«Мне 70 лет, а самолету - 73. Летаем вместе, песок из нас не сыплется…»

Jul 10, 2013 09:20

Английские аристократы и миллионеры прилетели в Крым на небесном антиквариате. «Воздушным эскадроном» командовал брат королевы принц Майкл Кентский
Вадим Никифоров
фото: Юрий Лашов
25 частных одномоторных самолетов времен Первой и Второй мировых войн прилетели в Крым. На полуострове гостили члены британского аэроклуба «Воздушный эскадрон». Среди них - британский принц Майкл Кентский. Авиаторы приняли участие в реконструкции одного из боев Крымской войны - Балаклавского сражения, в котором из-за неверного приказа погибли отпрыски лучших родов Англии. Понятно, что 159 лет назад воздушных боев над Крымом не было. Полет колонны самолетов над театром боевых действий носил символический характер. «Республика» встретила британских летчиков и самолеты на военном аэродроме «Бельбек». Авиаторы-аристократы рассказали истории своих машин и объяснили, что летать на маленьком самолете - почти так же просто, как ездить на малолитражке.



Убийца «Мессеров»
Этот «Мустанг» P‑51 успел повоевать на фронтах Второй мировой. Британские летчики сбили на нем 23 немецких истребителя. В напоминание об этом - 23 знака свастики вокруг кабины пилота. Жертвами «Мустанга» в основном были фашистские «Мессершмитт Bf.109». Несмотря на преклонный возраст, самолет в отличном состоянии - может разгоняться до 700 километров в час. «Тащились сюда из Киева аж два часа. Летели всего 300-350 километров - приходилось держать скорость самого медленного в колонне, - сокрушается владелец крылатой машины Робс Ламплоу, ветеран Британских Королевских ВВС. - Я нашел этот самолет в 1976 году в Израиле. Он стоял полуразобранный в кибуце (сельскохозяйственная коммуна, вроде советского колхоза, только гораздо меньше. - „Р“), служил игрушкой для детей. Я решил, что пора бы и мне с ним „поиграться“. Теперь мы вместе - уже почти 40 лет. Мне 73, самолету - 70. Летаем. Песок из нас пока не сыплется».
Сколько стоит сейчас такой самолет, его владелец не говорит. В 1945 году «Мустанг» P‑51 стоил 51 тысячу долларов. За эти деньги в пятидесятые годы прошлого века можно было купить 17 автомобилей «Шевроле Корвет», 100 тысяч бутылочек аспирина или 12 тысяч 750 коробок с настольной игрой «Монополия».
Если учитывать инфляцию, 51 тысяча долларов 1945 года - это нынешние 660 тысяч. А поскольку теперь самолет стал редкостью, его фактическая цена составит не один миллион долларов. Ретроавиация - очень затратное развлечение, поэтому большинство членов клуба «Воздушный эскадрон» - это представители английской аристократии и успешные бизнесмены.



«Я 40 лет работал! Могу поразвлечься?»
Это «Циррус СР22» - самый популярный в мире одномоторный поршневой самолет. Стоит такая машинка 600 тысяч долларов. Ее владелец, Том Ламберт - общительный мужик лет 70, с отличным чувством юмора из пригорода Лондона. На безбедную жизнь он заработал продажей трейлеров - домиков на колесах.
- Как долго может лететь этот самолет без дозаправки? - спрашиваю.
- 1600 километров. Это расстояние он преодолеет за 6 часов. Но конкретно у этого самолета - такого длительного полета не получится.
- Почему? - удивляюсь.
- Я пописать захочу! - смеется владелец.
- Воздухоплавание - дорогое хобби?
- Разумеется! Но я тяжело работал 40 лет подряд: шесть дней в неделю, с утра до позднего вечера. Могу теперь немного поразвлечься?!



