Коко Шанель сделала для освобождения женщин гораздо больше, чем Клара Цеткин или Роза Люксембург. Накануне 8 марта «Республика» вспоминает главные достижения самого известного модельера в истории
Мария Макеева
«Я ставлю себя на место каждой женщины. Я стараюсь думать о нуждах многих женщин, о том, как они хотят выглядеть и как хотят чувствовать себя. Моя задача - создать что-то красивое и удобное для женщин, которые очень заняты и много работают», - говорила Шанель.
Она придумала не только современную женскую моду, она создала современную женщину. А для этого женщину просто нужно было... переодеть. Шанель освободила прекрасный пол от громоздких и неуклюжих нарядов и подарила женщинам среднего достатка возможность выглядеть модно и привлекательно. Она заменила шелк на джерси, ввела в моду бижутерию, пляжные пижамы, кардиганы, свитера, твидовые костюмы, черный цвет, короткие стрижки, сумочки на длинном ремешке. Убрав все лишнее из дамского гардероба и проведя ревизию в мужском, Коко подарила женщинам чувство комфорта и уверенности в собственной привлекательности, независимо от возраста и фигуры.
1. Брюки - 1921 год
До. Однажды Габриэль отправилась на конную прогулку. Ехать верхом на лошади в платье оказалось крайне неудобно. Несколько часов мучений не прошли без следа: Шанель решила, что в следующий раз нужно надеть что-то другое. Вот только что? Может, штаны, как у жокея? С этой идеей она направилась в ателье и попросила сшить такие же для себя. «Мужская одежда для женщины?! Неслыханная дерзость!» - возмутился портной. Но Шанель не привыкла отступать и идти на поводу у стереотипов. Через несколько дней она встречала потрясенных гостей в новом наряде - широких брюках.
После. Несмотря на всю эксцентричность одежды, многие дамы согласились, что в таком виде ездить на лошади гораздо удобнее. Говорят, что сама Габриэль днем предпочитала носить укороченные брюки с дорогими свитерами классического покроя, а для вечерних выходов в свет создала знаменитые широкие брюки - вроде тех, что прославила впоследствии Марлен Дитрих.
2. Маленькое черное платье - 1926 год
До. До Шанель мода ограничивала не только длину, но и цвет дамских нарядов. Черная одежда считалась атрибутом нищеты или траура.
После. Однажды известный кутюрье Поль Пуаре встретил в Париже Коко Шанель. Мадмуазель была одета в черную юбку непривычно простого кроя - предшественницу культового маленького черного платья. «По кому вы носите траур, мадмуазель?» - насмешливо поинтересовался Поль, который наряжал женщин в каскады бархата. «По вам, месье», - последовал презрительный ответ. Слова оказались пророческими: маленькое черное платье простого кроя, придуманное Коко в 1926 году, заставило женщин забыть о тяжелых и неудобных бархатных платьях.
3. Духи «Шанель № 5» - 1921 год
До. До Шанель смешивать ароматы в женской парфюмерии считалось дурным тоном. Дамы высшего света пахли нестойкими, легко узнаваемыми цветочными запахами: роза, сирень, ландыш, фиалка. Флаконы, в которые разливали духи, как правило, украшали растительными узорами или амурами.
После. У самого известного в мире аромата - «Шанель № 5» - русские корни. Однажды Шанель обратилась с просьбой к Эрнесту Бо, русскому парфюмеру, французу по происхождению, с просьбой придумать для нее новый аромат. В 1921 году он представил заказчице несколько пронумерованных мензурок с ароматной жидкостью и предложил выбрать понравившийся запах. Шанель, считавшая своим счастливым числом пятерку, выбрала флакон под номером 5. Аромат, который привлек внимание королевы моды, состоял из 80 ингредиентов. Однако Шанель показалось, что духам недоставало одного маленького штриха - и она добавила в букет нежный ландышевый аромат. Оставалось придумать флакон - и Коко, верная своему принципу разрушения стереотипов, поместила женские духи в «мужскую» квадратную бутылочку. Аромат остается на вершине успеха и в наши дни: каждые 30 секунд в мире продается один флакон «Шанель № 5».
