореходам не огибать Африку и «срезать» больше 8 тысяч километров. Ширина канала - от 120 до 150 метров, глубина - 20 метров. Каждый год канал пропускает 18 тысяч кораблей и приносит Египту больше 5 миллиардов долларов.
Каракумский канал (Туркмения)
Длина: 1445 километров
Это самый длинный оросительный канал мира. Его построили в СССР для обеспечения водой южных и юго-западных районов Туркмении. Искусственную реку рыли 34 года - с 1954 по 1988. Начало берет от реки Амударьи выше города Керки. Тянется до предгорий Копетдага. В ширину достигает 200 метров, максимальная глубина 7,5 метров. 450 километров канала - судоходные.
Цифры и факты
Самый длинный в Европе. Протяженность канала - 402 километра
33 дня. За это время вода, выпущенная в Таврийске Херсонской области, где начинается канал, дойдет до насосной станции в селе Зеленый Яр Ленинского района, где он заканчивается
Половина Азовского моря. Столько воды - 130 миллиардов кубометров - прошло по каналу за все время его эксплуатации
11 водохранилищ. Столько искусственных водоемов питает канал. Их общий объем - 200 миллионов кубометров
«Монополист». 85% пресной воды, которая используется в Крыму, приходит на полуостров по каналу
10 тысяч человек и 2 тысячи механизмов. Столько людей и машин строили канал
7 метров. Глубина воды в канале в самом глубоком месте