Советский «Як‑11»
Этот тренировочный истребитель в 1954 году выпус­тили по лицензии на военном заводе в Чехословакии. Теперь им владеет британец Эндрю Холман. Ветеран Королевских ВВС нашел этот самолет после того, как ушел на пенсию.
«Я купил этот самолет шесть лет назад, - вспоминает летчик, который за 20 с лишним лет службы в армии полетал на 15 самолетах различных типов. - Он мне обошелся в небольшую сумму: не работал двигатель, и прежний владелец считал, что его уже не восстановишь. Я перебирал его движок пять лет. И вот этот двигатель Швецова, который установили на самолет 60 лет назад, снова заработал. Содержать самолет, конечно, тяжело и дорого. Но если, как я, делать все своими руками - будет дешевле».
Борт тренировочного самолета украшает надпись «От Малого театра фронту». Но понятно, что учебный летательный аппарат, который на 9 лет младше Великой Отечест­венной, на ее фронтах не воевал.



«Мустанг» принца
Этот истребитель выпустили в 1943 году. В боях Второй мировой он не участвовал, но после войны был на вооружении армии Израиля. А потом одноместный боевой истребитель переделали под тренировочный. В кабине появилось место для второго пилота. Поэтому теперь на его борту латинские буквы Т (training - тренировочный) и F (fighter - боец). Несмотря на учебный и нынешний прогулочный статусы - под крыльями этого самолета остаются шесть 12‑миллиметровых стрелково‑пушечных пулеметов M2. Принадлежит этот самолет не Майклу Кентскому, а одной немецкой компании, которая сдает его напрокат. Но летать принц любит именно на этом аппарате.



Самолет своими руками
Том Стори никогда не был летчиком - он научился летать, когда вышел на пенсию. Крупного бизнеса у него тоже не было, миллионов к старости не нажил. Но свой самолет купить сумел. Точнее, не самолет, а комплект «сделай сам» от компании Van's Aircraft. «Набор для домашней сборки корпуса обошелся мне в 24 тысячи долларов, - рассказал „Республике“ авиатор, который теперь путешествует на двухместном самолете с супругой. - Собрать его проще простого: что-то вроде большого конструктора. Еще 20 тысяч стоил двигатель. В итоге получился самолет по цене хорошего легкового автомобиля. Полет из Англии в Севастополь - самый длинный и самый тяжелый на моем опыте. Над Центральной Европой шли дожди, мы попали в грозовые тучи, а у меня совсем мало опыта полетов в облаках. Было трудно».



Кузен королевы Англии
Майкл Кентский прилетел на старинном американском истребителе «Мустанг» - такие использовались в британской армии во Вторую мировую. Самолет с принцем на борту сел на летное поле третьим, королевская особа вышла из кабины второго пилота. Двухчасовой перелет из Киева в Севастополь дался 72‑летнему принцу нелегко. Он медленно, выверяя каждый шаг, подошел к девушкам с «хлебом-солью» и красной дорожке. Двоюродный брат королевы Елизаветы II оказался похожим на пос­леднего российского императора. И не случайно - Майкл Кентский приходится Николаю II внучатым двоюродным племянником. Главная деталь внешности - борода: безупречно ухоженная и белоснежная от седины. Из-под зеленого летного комбинезона торчит воротник строгой сорочки в мелкую розовую клетку. Особу благородных кровей выдает выправка: ее сложно отличить от военной, но если присмотреться - заметно невоенное изящество, утонченность и немного надменности.


Угощение для принца
Тарталетки с сыровяленой колбасой и крымским перцем, ветчиной и соусом тартар - смесью из редиса, огурца и чернослива. Канапе с сыром моцарелла и помидорами черри, маффины с лимоном и изюмом. Вот чем встречали принца Майкла и других летчиков на аэродроме. Если отбросить помпезность и назвать эту снедь по-русски - получится прозаично: бутерброды и кексы. К еде подавались минеральная вода, прохладительные напитки, кофе и чай. Не обошлось без фруктов. Говорят, крымских, хотя по внешнему виду больше похожих на заморские.



принц, Республика № 26 (111), Никифоров, Майкл Кентский, Севастополь, воздух, самолеты, Англия

Previous post Next post
Up