4. Короткая стрижка - 1920 год
До. Короткие стрижки носили только мужчины. К женщине, имеющей короткие волосы, всегда относились с опаской, ведь волосы остригали только в тюрьме. Светские дамы демонстрировали многоэтажные замысловатые прически. Порой они были так сложны, что проще было долгое время не мыть голову, чем тратить время и силы на новую укладку. Впрочем, встречались и бунтарки, которые шли наперекор обществу: например, короткие стрижки предпочитали Жанна Д’Арк и Жорж Санд.
После. В тот вечер на премьерный спектакль в «Гранд-Опера» собрался весь бомонд Парижа. По холлу прохаживались степенные дамы, вели неспешные беседы, щеголяли новыми нарядами. Все ждали необычного зрелища. И оно случилось, только не на сцене: все взгляды оказались прикованы к стриженому затылку Шанель. Коко опоздала к началу спектакля и, войдя в зал, очутилась в центре внимания. Аристократки терялись в догадках: почему законодательница моды решила расстаться с роскошными черными косами, которые она обычно оборачивала вокруг головы? Причиной резкой смены имиджа Габриэль стали душевные переживания. Она рассталась с волосами под влиянием душевного порыва, а чтобы не обсуждать настоящую причину своего поступка, придумала шутливое объяснение: якобы во время сборов на премьеру в «Гранд-Опера» она опалила волосы на газовой горелке и была вынуждена пойти на радикальные меры. В историю охотно поверили: от этой экстравагантной модницы можно было ожидать чего угодно!
5. Твидовый костюм - 1954 год
До. Ткани, из которых шили дамские пиджаки, были такими жесткими, что женщины в пиджаках не могли позволить себе без ущерба для имиджа пожать плечами или махнуть рукой.
После. После романа с герцогом Вестминстерским Коко ввела в моду английский стиль и скроила из любимой ткани шотландских помещиков (твида) элегантный костюм для женщин. По одной из легенд, Габриэль просто перешила пиджак герцога под свою фигуру, добавив к нему украшение в виде яркой окантовки. Так появилась знаменитая концепция пиджаков, облегающих женскую фигуру и не сковывающих движения. Характерные особенности костюма от Шанель - жакет без воротника, изящный силуэт, отделка декоративной каймой, юбка прямого кроя ниже колен, карманы и много пуговиц, в том числе на рукавах и карманах. Такой костюм носили Жаклин Кеннеди, Маргарет Тэтчер и даже первая женщина-космонавт Валентина Терешкова.
Кстати, о юбках. У мадемуазель Коко и на эту деталь гардероба был свой взгляд. Королева моды считала, что женские коленки уродливы, и самое верное решение - спрятать их под одеждой. С легкой руки Шанель в моду вошли удобные для деловых леди прямые узкие юбки средней длины. Есть также версия, что именно Шанель ввела в моду плиссированные юбки.
6. Свитер - начало 1930 годов
До. В середине XIX века в Европе шерстяной свитер использовали как одежду для похудения. Врачи прописывали толстякам и толстушкам занятия спортом в теплых свитерах, которые повышали потоотделение и способствовали сжиганию жира. Кстати, «to sweat» в переводе с английского значит «потеть», именно от этого слова образовалось привычное нам - «свитер». Со временем одежду без пуговиц с высоким горлом оценили моряки, а в начале XX века свитер стали использовать как спортивную одежду для зимних видов спорта.
После. До 1930‑х годов никто и представить не мог, что свитер может стать частью женского гардероба. Однажды на скачках продрогшая до самых костей Коко Шанель попросила у конюха свитер. Она натянула его поверх платья и подвязала платком на талии. «В тот день я была с англичанами. Никто из них не заметил, что на мне свитер», - вспоминала позже Шанель. Вскоре первые модели свитеров для женщин появились в продаже.
7. Бижутерия - 1924 год
До. «Драгоценности напоминают мне о морщинах старух - это все равно, что навесить на себя ожерелье из банковских чеков», - повторяла Коко Шанель. Она создала украшения из обычных металлов и искусственных камней, сделав их доступными для всех.
После. Публика восторгалась ее браслетами из белой и черной эмали, украшенными мальтийским крестом. Шанель активно использовала искусственный жемчуг, ставший со временем настоящей визитной карточкой ее стиля. Сама Коко неизменно появлялась на публике в ожерельях из искусственного жемчуга.
