Илья Токарев
Крымские автобусы, троллейбусы и маршрутки, а также машины МЧС и «скорой помощи» оснастят системами спутниковой навигации - это позволит создать Единый диспетчерский центр, который будет получать информацию о каждом транспортном средстве и оперативно реагировать на изменение ситуации на дорогах. Если нововведение заработает, пробки и заторы на наших дорогах останутся в прошлом, а цена билетов сохранится на нынешнем уровне.
«Республика» уже рассказывала о Едином диспетчерском центре (см. № 49 от 13 декабря 2012 года), который планируют создать в Крыму. Если вкратце, суть инициативы Совмина в том, чтобы оснастить весь общественный транспорт спутниковыми навигаторами, чтобы оперативно отслеживать и корректировать автобусные потоки. Кроме того, у специалистов появится возможность глубокого анализа транспортной нагрузки и модернизации транспортной сети.
«Компании „Сим Сити Транс“ и „Крымтроллейбус“ уже по собственной инициативе установили на машины GPS-навигаторы, - рассказывает Виталий Нахлупин, председатель комиссии Верховного совета Крыма по бюджетной, экономической и инвестиционной политике. - Один из возможных участников тендера на поставку систем навигации согласился предоставить свои комплекты для испытаний. Сейчас они тестируются, и обе компании дают положительные отзывы».
Нахлупин утверждает, что монтаж и покупка системы навигации должны повысить стоимость проезда примерно на 3 копейки, но этого не будет - расходы компенсируются с лихвой (см. рубрику «Почему это выгодно владельцам автобусных компаний»). А вот нелегальным перевозчикам, которых в Крыму около трети, придется или завязывать с бизнесом, или переходить на официальную работу.
«По нашей оценке в пик сезона объем нелегальных автоперевозок достигает 30% рынка, - подсчитал Нахлупин. - А на некоторых особо рентабельных маршрутах в часы пик мы имеем соотношение „50 на 50“. Половина автобусов - законные, а половина - „нелегалы“. Зимой, когда туристов меньше, и транспортники обслуживают только местных, нелегальных автобусов становится меньше - 10-12%».
Единый диспетчерский центр поможет ликвидировать этот теневой рынок - сотрудники ГАИ смогут оперативно «засечь» маршрутные автобусы, не оборудованные комплексами навигации.
Казалось бы, создание диспетчерского центра - отличная идея, шанс навести порядок в транспортной системе Крыма. Но некоторые средства массовой информации практически сразу начали агрессивную кампанию против нововведений. Активно выступали газета и телеканал крымского депутата, недавно блеснувшего «красноречием» на всю страну. Как рассказали «Республике» источники в Верховном совете Крыма, у этого народного избранника есть свой «шкурный» интерес. Его автопредприятие «Легион‑007» во время курортного сезона осуществляет полулегальные перевозки, срывая солидные барыши. В этом дорожном омуте депутат ловит рыбку уже много лет и очень не хочет делиться с бюджетом «копеечкой», которую помешает скрывать спутниковая навигация.
Почему это выгодно пассажирам?
Исчезнут пробки, создаваемые маршрутками: автобусы будут стоять на остановках строго ограниченное время.
Вероятность нарваться на перевозчика-нелегала на неисправном авто сводится к минимуму.
Изменения не скажутся на цене проезда: 2,75 гривны за поездку по Симферополю.
Почему это выгодно владельцам автобусных компаний?
Снизится «холостой» пробег подвижного состава (владелец компании будет в точности знать, следует ли его сотрудник по намеченному маршруту или успевает «поколесить» по своим делам на «казенном» топливе).
Уменьшится время следования из начального пункта маршрута до конечного. Остановки, бесполезные простои система будет фиксировать. Это позволит сделать больше рейсов, а соответственно, заработать больше денег.
Движение в равномерном темпе позволит сэкономить от 20 до 30% топлива.
Уменьшится бесполезный пробег автобусов, это позволит снизить затраты на ремонт.
Гарантируется сохранность транспортного средства (сейчас водители автобусов зачастую оставляют машину на необорудованных стоянках или прямо под своим подъездом и так далее, рискуя транспортом фирмы).