Поездка на евпаторийском трамвае - как путешествие во времени: вагонам более полувека, а здание депо и вовсе построено больше ста лет назад. В следующем году трамвай отметит столетие, но он по-прежнему нужен городу, а глаза-фары стареньких вагончиков глядят в будущее с интересом и даже надеждой
Вадим Никифоров
фото: Юрий Лашов
За 100 лет работы евпаторийский трамвай перевез более миллиарда пассажиров! Он пережил три войны, два государства, семь советских лидеров и четырех президентов - одного советского и троих украинских. Он был первым в Крыму - и остается последним: в Керчи, Симферополе и Севастополе на смену трамваям давно пришли троллейбусы. А по Евпатории до сих пор тарахтят немецкие вагончики «Гота» и чешские «Татра» - старенькие, но ухоженные и потрясающе надежные.
Трамвай в цифрах
27 вагонов (10 «Гота» и 15 «Татра»)
8 миллионов - столько пассажиров трамваи перевозят за год
250 - примерно столько человек работает в трамвайном депо
21 километр - общая длина трамвайных путей в городе
2,5 кВт - столько электричества в среднем тратит трамвай на 1 километр пути
6 - столько рейсов в среднем делает трамвай в день
110 км - столько трамвай в среднем проезжает по маршруту каждый день
36 лет - средний возраст вагонов
56 лет - самым старым вагонам
20 тонн - вес чешского трамвая
12 тонн - вес трамвая «Гота»
1 гривна 50 копеек - цена проезда
78% - столько вагонов отработало срок полной амортизации
55 км/ч - это максимальная скорость, которую может развить трамвай
1 километр 121 метр - длина маршрута №3. Он занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как самый короткий трамвайный маршрут в мире. На нем всего три остановки
7 миллионов гривен - столько будет стоить трамвай, производство которого собираются запустить на львовском заводе «Электрон»
1 метр - расстояние между рельсами. Такая же ширина во Львове, Виннице, Житомире. Из-за нестандартной для СССР, «европейской», ширины дороги трамваи пришлось закупать в Европе. В 50‑е в Евпаторию из ГДР привезли немецкие «Гота», а в 90‑м - чешские «Татра»
Евпаторийский трамвай: больше ста лет истории
1887 год. В городской Думе Евпатории впервые рассматривают вопрос об организации электрического трамвая.
1907 год. Для строительства депо выделили 300 квадратных сажен (13 соток) земли. На них начали обустраивать тяговую подстанцию, площадку для стоянки трамвайных вагонов. Трамвайное управление находится здесь и по сей день.
16 декабря 1911 года. Городская дума утвердила проект строительства трамвайных линий, разработанный компанией «Вестингауз». Несмотря на германское название, компания была отечественная и даже называлась «Русское электрическое общество». Весь проект стоил 320 тысяч рублей. В городском бюджете столько денег не оказалось, и часть денег собрали за счет пожертвований горожан.
10 мая 1914 года. В Евпатории поехали первые трамваи. По городу затарахтели 14 вагонов. «Публика, очевидно, интересуется трамваем как новинкой и в большинстве случаев просто катается», - написала газета «Евпаторийские новости».
1918 год. Движение трамваев по городу остановлено. Сети были разрушены во время Гражданской войны. Снова запустить трамвай удалось только через пять лет.
1941 год. Работу трамваев прервала фашистская оккупация. В 1944 году движение восстановили частично, а полностью ремонт трамвайных путей закончили к 1952 году.
1957 год. На улицах Евпатории появились первые вагоны из ГДР. Это были двусторонние «Гота» - «Т57» и «В57».
1969 год. На работу в Евпаторийское трамвайное управление переведен Иван Александрович Пятецкий. Он проработал на предприятии около 40 лет. Был его руководителем. Теперь трамвайное управление носит его имя.
1980‑е. По Евпатории бегают боле 40 вагонов, трамвай - самый востребованный транспорт в городе. Каждый год он перевозит 17-18 миллионов пассажиров (в два с половиной раза больше, чем в наши дни).
21 июня 1987 года. В депо для испытаний поступил первый в Евпатории чешский вагон «КТ‑4SU». Его изготовили на заводе «Татра». Вскоре в городе появится еще полтора десятка чешских трамваев.