8. Сумочка «Шанель 2.25» - 1955 год
Свободный нрав Шанель проявился и в создании еще одной детали, без которой невозможно представить модниц современности, - маленькой сумочки на длинной цепочке. «Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю», - заявила Шанель в 1954 году. А в феврале 1955 года она уже представила на суд публики небольшую сумочку в форме прямоугольника, которую можно было повесить на плечо - и забыть о ней.
9. Загар - 1913 год
До. В Европе вплоть до 20‑х годов прошлого века загар считали верхом неприличия. В моде была аристократическая бледность. Загорелая кожа свидетельствовала о принадлежности к низшим слоям населения.
После. «Иметь кожу цвета аспирина - в этом есть что-то нездоровое!» - утверждала мадемуазель после того как однажды случайно обгорела на солнце во время круиза. Кожа цвета шоколада показалась Шанель привлекательной, и ей удалось убедить в этом остальных. Мало заботясь о том, что о ней судачат, Коко подставляла тело солнцу, добиваясь бронзового загара. На курортах она эпатировала французский бомонд смелыми купальными нарядами, а потом шокировала парижский свет загорелым телом. Благодаря Шанель загар превратился в символ достатка и праздной жизни, ведь отдыхать у моря могли только обеспеченные люди.
10. Пижама - 1929 год
Страсть к экспериментам привела Шанель в… спальню. Однажды во время беседы со знакомым дизайнером Коко обратила внимание на мужскую пижаму, которая лежала на углу швейного стола. Неудержимая Габриэль начала фантазировать с шелком, тонким индийским хлопком и атласом - и вскоре демонстрировала своим подругам первый комплект женской пижамы. Новое веяние подхватили не сразу: дамы не спешили облачаться в революционный наряд. По их мнению, «мужская» одежда для сна была слишком вызывающей и годилась только для порочных куртизанок и вертихвосток-актрис. Но Коко не собиралась проигрывать эту битву. Она разрабатывала изящные, утонченные модели пижам - и сердца потребительниц дрогнули. Но неугомонной Шанель этого было мало. Как-то Габриэль облачилась в мужские пижамные брюки, надела черный облегающий джемпер с жемчужной ниткой в несколько витков и отправилась гулять по улицам курортного городка Биарриц. Эпатажный образ французской модницы шокировал публику - но ненадолго. Вскоре пляжные пижамы - наряды из расклешенных брюк и жилетов свободного покроя - стали популярной одеждой.
Жизнь Шанель: от монастыря до журнала «Тайм»
Будущая звезда мировой моды Габриель Коко Шанель родилась в 1883 году в городке Сомюр на западе Франции. Впервые Шанель взяла в руки иголку и нитки в 12 лет, в приюте, куда она попала после смерти матери. Как только ей исполнилось 18, Габриель начала самостоятельную жизнь, поступила на работу в магазин одежды, где нашла своих первых клиентов и поклонников, а по вечерам пела в кабаре в провинциальном городке Мулен - именно там к ней прилепилось прозвище «Коко» - так звали собаку из песенки, которую пела Шанель. Певицей Габриэль не стала, но именно голос оказался для нее пропуском в другой мир: в кабаре юную прелестницу заметил богатый аристократ Этьен Бальзан. Очарованный красотой Шанель, он увез девушку в Париж. Правда, этот союз не просуществовал долго. В 1910 году в судьбу Габриель вмешался другой влиятельный мужчина - английский промышленник и денди Артур Кэйпел, который помог ей основать небольшое собственное дело - знаменитый салон «Моды Chanel» в доме № 31 по улице Шамбон (там он находится и по сей день). В жизни Шанель было много страсти, она любила мужчин, а они любили ее. Но еще больше Шанель любила одиночество, прогулки на природе, удобную спортивную одежду, собак и рыбалку. Себя Коко называла «солнечная пчела», возможно, из-за стиля жизни, который вела. Известно, что модельер рано вставала и рано ложилась, всегда следила за фигурой (всю жизнь Шанель весила столько же, сколько в 20 лет); о ее работоспособности ходили легенды. Свою последнюю коллекцию Коко создала в возрасте 88 лет. Самая знаменитая француженка прошлого столетия, Коко Шанель, по версии журнала «Тайм», находится в сотне самых влиятельных людей XX века. Кстати, она единственная в этом списке представительница мира моды.